Церковь на немиге. Церковь на немиге Где находится, как добраться

Одной из самых выразительных архитектурных доминант сегодняшнего Минска в центральной части города по праву считается Свято-Духов кафедральный собор. Гармония его внешнего облика, сохранённая в соразмерности пропорций собора, мягкости очертания его колокольных башен, направленных вверх, очевидно контрастирует с грубыми, угловатыми формами зданий, которые находятся недалеко от храма.

Свято-Духов собор обращает на себя внимание, так как напоминает нам про горний мир, воспринимается будто музыка, которая чудом воплотилась в построении. В то время, когда многое из окружающей архитектуры звучит диссонансом этому возвышенному чувству, подавляет в нас радостное настроение, пригнетая грозностью своих объёмов.

Таким является первое впечатление, которое возникает в душе, при знакомстве с Минским кафедральным собором, который круто возвышается над площадью Свободы.

Рождённый для жизни талантливыми мастерами, имена которых нам не известны, храм украшает исторический центр Минска, представляя собой в архитектурном отношении двухбашенную, трёхнефную базилику, сделанную в стиле виленского (белорусского) барокко.

Место, на котором расположился Минский Свято-Духов кафедральный собор, издревле принадлежало Православной Церкви. До насильственного введения в Минске церковной унии после 1596 года здесь размещался православный мужской монастырь во имя бессребренников Космы и Дамиана. Также этому монастырю принадлежали земли, прилегающие к современному кафедральному собору. Об этом историческом факте сохранились сведения в инвентарной описи 1784 года. В XVI веке это была восточная окраина древнего Минска. Монастырские здания были одними из сооружений, имевших оборонное значение.

Первые сведения об этом православном монастыре относятся к началу XV века. Упоминается он и в исторических документах начала XVII столетия. Белорусский этнограф и писатель Павел Шпилевский, изучивший в XIX веке древние акты и грамоты Минской губернии, указывает на существование к началу XVII столетия православной монастырской церкви - «Козьмодемьяновской …; при ней было училище». Встречается в документах упоминание и о Козьмодемьяновской горе, на которой ныне возвышается Свято-Духов кафедральный собор.

Надо заметить, что до конца XVI века преимущественное большинство храмов в Минске являлись православными церквями. Сохранились сведения о существовании в городе с конца ХI и до начала XVII века шестнадцати монастырских и приходских церквей: соборная Рождества Пресвятой Богородицы, Николаевского монастыря, Спасо-Вознесенская (монастырская), Свято-Духова (монастырская), Космо-Дамиановская (монастырская), Воскресенская, Георгиевская, Спасо-Преображенская (женского монастыря), Петро-Павловская (монастырская), во имя Праскевы Пятницы, Борисо-Глебская, Свято-Троицкая, Михайловская, во имя преподобной Евфросинии и во имя Предтечи и Крестителя Иоанна.

Фрагмент знамени минских портных с изображениями защитников цеха
бессребренников Косьмы и Дамиана. 1830 г.

В начале XVII века имущество и сам Космо- Дамиановский монастырь были незаконно конфискованы польскими властями у православных и переданы униатам. Церковная уния была встречена православными минчанами всех сословий с неудовольствием и ропотом. Документально зафиксированы следующие массовые выступления минчан против церковной унии: 1 марта 1597 года - выступление горожан против униатского митрополита Михаила (Рогозы), в 1612 и 1616 годах, также, произошли массовые выступления горожан против Брестской церковной унии.

Из-за незаконной конфискации польским королем у православного населения Минска всех храмов и монастырей, в 1613 году минскими горожанами было учреждено Петро-Павловское братство (совр. Петро-Павловский собор на Немиге). Это братство было самым крупным из семи минских братств (соборное госпитальное при замковой церкви Рождества Богородицы, Воскресенское, Крестоносное, Святого Михаила, Святого Николая, Святого Иоанна Крестителя и Святой Анны), которые вели постоянную борьбу с унией. При братствах были устроены школы, богадельни и типографии. В 1620 году Петро-Павловское братство было утверждено Патриархом Иерусалимским Феофаном IV. К этому времени (конец XVI века) в городе Минске проживало около 5 тысяч человек. Из-за того, что минчане отказались принять Брестскую церковную унию и, следовательно, отказались посещать переданные униатам храмы и монастыри, для римско-католических церковных властей встал остро вопрос материального содержания всего недвижимого имущества конфискованного у православных. Из-за трудности его разрешения, многие бывшие православные храмы и монастыри, в том числе Космо-Дамиановский монастырь, были переданы униатами монашеским орденам латинского обрядя Римско-католической церкви. Это произошло в 1633 году. Таким образом, храмы и другое недвижимое имущество бывшего православного Космо-Дамиановского мужского монастыря отошло к женскому римско-католическому ордену бернардинок. Через некоторое время в бывшем монастыре произошел пожар, уничтоживший храмовые и иные постройки. Пожары в этот период были не редким явлением в Минске, отчего страдало местное население. До конца XVI века вся застройка Минска была деревянной и, только начиная с XVII века, во многих местах стали возводиться каменные здания.

После пожара в период с 1633 по 1642 годы на землях бывшего Космо-Дамиановского православного монастыря был возведен храм бернардинок (здание нынешнего собора). Каменный монастырский комплекс был построен позже в 1652 году.

В годы русско-польской войны (1654-1667) храм был значительно повреждён. Поэтому, неслучайно, в августе 1687 года его снова освятил епископ Виленский Николай Слупский.

Интересные воспоминания о жизни монахинь-бернардинок оставил стольник российского царя Петра І, П.А. Толстой, который в 1697 году проезжал через Минск: «Был я в кляшторе панен барнадынок, - отметил он, - девицы барнадынки ходят в черном… носят власяницы толстыя и подпоясаны веревками с узлами, ступают всегда босыми ногами в зиме и в лете, и на колодках, в костел ходят тайной лестницей, устроенной в стене, и стоят на хорах, смотря в костел малыми скважинами сквозь решетки, чтобы люди их не видели. Те барнадынки при мне играли на органах и пели зело предивно…».

Сохранились сведения о том, как выглядел храм бернардинок в начале XIX века. По обеим его сторонам имелись небольшие каменные часовни. На башнях звучали 3 маленьких колокола; на центральном фронтоне (где сегодня видим мозаику иконы Божьей Матери) был большой колокол, весь костёл был побелён, его крыша покрыта гонтом, а колокольные башни - жестью. Рядом с монастырём находился ряд построений хозяйственного назначения.

