Ченстоховский монастырь в польше. Монастырь ясная гора. Паломнические поездки к Монастырю Яснае Горе

На автобусе через пол Европы

Ченстохова

И вновь мы в Польше. Автобус опережает график, и у нас есть время, чтобы заглянуть в еще одно интересное место. Город Ченстохова - это духовная столица Польши, центр культа Девы Марии. Первые упоминания о Ченстохове в летописях встречаются еще в тринадцатом столетии, но в центр католической веры он начал превращаться с конца XIV века, когда польский князь Владислав Опольский пригласил из Венгрии монахов ордена паулинов, которые основали на холме рядом с Ченстоховой монастырь Ясная Гора. Этот же князь перенес сюда знаменитую икону Божией Матери - главную реликвию обители.

У Ченстоховы была бурная история. За восемь с лишним веков город не раз подвергался осаде, переходил во владение Пруссии, потом снова возвращался в состав Польши. Помимо Ясногорского монастыря, в нем сохранились и другие исторические постройки и места, например, костёл Святого Зигмунда, собор Святого Семейства, старое еврейское кладбище.

Сегодня Ченстохова продолжает играть важную роль в духовной и культурной жизни Польши. Здесь проходит Международный фестиваль духовной музыки Gaude Mater, фестиваль традиционного джаза Hot Jazz Spring, Дни культуры народов Европы, Международный фестиваль фольклора «Из далека и близка», Всенародный поэтический конкурс им. Галины Посвятовской.

Ясногорский монастырь прежде всего известен как место хранения главной польской католической святыни - Ченстоховской иконы Божией Матери. Особое почитание икона и сам монастырь заслужили в 1655 году, во время шведского нашествия на Польшу, которое сами поляки традиционно называют «Потоп». Шведы быстро наступали, в короткий срок захватив крупнейшие города страны. Королю пришлось бежать за рубеж. Вскоре к монастырю подступила трехтысячная армия. Больше месяца захватчики вели осаду. Но, хотя защитники монастыря как минимум в 15 раз уступали шведам по численности (в гарнизоне было менее двухсот солдат), осаждающим так и не удалось пробиться за его стены, и они отступили. Это стало переломным моментом в войне. По всей стране начался национальный подъем, создание ополчения. Поляки перешли в наступление и изгнали шведов. Многие объясняли это чудом, совершенным Девой Марией. После войны со всей страны в монастырь Ясная Гора потекли потоки паломников, а король Ян Казимир объявил Божию Матерь Ченстоховскую покровительницей Польши.

106-метровая монастырская колокольня. Каждые 15 минут колокола на ней исполняют гимн, посвященный Деве Марии. На самом шпиле, под крестом, находится ворон с куском хлеба во рту - символ монашеского ордена паулинов, основавшего монастырь.

Вход в Собор Святого Креста и Рождества Богородицы с двумя солнечными часами над дверью, с арабскими и римскими цифрами.

Слева на фото - музей 600-летия монастыря.

Во внутреннем дворе монастыря есть священный источник, вода в котором, как считается, обладает свойством исцелять болезни. Паломники и туристы обязательно увозят с собой хоть немного чудесной воды. Многие приезжают в монастырь специально, чтобы молить об исцелении.

Внутренний двор перед входом в святая святых Ясногорского монастыря - капеллу, в которой хранится Ченстоховская икона Божией Матери.

Люди со всей Польши постоянно передают монастырю различные дары. Поскольку среди дарителей было немало королей, знатных и просто состоятельных людей, то за несколько веков в монастыре собралась богатая коллекция редких и дорогих предметов, имеющих высокую историческую ценность. Сейчас часть из них хранится в монастырском музее, а часть украшают стены капеллы (на фото).

Поглядим на потолок, весь покрытый плетением барочных узоров. Среди портретов, украшающих потолочные своды, не только святые, но и выдающиеся люди Польши.