В 1741 г. храм сильно пострадал от пожара, после которого подвергся реконструкции. Серьезным бедствием для Минска были частые пожары. Большой ущерб нанесли они городу в 1809, 1813, 1822 годах, но самый сильный пожар вспыхнул 30 мая 1835 г. во время контрактовой ярмарки. Тогда первым, как раз, загорелся женский бернардинский монастырь - здание современного кафедрального собора с прилегающими к нему постройками. Из-за бездействия пожарной команды огонь быстро охватил всю центральную часть города. Пламя бушевало около 8 часов. Ущерб, нанесенный городу, был поистине ужасным: пострадало много жилых домов, большая часть культовых сооружений, в том числе сам женский монастырь бернардинок, гимназия, городской театр.

Пострадавший от пожара храм монахиням-бернардинкам восстановить в первоначальном виде не удалось, а в 1852 году, из-за сокращения количества монахинь в нем, храм и вовсе закрывают. Оставшихся нескольких монахинь перевезли в бернардинский монастырь в город Несвиж. Всё своё имущество, кроме колокола, оставленного на фронтоне храма, бернардинки забрали с собой. Храм оставался некоторое время бесхозным.

Несмотря на то, что имущество Космо-Дамиановского мужского монастыря было незаконно конфисковано польскими властями у православных и передано униатам, а потом монахиням-бернардинкам, которые возвели свой храм на его месте, народная память о православном монастыре сохранялась в течение более чем трех веков вплоть до XX века. Об этом факте свидетельствует то, что до 1931 года улица, которая спускалась вниз от Соборной площади (совр. площадь Свободы) носила название Козьмодемьяновской. Эта улочка была короткой и кривой и считалась одной из древнейших в Минске. В древности она пролегала по кратчайшему пути на юго-востоке от городской крепости и связывала нижнюю часть Минска - Замчище - с верхней его частью (выходила к нынешнему Свято-Духову кафедральному собору). Улица Козьмодемьяновская отмечена на карте Минска, датированной 1793 годом. На плане видно, что ее границами служили монастырь бернардинок (современный кафедральный собор) и улица Немизская (тогдашнее название Немиги).

В XVIII веке Козьмодемьяновская улица была единственной в городе, целиком застроенная каменными домами. Являлась уникальным памятником градостроительства эпохи Ренессанса. Узкая, искривленная, темная, мощенная булыжником улица круто поднималась в гору. Застроена она была двух- и трехэтажными домами, на первых этажах которых размещались многочисленные мастерские, лавочки и мелкие магазины. В обиходе улицу называли «Темными крамами» или «Памиж темных крам». Сказывалась на жизни Козьмодемьяновской и близость к Низкому рынку. В выходные и праздничные дни улица была заполнена многочисленными торговцами самым разным товаром. Были здесь и свои промышленные предприятия.

В 1933 году Козьмодемьяновскую улицу переименовали в честь советского поэта и писателя Демьяна Бедного (настоящее имя Ефи́м Алексе́евич Придво́ров).

Улица Козьмодемьяновская, 1931 год.

До войны улица Козьмодемьяновская (с 1933 года Д.Бедного) еще сохраняла свой облик. Однако во время Великой Отечественной войны фашистские бомбардировки превратили улицу в руины. Полностью же следы улицы исчезли в 1989 г. в связи со строительством станции метро «Немига». От прежней Козьмодемьяновской улицы не осталось и следа…

До 1860 года здание бывшего женского бернардинского монастыря (современный Свято-Духов собор) пустовало. В этом году храм вернулся Православной Церкви, в нем был сделан небольшой ремонт, и он был освящён в память равноапостольных Мефодия и Кирилла. На протяжении нескольких последующих лет в церкви проводились богослужения для учащихся Духовной семинарии, переведенной из Слуцка в Минск. Семинаристы проживали в соседних монастырских корпусах. Таким образом, через 250 с лишним лет, историческая справедливость восторжествовала, и земли некогда незаконно отобранного у православных минчан Космо-Дамиановского мужского монастыря возвратились прежнему и законному его собственнику - Православной Церкви.

Вид Минска. Одно из первых фото города. 1863 г. Снимок был опубликован в журнале «Фотографическая иллюстрация», 1863, № 8-9. (Источник: «Гісторыя беларускай кнігі», т.2, с. 104).

В конце 60-х годов XIX века храм выглядел очень плохо, из-за чего он требовал капитального ремонта. Представить себе состояние церкви в то время можно, ознакомившись с рапортом направленным епархиальному начальству от Петра Елиновского, протоиерея Минского Петро-Павловского собора. «При внимательном осмотре Кирилло-Мефодиевской церкви, - писал протоиерей П.Елиновский, - нашел, что здание это в самом жалком состоянии… Оно было в пожаре 30 мая 1835 года и 30 ноября 1852 года. После пожара крыша построена в первый раз деревянная, а в другой - железная, но наружность церкви не была исправлена с 1825 года, а колоколенных башен не покрывали ни после первого, ни после второго пожара».

Особую роль в истории храма сыграл архиепископ Минский и Бобруйский (Туровский) Александр (Добрынин) (1868-1877). Это был всесторонне образованный человек, воспитывавшийся под непосредственным руководством приснопамятного Митрополита Литовского и Виленского Иосифа (Семашко). С 1879 года он стал достойным преемником выдающихся и ревностных пастырей-митрополитов Иосифа (Семашко) и Макария (Булгакова) на Литовской кафедре. Для укрепления православия в Беларуси и Литве он построил и лично освятил церкви, открыл новые и возобновил старые братства. Его стараниями и заботами многие церкви и причты в крае были обеспечены угодьями и постройками. Эта деятельность, в связи с замечательными личными качествами архиепископа Александра - кротостью, сердечностью, простотой и приветливостью в общении, а также доступностью для всех и религиозностью, сопровождавшейся делами любви и милосердия, оставила по нем глубокую память у населения Минской и Виленской губерний.

Высокопреосвященный Александр (Добрынин),
Архиепископ Минский и Бобруйский (Туровский) (1868-1877),
Литовский и Виленский (1879-1885).

В 1869 году, по ходатайству архиепископа Александра (Добрынина), из казны были выделены необходимые средства для приведения храма и прилегающего к нему здания в должный порядок, чтобы открыть здесь мужской православный монастырь. Выделена была сумма в 13 тысяч рублей (по тем времена очень значительная сумма), половину которой использовали при ремонте храма и на устройство в нём нового иконостаса.

Протоиeрей П.Елиновский был признан ответственным за ремонт церкви. Взявшись за это сложное дело, он произвел капитальный ремонт. Под его началом был отреставрирован не только сам храм, но и монастырский корпус.

Реставрация собора в конце ХХ века.

Открытие монастыря состоялось 4 января 1870 года, а в мае последовало предписание Синода именовать его Свято-Духовым. Освящение главного престола монастырского храма в честь Сошествия Святого Духа было совершено 22 октября 1870 года, а 1 ноября того же года был освящён правый придел храма в честь святых Мефодия и Кирилла.

Братию составили монахи древнего Слуцкого Свято-Троицкого монастыря. В Минск были переведены его библиотека, ризница и многое другое монастырское имущество. Приехавших из Слуцка монахов встретили празднично. Епископ Минский Александр (Добрынин) благословил монахов иконой Виленских мучеников - Антония, Иоанна и Евстафия. Из Киево-Печёрской лавры также, в качестве благословения, была прислана икона Успения Пресвятой Богородицы, - копия с чудотворной иконы, которая с древних времён сохранялась в знаменитом Киевском монастыре.

Приехавшие из Слуцкого Свято-Троицкого монастыря иноки, как дорогую им память, «возложиша на престол» Свято-Духовой церкви древнее Евангелие, лично переписанное в 1582 году православным князем Юрием II Юрьевичем Олельком. На серебряной обложке того Евангелия имелась надпись: «во имя Пресвятыя и Живоначальныя Тройцы Отца и Сына и Святаго Духа: сие святое Евангелие рукою властною Юрий Юрьевич Олелько, княжо Слуцкое вписан от Р.Х. 1582 июня 4 дня и подал вечными часи, до Святой Тройцы благочестивой Архимандрии Слуцкой, для вечного богомоления и спасения души своея в незабитную память, как прародителей наших Князей Слуцких и родителей и самого себя. Лето 1584”.

Юрий Юрьевич II Олелькович, князь Слуцкий и Копыльский
(17 августа 1559 - 6 мая 1586),
отец праведной Софии Слуцкой

Кроме Слуцкого Евангелия в Свято-Духовой церкви хранились другие святыни, среди которых - икона святителя Никиты, епископа Новгородского, с частицей его мощей; прижизненный портрет святителя Тихона Задонского, четыре посеребренных креста, служивших ковчежцами для мощей. Имевшаяся на одном из крестов надпись свидетельствовала, что в крестах содержатся частицы святых мощей многих угодников Божиих.

Свято-Духова церковь действовала до начала 1918 года и являлась монастырской. В 1905 году число насельников обители не превышало десяти. Среди них был один архимандрит, один игумен, четыре иеромонаха, два иеродиакона и двое монахов. При монастыре существовала ремесленная школа, в которой дети-сироты учились мастерству плотников.

Вид на Высокий рынок с Троицкой горы. С рис. Я. Дроздовича. 1919 г.

В 1914-1916 годах богослужения в церкви часто проводил Преосвященный Феофилакт (Клементьев), епископ Слуцкий, викарий Минской епархии, который в 1917 году уехал на Поместный собор в Москву. После Феофилакта непродолжительное время настоятелем храма служил архимандрит Афанасий (Вечёрка), которому принадлежит авторство интересной книги о праведной Софии, княгини Слуцкой и Копыльской, нетленные мощи которой и ныне сохраняются в соборе. Эта книжка вышла в Минске в 1912 году и представляет собой библиографическую редкость.

В 1918 году после прихода к власти большевиков монастырь был закрыт, и вскоре богослужения в Свято-Духовом храме прекратились. После этого многое из церковной утвари бесследно исчезло. В самом храме новые власти распорядились устроить спортивный зал для пожарной команды, затем архив. По некоторым свидетельствам, криптовая часть храма в конце 1920-х - начале 1930-х годов была приспособлена под пересыльную тюрьму, в которой содержались «раскулаченные» крестьяне. Как свидетельствуют минские сторожилы, новые хозяева храма сняли с башен собора кресты и водрузили на их место красные флаги. Однако порывами ветра они были сорваны и сброшены вниз.

Сохранилась история, что в советские времена от уничтожения здание Свято-Духова собора спасло только чудо. В 1938 году население города согнали к его стенам на митинг. Для соответствующего антуража недалеко от входа разложили костер, где сжигали религиозную литературу. Чтобы поздравить трудящихся, на трибуну поднялся оратор, который поклялся не сойти с места, если храм не будет разрушен. Но, спускаясь с трибуны, он оступился и сломал обе ноги. А когда на следующий день ветер сорвал с башен красные флаги, повешенные вместо крестов, большевики посчитали лучшим не трогать здание.

После конфискации Свято-Духовой церкви у православных верующих, её иконостас разобрали и перенесли на сохранение в женский Спасо-Преображенский монастырь , который находился на том месте, где находятся в настоящее время здания Генеральной прокуратуры и кинотеатра «Победа». Отсюда в 1921 году этот иконостас попал в приходскую церковь деревни Прилепы, которая находится под Минском. Там его снова собрали и на Вербное воскресение освятили. Вместе с иконостасом в Прилепы перевезли ещё некоторые иконы, которые раньше находились в Свято-Духовой церкви. Среди них выделялись следующие: запрестольная икона Пресвятой Троицы, иконы равноапостольных Мефодия и Кирилла, бесребренников Космы и Дамиана, великомученика и целителя Пантелеимона, великомученицы Варвары, апостола архидиакона и первомученика Стефана. Все они были уничтожены в 30-е годы во время закрытия храма в Прилепах…

Во время Великой Отечественной войны богослужения в Свято-Духовом храме возобновились. Освящение церкви совершил Преосвященный Филофей (Нарко), епископ Могилевский и Мстиславский. По проекту инженера Антона Яковлевича Васильева в начале 1943 года в храме поставили новый трёхъярусный иконостас (разобранный в 1961 году). Жертвователем храма стал один горожанин, который предоставил на ремонт собора средства, вырученные им от продажи двух собственных домов.

Вид храма в годы Великой Отечественной войны (1941-1943 гг.).