Фото со страницы dorogimira.livejournal.com

А вот и она - та самая Ченстоховская икона Божией Матери. В просторечии ее называют Чёрной Мадонной за темный цвет лика. По легенде, она была написана еще апостолом Лукой. А в IV веке ее подарили матери римского императора Константина - Святой Елене во время визита последней в Иерусалим. Она-то и перевезла ее в Константинополь, становившийся в то время центром христианского мира. Правда, искусствоведы все-таки склоняются к мнению, что икону создали в Византии примерно в IX-XI веке.

За свою многовековую историю она успела послужить в Византии, в Западной Украине, наконец, в Польше, и, как говорят верующие, повсюду совершала чудеса. Икона пережила несколько войн и осад монастыря. В XV веке, во время разграбления обители восставшими гуситами икону порубили саблями и даже после реставрации на лике остались отметины. А во Вторую мировую войну ее чуть не взорвали вместе с монастырем отступавшие нацисты. Несмотря на все испытания, икона сохранилась до наших дней и по-прежнему остается главной святыней Польши.

Фото со страницы dorogimira.livejournal.com

В годы, когда Польша была разделена между Пруссией, Россией и Австрией (1795-1918 гг.) и не имела своей государственности, Ченстоховская икона Божией Матери была символом единения нации, ее в равной мере почитали во всех областях разделенной страны. А в XX веке, в годы гонений на религию, икона превратилась еще и в символ сопротивления коммунистическому режиму.

Кстати, святыней Ченстоховская икона Божией Матери считается не только у католиков, но и у православных. Список с нее хранится в Казанском соборе Санкт-Петербурга.

Колокольню Ясногорского монастыря видно издалека. Лучше всякого компаса выведет вас к нужному месту устремленный в небо шпиль. С давних пор он был ориентиром для миллионов людей, которые приходили сюда поклониться Ченстоховской иконе Божией Матери - ее темный лик с суровым взглядом и рассеченной щекой до сих пор для многих последняя надежда.

// dorogimira.livejournal.com


Монастырь был основан в 1382 году монахами, приглашенными из Венгрии польским князем Владиславом Опольским. Нынешняя территория монастыря огромна (несколько гектаров) и многоярусна (он располагается на холме высотой почти 300 метров). Наверное, это самый грандиозный культовый центр, в котором мы когда-либо бывали. На его территории есть несколько музеев, сокровищница, хоспис, медицинский пункт, большой информационный центр и даже собственное радио.

// dorogimira.livejournal.com


Главный вход на территорию монастыря.

// dorogimira.livejournal.com


// dorogimira.livejournal.com


Но мы подъехали со стороны бокового входа, который выглядит не так помпезно. Здесь стоит упомянуть, что рядом с Ясногорским монастырем обустроены огромные парковки и проблем с тем, где оставить машину, нет. Может быть, конечно, в праздничные дни будет другая картина. Парковка платная, но без фиксированной цены: на выезде охранник протянет вам металлическую кружку, и вы бросите туда столько, сколько посчитаете нужным.

// dorogimira.livejournal.com


Уже над входом можно увидеть изображение Ченстоховской иконы.

// dorogimira.livejournal.com


Монастырь окружен толстыми стенами и имеет четыре бастиона - наследие тех времен, когда находившиеся здесь вынуждены были обороняться. Стены были возведены в XVII веке и с тех пор несколько раз выдерживали мощную осаду: в 1655 году во время шведского нашествия и в начале XVIII века в ходе Северной войны. Нацистов сдержать стены не смогли, но, к счастью, монастырь практически не был разграблен.

// dorogimira.livejournal.com


// dorogimira.livejournal.com


// dorogimira.livejournal.com


// dorogimira.livejournal.com


Сейчас вдоль стен установлены скульптуры на высоких каменных постаментах, символизирующие этапы Крестного пути.

// dorogimira.livejournal.com


// dorogimira.livejournal.com


Паломников в Ясную Гору приходит очень много, и по праздникам, когда собор не в состоянии вместить всех желающих, проводятся службы под открытым небом.

// dorogimira.livejournal.com


Базилика является самым старым сооружением монастыря, ее начали возводить еще в начале XV века. Сейчас интерьер барочный, считается одним из лучших образцов в Польше.