Одновременно с храмом возродился и Свято-Духов мужской монастырь, в котором жило трое монахов. Настоятелем церкви в военное время служил игумен Пантелеимон (фамилия неизвестна). Ему помогал иеромонах Юлиан (Троцкий). Позже к ним присоединился архимандрит Серафим (Шахмудь) (1901-1946), и в 1943 году он был назначен настоятелем Свято-Духовой церкви. Архимандрит Серафим пользовался широкой известностью, поскольку принимал участие в годы войны в открытии многих церквей. В Минске о.Серафим принял на себя добровольное попечение над больницами города, инвалидными домами и детскими приютами. Его можно было часто видеть посещающим людей, обездоленных войной. Он исполнял свой пастырский долг неукоснительно строго. В 1944 году с приходом Красной Армии он был арестован. На допросах арестованный священнослужитель держался с мужеством. Не скрывая от «следователя» своих взглядов, архимандрит Серафим на вопрос о том, что он говорил во время проповедей, когда ездил по Беларуси, прямо сказал, что часто обращался к народу примерно со следующими словами: «Россия была верующая. Верили наши предки, деды, прадеды, отцы, и теперь мы вновь заживем счастливо через веру. Нехорошо, что безбожники закрывали наши святыни, что ваши отцы и матери умирали без напутствия Святых Тайн и хоронились без священника, а дети росли не крещеные и не венчались…». В 1946 году священномученик скончался, находясь в заключении в тюрьме НКВД СССР. В 2000 году он был причислен к лику святых новомучеников и исповедников Русской Церкви XX века.

Очередной настоятель Свято-Духова собора протоиерей Серафим Стефанович Баторевич в 1951 году также был арестован и осуждён на 25 лет заключения. Протоиерей С.Баторевич в период с 1947 по 1951 годы являлся настоятелем Минского Свято-Духовского кафедрального собора. Одновременно он исполнял обязанности благочинного приходов города Минска и епархиального секретаря. По воспоминаниям прихожан, протоиерей С.Баторевич совершал богослужения благоговейно и ревностно. Он был замечательным проповедником, обладал художественным и певческим даром, с любовью относился к своей пастве и был горячо любим прихожанами. Скончался 21 апреля 1960 года, на Пасху Христову, от последствий лучевой болезни, полученной в заключении.

После своего открытия в 1942 году Свято-Духова церковь более не закрывалась. В 1945 году из закрытого Петропавловского собора в Свято-Духов храм была внесена древняя святыня - чудотворная Минская икона Пресвятой Богородицы . В 1947 году над собором были воздвигнуты кресты. В первой половине 1950-х годов был осуществлён капитальный ремонт внутренней части храма, на что была израсходована значительная по тем временам сумма в 500 тысяч рублей.

В 1953 году с северной стороны храма был устроен придел в честь великомученицы Варвары , котором была помещена частица святых мощей этой святой . В 1968 году в южном приделе собора был утверждён престол в честь Казанской иконы Божией Матери . У северной стены храма установлена рака с мощами праведной Софии, княгини Слуцкой , а в криптовой части собора устроен придел в честь равноапостольных Мефодия и Кирилла , который действует как крестильная церковь.

С 1961 года Свято-Духову храму присвоен статус кафедрального собора Минской епархии.

Кафедральный собор Сошествия Святого Духа является главным храмом белорусского экзархата РПЦ. Это одна из главных духовных святынь Минска, которая ежегодно посещается тысячами верующих.

Собор Св. Духа, Минск (фото: Сергей Сандаков, 2009)

Здание было построено в первой пол. XVII в. как храм католического женского монастыря бернардинок. В 1852 году монастырь был упразднён, передан православной церкви и освящён в память Святых Кирила и Мефодия. В прилегающем двухэтажном корпусе был открыт Свято-Духов монастырь, который просуществовал вплоть до 1922 г.
С 1961 г. Свято-Духов храм стал именоваться собором.

Кафедральный собор на Немиге, Минск (фото: Сергей Сандаков, 2009)

Самой ценной реликвией Свято-Духова кафедрального собора является чудотворная икона Божией Матери, обретенная минчанами в 1500 г. и именуемая Минской.

Икона Божией Матери (фото: с сайта wikipedia.org)

Здесь также хранятся мощи внучки Анастасии Слуцой – Софии Слуцкой, и частицы мощей Святой Великомученицы Варвары.

  • В здании собора в разное время располагались: спортивный зал для пожарной команды, архив, пересыльная тюрьма.
  • В 1991 г. патриарх Алексий II совершил Всенощное бдение в соборе и наградил его правом служения Божественной литургии с отверстыми Царскими вратами.
  • По преданию Минская икона Божией Матери была написана евангелистом Лукой. До XV в. она хранилась в Киеве пока во время татарского нашествия на этот город она не была брошена в реку Днепр. Спустя некоторое время она была найдена жителями города Минска на реке Свислочь против замка.

Время работы и расписание служб

Будние дни: 9.00 (Божественная Литургия), 18.00 (Вечернее Богослужение)
Праздничные дни: 7.00 (Ранняя Божественная Литургия), 10.00 (Поздняя Божественная Литургия), 18.00 (Накануне Всенощное Бдение)

Как добраться

Свято-Духов кафедральный собор находится по адресу ул. Кирила и Мефодия, 3
Доехать можно на метро, выход на станции «Немига»

Кафедральный собор Сошествия Святого Духа является главным храмом белорусского экзархата РПЦ. Это одна из главных духовных святынь Минска, которая ежегодно посещается тысячами верующих.

Собор Св. Духа, Минск (фото: Сергей Сандаков, 2009)

Здание было построено в первой пол. XVII в. как храм католического женского монастыря бернардинок. В 1852 году монастырь был упразднён, передан православной церкви и освящён в память Святых Кирила и Мефодия. В прилегающем двухэтажном корпусе был открыт Свято-Духов монастырь, который просуществовал вплоть до 1922 г.
С 1961 г. Свято-Духов храм стал именоваться собором.

Кафедральный собор на Немиге, Минск (фото: Сергей Сандаков, 2009)

Самой ценной реликвией Свято-Духова кафедрального собора является чудотворная икона Божией Матери, обретенная минчанами в 1500 г. и именуемая Минской.

Икона Божией Матери (фото: с сайта wikipedia.org)

Здесь также хранятся мощи внучки Анастасии Слуцой – Софии Слуцкой, и частицы мощей Святой Великомученицы Варвары.

  • В здании собора в разное время располагались: спортивный зал для пожарной команды, архив, пересыльная тюрьма.
  • В 1991 г.

    Минский Свято-Духов кафедральный собор

    патриарх Алексий II совершил Всенощное бдение в соборе и наградил его правом служения Божественной литургии с отверстыми Царскими вратами.

  • По преданию Минская икона Божией Матери была написана евангелистом Лукой. До XV в. она хранилась в Киеве пока во время татарского нашествия на этот город она не была брошена в реку Днепр. Спустя некоторое время она была найдена жителями города Минска на реке Свислочь против замка.

Время работы и расписание служб

Будние дни: 9.00 (Божественная Литургия), 18.00 (Вечернее Богослужение)
Праздничные дни: 7.00 (Ранняя Божественная Литургия), 10.00 (Поздняя Божественная Литургия), 18.00 (Накануне Всенощное Бдение)

Как добраться

Свято-Духов кафедральный собор находится по адресу ул. Кирила и Мефодия, 3
Доехать можно на метро, выход на станции Немига

Время в Минске

Более 900 лет назад на месте слияния рек Свислочи и Немиги возник город Минск (или Менск в старом написании). Происхождение названия города чаще всего связывают со словом "мена" и находившемся в древние времена на месте города меновом пункте — торговом рынке. Но существует и другая версия: по мнению некоторых историков, древний Минск возник на берегу ныне почти высохшей реки Менки, а во второй половине XI века был перенесён на 16 километров на восток, на нынешнее место. Окончательно этот вопрос не выяснен.

Первое летописное упоминание о Минске как о городе Полоцкого княжества относится к 1067 году в связи с жестокой битвой на реке Немиге между князем Всеславом Полоцким и сыновьями князя Ярослава — Изяславом, Всеволодом и Святославом. В результате этой битвы и последующих междоусобных войн удельных князей Минск много раз разрушался и сгорал дотла, но каждый раз вставал из развалин. В начале XII века город стал центром удельного княжества и на протяжении XIII века он не раз переходил от одного князя к другому. Ослабленное в результате междоусобиц Минское княжество в конце XIII века попало под влияние литовских князей, а в первой четверти XIV века вошло в состав Великого княжества Литовского, которое затем 1569 году объединилось с польским королевством в федеративное государство — Речь Посполитую. В 1793 году центральная часть Белоруссии вместе с Минском вошла в состав Российской империи. Было образовано Минское местничество, через три года преобразованное в губернию.

Древний Минск строился как мощная крепость, расположенная на естественном острове в месте слияния двух рек, на южных границах Полоцкого княжества. Укрепления Минского замка с успехом выдерживали многочисленные осады, долгое время он был резиденцией князей, а позднее — великокняжеских и королевских наместников. С конца XVII века его укрепления постепенно разрушались, хотя их остатки (Замковая гора) существовали еще в 50-е годы XX века. Начиная с XI века в Минске шло строительство церквей и монастырей. Они были деревянные, как и все строения в Минске вплоть до XVI века, когда стали появляться первые каменные здания.

После большого пожара в 1547 году, уничтожившего замок и почти всю деревянную застройку, началась перепланировка сердца Минска — Верхнего города (сейчас – район площади Свободы и улицы Немига). В центре была образована большая прямоугольная площадь, куда сходились главные улицы. Вокруг нее сосредоточились важнейшие общественные и культовые здания – ратуша, гостиный двор, здания униатского, доминиканского и бернардинских мужского и женского монастырей, а также дворцы феодальной знати, дома купцов и богатых ремесленников.

В 1611-13 годах на Немигской улице строится церковь Святых Петра и Павла при мужском Петропавловском монастыре. Почти на два века монастырь становится оплотом православия в городе, а церковь имеет статус кафедрального собора.

Справа от собора находится костел Святого Иосифа, основанный в 1624 году при монастыре бернардинцев. Костелу, как ни одному другому зданию, на протяжении всей его истории особенно не везло с пожарами — первоначально построенный из дерева, он сгорел 1644 году, а потом отстраивался уже из камня после пожаров в 1656, 1740, 1809, 1835 годах. Весь монастырский комплекс включал костел, жилые дома, трапезную, школу, госпиталь, пивоварню, многие хозяйственные постройки. В 1864 году монастырь был упразднен, а в 1868 году костел забрали под церковь Кирилла и Мефодия. С 1872 года костел использовался как архив. Сейчас там находится архив научно-технической документации и Архив-музей литературы и искусства Беларуси.

Одновременно с Верхним городом на левом берегу Свислочи рос пригород Минска — Троицкое предместье. Его название произошло от Троицкого костела, находившегося в XVI веке на Троицкой горе, там, где сейчас расположен театр оперы и балета. На Троицкой горе выделялось также здание духовной семинарии в стиле классицизма (в наши дни в нем размещается суворовское училище).

Костел Пресвятой Троицы (Троицкий Золотогорский костел Святого Роха) строился в 1861-64 годах на бывшем католическом кладбище Золотая Горка. Первый Троицкий костел был построен еще королем Ягайло — из дерева, однако он сгорел в 1409 году.

Основными достопримечательностями костела являются древняя икона Богоматери с Иисусом в металлическом окладе и чудотворная статуя Святого Роха. После реставрации в 1983-1984 году в здании костела был установлен современный электрический орган и открыт зал камерной музыки Белорусской Государственной филармонии. Костел действующий.

Одними из наиболее интересных сооружений начала XX века являются привокзальная Казанская церковь (не сохранилась) и костел Святых Симеона и Елены (Красный костел) на площади Независимости. Последний построен в 1905-1910 году из красного кирпича на средства знатных землевладельцев Эдварда и Олимпии Войниловичей в память об их детях, умерших от тяжелой болезни в возрасте 19 и 12 лет. На строительство костела они отдали все свое состояние, предназначавшееся детям в наследство. Легенда гласит, что храм увидела во сне уже тяжело больная Елена. Неплохо рисовавшая девушка зарисовала свое видение, по этому эскизу и построили потом костел.

Строение представляет собой асимметричную базилику неороманского стиля сложной динамичной формы с доминирующей 4-х гранной 50-метровой башней-колокольней. С 1946 году в здании костела размещалась киностудия "Белорусьфильм", с 1975 — Дом кино. Снова действующим костел стал в 1990 году.

Надежда Грода

Свято-Духов кафедральный собор Минска

Что вы представляете, когда слышите словосочетание «кафедральный собор»? Наверное, величественную, скорее всего готическую святыню, башни которой скрываются в облаках. Что-то вроде собора Парижской Богоматери или Миланского собора. Такой катедрой может похвалиться почти каждая западноевропейская столица. Драматическая история нашей Беларуси лишила нас основной части древнего архитектурного наследия. Влияние безбожников не обошло и Минскую Архикатедру, прекрасный узор виленского барокко: после распада СССР на площади Свободы в центре столицы красовалась совсем не величественная святыня, а уродливый дом физкультурника. Но главный костёл Беларуси теперь живёт новой жизнью, постепенно возрождаясь . Современная катедра никак не может быть названа древней, но это не значит, что она лишена своего особенного, сильного духа. Связь же с древнейшими временами я наиболее сильно ощущаю, когда смотрю на катедру с обратной стороны. Там она выглядит более аутентично. Жаль, что сегодня катедра с обеих сторон зажата зданиями, и большая часть её красоты спрятана от минчан.