// dorogimira.livejournal.com


// dorogimira.livejournal.com


Надо сказать, что барокко я не очень люблю, этот стиль для меня слишком "обильный", а всепоглощающая позолота мешает рассмотреть детали. Но здесь был найден великолепный баланс, который позволил сохранить и объединить фактуру, подробность и суть.

Санктуарий Пресвятой Девы Марии Ясногорской.
(Sanktuarium Najświętszej Maryi Panny Jasnogórskie).
Польша (Polska), Силезское воеводство (Województwo śląskie). Ченстоховский повят (район) (Powiat częstochowski). Ченстохова (Częstochowa). Klasztorna 1.

Ясна Гура или Ясногорский (Ясная Гора, на польском языке Jasna Góra) - католический монастырь в польском городе Ченстохова. Полное название - Санктуарий Пресвятой Девы Марии Ясногорской (на польском языке Sanktuarium Najświętszej Maryi Panny Jasnogórskie).

История города Ченстохова и возникновения Ясногорского монастыря уходят вглубь веков. Так первая деревня Ченстохова была основана еще в 11-ом столетии, а первое упоминание о ней в исторических документах относится к 1220 году. Статус города Ченстохова получила в 1377 году.

В 1382 году польский князь Владислав Опольский пригласил в Польшу из Венгрии монахов ордена паулинов (Орден святого Павла Отшельника – на латыни Ordo Sancti Pauli Primi Eremitæ, на польском языке Zakon Świętego Pawła Pierwszego Pustelnika), которым князь передал приходский костёл Пресвятой Девы Марии. Благодаря дарам и пожертвованиям Владислава II Ягеллы (Władysław Jagiełło) и его жены Ядвиги, на холме абсолютная высота которого составляет 293 метра, в 1393 году основали монастырь. Новая обитель получила имя„Ясна Гора” в честь главной в тот момент церкви ордена - храма святого Лаврентия на Ясной Горе в Буде (сейчас Будапешт).

Ясногорский монастырь знаменит хранящейся здесь Ченстоховской иконой Божией Матери (из-за темного оттенка лика также известна как „Черная Мадонна”, Czarna Madonna или Matka Boska Częstochowska), которая почитается католиками и православными, как величайшая реликвия.

Согласно легенде, Ченстоховская икона относится к иконам Пресвятой Богородицы, которые написал апостол Лука на доске от стола, при котором молилась и принимала пищу Пресвятая Семья. В 326 году, когда святая Елена посетила Иерусалим, она, по преданию, получила эту икону в дар и привезла ее в Константинополь. Достоверно историю иконы можно проследить с конца 13 века, когда галицко-волынский князь Лев Данилович перевез икону из Константинополя в город Белз (современная Украина), где она прославилась многочисленными чудесами. В Ясногорский монастырь ее перевез Владислав Опольский. Информация об этом событии содержится в старинном манускрипте „Translatio Tabulae”, экземпляр которого, датируемый 1474 годом хранится в монастырском архиве.

Ченстоховская икона выполнена на деревянной панели размерами 122,2 x 82,2 x 3,5 сантиметров, относится к типу Одигитрия. Младенец Христос сидит на руках Богородицы, правой рукой Он благословляет, а в левой держит книгу.

На Пасху 14 апреля 1430 года монастырь был атакован бандой грабителей-гуситов из Богемии, Моравии и Силезии. Они разграбили монастырь. Ворвавшись в каплицу Божией Матери, они сорвали с алтаря икону, украли ценные предметы ее окружавшие и саблями порезали лик Мадонны. После чего бросили икону на землю так, что доски иконы треснули на три части.

Реставрация образа проходила в Кракове при дворе короля Владислава Ягелло. Художники несколько раз безуспешно наносили новые краски, а они вновь и вновь сходили с иконы. Отчаявшись отреставрировать икону, они сняли с доски остатки первичной краски и нарисовали новую ее копию, максимально приближенную к оригиналу. А там где на лике Божией Матери были разрезы, в память о вандалистских действий, они нанесли резцом следы на новую икону. Именно в таком виде икона дошла до наших дней.