Я и сегодня в подробностях помню свою первую встречу с собором. Случилась она, когда я была еще школьницей. Молодежь из нашего Борисовского прихода, в том числе и я, приехала сюда на диецезиальное ночное «чуванне». Первое, что пронеслось в голове, когда я переступила порог до этого неведомой святыни: «Ничего себе! Розовый костёл!» Действительно, этот цвет делал ее такой тёплой и уютной.

Минский Свято-Духов кафедральный собор на Немиге

И сразу родной. Впоследствии, катедра заняла очень важное место в моей минской студенческой жизни.

Следующая встреча з катедрой случилась после моего первого дня университетских занятий. Филфак БГУ, на котором я училась, находится совсем недалеко от неё. И тут я встретилась с двумя девушками, с которыми только что сидела в одной аудитории. Это были мои одногруппницы, как выяснилось, тоже католички. Так катедра связала нас вместе. Мы приходили сюда за вдохновением, утешением, отдыхом. Non nobis domine non nobis sed nomini tuo da gloriam (слова, написанные на потолке костела) - повторяла нам святыня, и мы старались слушать её. Относиться к своей жизни, как к возможности прославить Бога, а не как к серой совокупности мелких проблем. Алтарь, иконы, фрески - каждая мелочь прочно вписана в мою память. Там господствует какой-то торжественный, возвышенный и в то же время уютный дух. Кафедра для меня не только здание. Это также люди: священники, верующие, молодежь… Там зарождались и, к сожалению, умирали отношения, чувства. Нельзя сказать, что я просто посетила катедру. Я в ней жила. Катедра видела мою силу и мою слабость, мою веру и мой грех. Сейчас она для меня не менее родная, чем борисовский костёл, в котором я выросла.

ул. Кирилла и Мефодия, 3

Вид с проспекта Машерова. 1964 г. Фото Иванова Н.А.

Здание собора было построено в 1633-1642 гг. в качестве храма католического монастыря бернардинок. Каменный монастырский комплекс был построен в 1652 г. По данным инвентарной описи 1784 г., почти на этом месте, но несколько в сторону бывшей (Козьмодемьяновской) улицы находился православный Космодемьяновский монастырь, который в начале ХYII в был насильственно обращен в униатский.

Космодемьяновская улица некогда шла почти параллельно нынешней (бывшая Бакунина) и спускалась вниз от к нижнему рынку ().

В 1741 г. бернардинский монастырь пострадал от пожара, после которого подвергся реконструкции. В 1852 г. монастырь был упразднен и переведен в Несвиж. С 1860 г. прежний костел стал православным храмом. Здание не раз перестраивалось. С северо-востока к храму прилегает П-образный двухэтажный корпус. В 1870 г. храм после ремонта был освещен во имя Святого Духа, и в том же году при нем открыли мужской православный монастырь, просуществовавший до 1922 г.


Вид собора в начале ХХ века.

После подавления национально-освободительного восстания в 1863 г. в монастыре содержалась большая группа повстанцев, среди которых была дочь В. Дунина-Марцинкевича Камила.

Теперь Свято-Духовая церковь — Кафедральный собор Минска. В иконостасе есть целый ряд замечательных икон Московской академической школы. Но самая ценная реликвия — чудотворная икона Божией Матери, обретенная минчанами в 1500 г. и именуемая Минской.

История этого дивного образа восходит к евангельским временам. По преданию, в числе многих других написал ее святой апостол и евангелист Лука. На протяжении многих столетий она находилась в Византии. Более тысячи лет назад, накануне Крещения Руси, список с нее привез на свою родину святой равноапостольный князь Владимир и установил его в возведенной в X веке Десятинной церкви. Пять столетий эта икона находилась в Киеве. В XY в. во время татарского нашествия на Киев икону бросил в Днепр татарин, сняв с нее украшения.

икона Божией Матери

Но икона Божией Матери уцелела и через некоторое время явилась в Минске на против , где по «необыкновенному сиянию примеченная жителями города 13 августа 1500 г. была взята и поставлена в замковой Рождества-Богородичной церкви и находилась в ней 116 лет» (в Нижнем замке Минска, в Соборной церкви Рождества Пресвятой Богородицы). С 1616 г. икона находилась в униатской церкви Святого Духа, входящей в комплекс базилианского мужского монастыря (с конца XYIII в — Петропавловский православный кафедральный собор). С 20-х годов ХХ в икона хранилась в музее до передачи ее в нынешний кафедральный собор Святого Духа. (Во время войны икона находилась в ).

В честь явления иконы Божией Матери в нашем городе ежегодно происходит торжественное служение и Божественная литургия во главе с Митрополитом Минским и Слуцким Филаретом, Патриаршим Экзархом всея Беларуси*.

18 июля 2014 г. в газете «Советская Белоруссия» («СБ — Беларусь сегодня») опубликована статья журналиста Виктора Корбута «Елены прекрасный дар», открывающая новые факты об иконе Божией Матери Минской. Ниже она приводится полностью с разрешения автора.

Елены прекрасный дар

Историку — если это настоящий исследователь — нужно докопаться до истины любой ценой. Но не любыми средствами, а только строго следуя букве архивного документа. Юрий Микульский — один из таких ученых. Он работает в архивах Беларуси, Польши, России и находит новые факты о прошлом. Плодом его трудов стали многие открытия. Одно из интереснейших — новые факты об иконе Божией Матери Минской, которая ныне хранится в Свято—Духовом кафедральном соборе.

Энциклопедии в унисон твердят, что главная православная святыня Беларуси написана в I веке евангелистом Лукой. Потом икона находилась в Византии, Херсонесе (ныне в пределах Севастополя). Оттуда ее привез в Киев князь Владимир, креститель Руси. Во время нашествия татар реликвия пропала: захватчик сорвал с образа богатый оклад, а доску бросил в Днепр. По рекам — через Березину и Свислочь — икона приплыла в Минск (тогда Менеск). 13 августа 1500 года ее перенесли в собор, стоявший в замке (территория между проспектом Победителей и Свислочью).
Красивая легенда. Что в ней правда, а что вымысел? Разберемся.

В 1992 году икону исследовали реставраторы. Под слоем краски XVII века обнаружили более древнюю живопись — не позднее XV века.

А теперь перенесемся в XVIII столетие. Ксендз греко—католического (униатского) ордена базилиан Игнатий Стебельский опубликовал в 1781 году труд, в котором утверждал, что икона хранилась сначала в киевской Десятинной церкви, «установленная там святым самодержцем русских земель Владимиром I Святославовичем». Стебельский поведал о татарине, бросившем образ в воду, после чего «икона то ли по воде, то ли против воды чудесным образом, или ангелами была перенесена в Минск, на реке Свислочи перед замком явилась и, будучи замеченной благодаря исходящей из себя святости, жителями города из воды извлечена и в замковую церковь 13 августа 1500 года внесена». По словам Стебельского, в день Святого Луки 18 октября 1616 года образ был помещен в храме при монастыре Святого Духа (сейчас в этом здании, сооруженном в 1630—е годы из камня, разрушенном в 1936—м и восстановленном в 2011—м, концертный зал «Верхний город»).

Как выяснил Юрий Микульский, Стебельский информацию черпал из архива минских базилиан и из труда немецкого иезуита XVII века Вильгельма Гумпенберга. У Гумпенберга, в свою очередь, был информатор в Литве и Белой Руси — виленский иезуит, историк Альберт Виюк—Коялович.
Микульский обратил внимание, что ранее XVII века легенда о минской реликвии не встречается, зато стали известны не менее интересные факты:

— В документе 1597 года из Российского государственного исторического архива упоминается икона, находившаяся тогда в минском замковом соборе Рождества Пречистой Богородицы, — образ, «которы надала славное и святое памети королевое Олена».

Олена — это Елена, дочь великого князя московского Ивана III и византийской принцессы Софии Палеолог. С 1495 года — жена великого князя литовского и польского короля Александра Ягеллончика. Личность незаурядная. В то время между литовским и московским княжествами шли войны. Брак Елены с Александром должен был положить конец вражде.

В Минске Елена бывала неоднократно. Микульский отмечает факт: из Москвы княгиня привезла в Литву и Белую Русь много ценностей, которые дарила местным храмам и монастырям. Может, минская икона — одна из таких? Заметьте, как близки даты: явления иконы на Свислочи — 1500 год и один из приездов Елены — 1502—й.

Главное — на протяжении XVI века минчане знали, кто и когда принес образ в город. Уже в то время он был широко почитаем. Микульский обнаружил в архивных источниках факты о ранее неизвестных чудесах иконы. В частности, ей приписывалась победа литовско—белорусского войска над татарами под Клецком в 1506 году.

В XVII веке реликвия была отобрана у православных греко—католиками (униатами), они распространили о ней красивую легенду и поместили в свой соборный храм — Святого Духа. Возможно, предполагает Микульский, легенда должна была перекрыть собой реальную историю, связанную с именем московской княгини, защитницы православной веры в Великом княжестве Литовском. При этом попытка связать историю образа с Киевом должна была придать Минску новый статус — своего рода преемника «матери городов русских». Это также не случайно: униаты, как это ни парадоксально, считали себя наследниками православной традиции, «русской» церковью.

Так что вполне может быть, что в истории иконы могут отображаться некие идеологические баталии Средневековья.
В 1793 году Минск вошел в состав Российской империи. В 1795—м униатскую церковь Святого Духа переосвятили в православный кафедральный собор во имя Святых апостолов Петра и Павла. Икона вновь стала главной православной реликвией. К ней прикладывался в 1914 году царь Николай II, посещая Минск. В 1936 году собор взорвали. Но образ Матери Божией уцелел и хранился до 1941 года в историческом музее. Тогда его сотрудник Габриель Виер отреставрировал святыню, которая перешла в церковь Святой Екатерины (ныне Святых Петра и Павла) на Немиге. С 1945—го хранится в Свято—Духовом кафедральном соборе (бывшем костеле Благовещения Пресвятой Девы Марии).

Факт в том, что Богородица с XVI века являлась покровительницей Минска для верующих всех христианских конфессий: она изображена на дарованном в то время гербе города, остающемся символом столицы Беларуси и в наши дни. К концу года на улице Зыбицкой планируют установить скульптурную композицию «Обретение иконы Божией Матери Минской».

Кстати

Больше подробностей необычной истории явления образа Божией Матери Минской, тайну происхождения так называемого «пояса Витовта», расшифровку настенных надписей полоцкого Спасо—Преображенского храма и другие материалы о прошлом земель Древней Руси и Великого княжества Литовского вы узнаете из сборника «Беларуская даўнiна», который вышел в Минске благодаря сотрудничеству белорусских исследователей Юрия Микульского, Олега Лицкевича, Инны Калечиц, Ростислава Борового, Игоря Марзалюка и российского ученого Александра Филюшкина.

Одной из самых значимых достопримечательностей православного Минска является Свято-Духов Кафедральный собор. Выделяясь среди окружающих зданий своей неповторимой красотой, это благородное, величавое сооружение вызывает восхищение гостей и жителей города.

А православные верующие стремятся в этот храм еще и потому, что здесь находится знаменитая чудотворная Минская икона Божьей Матери, известная своими чудесами далеко за пределами Беларуси.

Земля, на которой стоит сегодня главный собор Беларуси, издревле считалась святым местом. Ещё до 17 века здесь располагался монастырь православных святых: Космы и Дамиана.

Эти два брата, жившие, по разным данным, в 3 или 4 веке занимались врачеванием и прославились чудесами исцеления людей. За свою помощь они не брали никакой платы, поэтому люди называли их бессребрениками.

Но своим добрым словом, бескорыстием и благожелательностью они многих привели к православию, чем и вызвали недовольство властей-язычников. Когда братьев пытками пытались заставить изменить православной вере и принести жертву идолам, они отказались. За это их обезглавили.

Католический храм, ставший православной обителью

В 1633 году на том же самом месте построили новое здание, в котором находился монастырь для женщин, но уже католической веры. Спустя более чем 200 лет, этот католический храм стал снова православным во имя святых Кирилла и Мефодия. Во всех помещениях сделали необходимый ремонт, обустроили прекрасный иконостас.

В конце 1870 года здесь открылся мужской монастырь, освящённый чуть позже в честь Сошествия Святого Духа. В обители хранились редчайшие святыни: частичка мощей и икона святителя Никиты, уникальный раритет в виде портрета чудотворца Тихона Задонского, серебряные ковчежцы с хранившимися там частицами мощей многих святых.

На соборном престоле сберегалось старейшее Евангелие, которое сам лично переписал князь Слуцкий Юрий Олелько в 1582 году.

После произошедшей в России революции монастырь, как и многие другие, закрыли, проводить богослужения в нём запретили. Многие вещи из храма попросту без следа исчезли. В здании оборудовали спортивный зал, а потом архив.

Только в 1943 году возобновились церковные Службы. На деньги одного жителя города воссоздали многоярусный иконостас и привнесли иконы.

Главный храм белорусского экзархата

За всё это время здание церкви неоднократно ремонтировалось и расширялось. С севера был пристроен придел в честь великомученицы Варвары. Он стал памятью о приделе Спасо-Преображенского монастыря для женщин, разрушенного в годы Второй Мировой войны.

После того как немцы после долгой оккупации покинули город, от монастырского здания остались только руины. Позже это место расчистили, там появился кинотеатр и новое здание прокуратуры.

С другой стороны был устроен придел в честь Казанской иконы Божией Матери. Построен он в память о двух бывших церквях Минска, разрушенных в 30-е годы двадцатого века.

Свято-Духов кафедральный собор в Минске имеет еще и нижний ярус. Здесь обустроен придел во имя святых Кирилла и Мефодия. Сейчас там проводится Таинство Крещения.

До революции был ещё зимний придел в честь Николая Чудотворца. Размещался он в примыкающем к собору здании. Сейчас там открыта Воскресная школа. Дети могут посещать её уже с 5 лет. Есть и группа для молодёжи, и отдельная группа для людей взрослых. В школе есть хор и театральная студия.

Рядом с духовно-просветительским центром Минска (слева от собора Святого Духа) установлен памятник Иоанну Богослову,

на котором Ангел очень нежно оберегает и вдохновляет апостольского евангелиста в его творчестве.

Чудотворные святыни белорусского народа

Минский образ Пресвятой Богородицы

Многочисленные святыни хранятся в храмовых стенах. Самая главная из них — Минская икона Божьей Матери. Ее история насчитывает почти 20 столетий!

По легенде, написал её ещё в 1-м веке апостол Лука. Долгие годы она хранилась в Византии, затем в одной из церквей Киева.

Во время одного из набегов монголо-татар на Киев, один из варваров снял с иконы все богатые украшения, а её бросил в воду — в Днепр.

Но икона — целая и невредимая — какими-то чудесными, неизведанными путями спустя некоторое время оказалась в Минске, в реке Свислочь. Там, по исходившему от неё сиянию, образ заметили и отнесли в одну из церквей города.

Произошло это в далёком 1500 году. Долгий путь — из одной церкви в другую — пришлось пройти иконе, пока она, наконец, не попала туда, где, по-видимому, и должна быть: в Минский Свято-Духов кафедральный собор. Там она хранится и до сих пор.

Праздник и день почитания Минской иконы Пресвятой Богородицы 26 августа (или 13 августа по старому стилю).

Чудотворные иконы

В Святодуховском кафедральном соборе Минска огромное количество икон. Это Спаситель, Божия Матерь, различные православные святые.

Здесь же я хочу упомянуть лишь о двух из них, которые особо почитаются православными верующими. Эти образы не просто написаны на холсте, но рядом с ними находятся частички чудотворных мощей этих святых.

Удивительно, но в Минском соборе самые почитаемые образы — женские.

Вот и на этих иконах изображены святая мученица Людмила, жившая в 10 веке, а также преподобная мученица великая княгиня Елисавета и инокиня Варвара, которые также приняли мученическую смерть, но уже в начале 20-го века.

Почитание святой Елисаветы в Белоруссии очень заметно. Ведь еще в Минске находится удивительный женский монастырь, главный храм которого освящен в честь именно этой преподобной. Приглашаю на экскурсию: .

Святые мощи

Ещё одна особо чтимая святыня белокаменного собора — это нетленные мощи святой Софии Слуцкой. После ранней смерти родителей, маленькую Софию стал воспитывать опекун.

Богатство девушки позже стало поводом для ссоры между ним и отцом жениха Софии — воином из рода Радзивиллов.

Чтобы не допустить войны между ними и кровопролития, в котором мог пострадать простой народ, София горячо и много молилась. Прошения были услышаны Господом, и дело закончилось миром. Но выйдя замуж, княгиня умерла при родах.

Говорят, что она помогает всем, кто молит её о чистой, взаимной любви.

Интересно, но ее история напомнила мне жизнь еще одной православной святой, которая также была обычной женщиной: любила своего мужа, рожала и воспитывала детей, занималась благотворительностью. Речь идет о святой , чьи нетленные мощи хранятся в города Муром.

Сюрпризы современного Минска

Свято-Духов кафедральный собор находится на возвышении.

И когда поднимаешься по ступеням к центральному входу храма, он производит грандиозное впечатление свей красотой и величием.

Внутри церкви достаточно просторно. Но на большие праздники все желающие не могут поместиться в помещении. Поэтому при большом стечении прихожан Служба транслируется на улицу через динамики. Очень необычно!

Рядом с собором находится парк, где можно просто посидеть, полюбоваться окружающей красотой, послушать звон колоколов. Если получится, приходите к собору, когда стемнеет. Подсвеченный со всех сторон белый храм нереально красив! Зрелище просто завораживает!

Где находится, как добраться

Сам Кафедральный собор находится в историческом центре города Минска, на улице Кирилла и Мефодия, 3.

Координаты: 53.90509, 27.556.

Чтобы добраться до храма нужно доехать на метро или любом виде наземного транспорта до остановки Немига (Нямига).

Время работы Минского Свято-Духова кафедрального собора:

  • в понедельник внутрь можно зайти с 9 до 12 часов:
  • в воскресенье — с 7 до 14 и с 17 до 20 часов;
  • в субботу и во все остальные дни недели — с 9 до 12 и с 17 до 21 часа.

Каждый день в соборе дежурит священник, который сможет ответить на все интересующие вас вопросы по телефону +375 17 327-66-09.

Вы можете найти собор и другие достопримечательности города на карте Минска.

И вот теперь, когда вы всё подробно узнали, приезжайте в столицу Беларусии! Вы будете просто очарованы великолепием этого собора и красотой гостеприимного белорусского города.

Моя прогулка по Минску состоялась 7 и 8 апреля 2016 года. Здесь огромное количество самых разнообразных вариантов жилья. Очень легко можно снять квартиру или комнату на сервисе , или же через забронировать отель.

На карте ниже представлены разные достопримечательности Белоруссии, где мне удалось побывать. Подробнее о каждой из них можно посмотреть .