Над входом в боковую капеллу храма находиться копия иконы Божьей Матери из Ченстохова. По мнению искусствоведов, копия иконы была создана в Византии в 9–11 веках.

В 1466 году Ясногорский монастырь пережил еще одну осаду чешской армии.
После этих событий слава Ясногорского монастыря возросла больше прежней. В Ясногорский монастырь стали прибывать многочисленные паломники, первоначальная каплица уже не могла всех вмещать, и монастырь начал расширяться, началось строительство нового большого костела. Очередное нападение на монастырь и его грабеж, а также пограничное расположение Ясногорского холма склонили польских королей Сигизмунда III Вазу (Sigismund, Zygmunt) и Владислава IV Вазу (Władysław IV Waza), окружить монастырь оборонным рвом. В 1621 году были начаты фортификационные работы, таким образом, святилище на Ясна Гуре стало крепостью Марии.

Построенные в 1621-1644 годах укрепления превратили Ясногорский монастырь в значимый оборонный объект . Очень скоро фортификационные сооружения Ясногорского монастыря подверглись суровой проверке на прочность во время так называемого „потопа”, шведского нашествия на Речь Посполитую в 1655 году. Шведское наступление развивалось стремительно, в течение нескольких месяцев были взяты Познань, Варшава и Краков; польская шляхта в массовом порядке переходила на сторону врага; король Ян II Казимир Ваза (Jan II Kazimierz Waza) бежал из страны. 18 ноября того же года шведская армия под командованием генерала Миллера подступила к стенам Ясногорского монастыря . Несмотря на многократное превосходство шведов в живой силе (шведов было около 3 тысяч против 170 солдат, 20 дворян и 70 монахов в монастыре) настоятель Августин Кордецкий принял решение сражаться. Героическая оборона монастыря вынудила захватчиков отступить и послужила примером для всей страны, что привело к изгнанию шведов, что многими в Польше было расценено как чудо Богородицы.

1 апреля 1656 года благодарный король Ян II Казимир Ваза, во время торжественного обета, отдал себя и свою страну под опеку Божией Матери, назвав ее Духовной Матерью и Королевой Польши.
Еще несколько нападений монастырю пришлось пережить в ходе Северной войны, в 1702, 1704 и 1705 годах, однако они были также отражены. В 1716 году монахи монастыря подали в Рим петицию о короновании образа. В 1717 году после получения одобрения от папы Климента XI икона была коронована в присутствии 200 000 паломников. Возложение на головы Младенца и Матери Божией корон символизировало особую важность иконы и ее чудотворность.

После поражения Барской конфедерации в 1772 году последний польский король Станислав II Август Понятовский (Stanisław August Poniatowski) приказал сдать Ясногорский монастырь русским войскам . Второй раз монастырь был занят русской армией в 1813 году в ходе наполеоновских войн. Настоятель Ясногорского монастыря преподнес русским военачальникам список иконы, который потом хранился в Казанском соборе Санкт-Петербурга, а после закрытия собора в 1932 году перешел на хранение в Государственный музей истории религии. Русская армия разрушила крепостные стены Ясногорского монастыря, однако, в 1843 году Николай I повелел восстановить их. Стены были построены в несколько иной конфигурации, чем раньше.

В условиях, когда Польша была разделена между другими государствами, Ясногорский монастырь и хранящаяся в нём икона были важными символами единства нации, так на знаменах участников Польского восстания 1863 года был изображён Ченстоховский образ. После подавления восстания некоторые из числа монахов паулинов были обвинены в поддержке восставших и высланы в Сибирь.

Во время второй мировой войны Ясногорский монастырь был оккупирован нацистами, паломничества запрещены. 16 января 1945 года внезапная атака советских танков на Ченстохову привела к тому, что нацисты оставили монастырь, не причинив ему вреда.
После войны Ясногорский монастырь продолжал быть духовным центром страны. В сентябре 1956 года, в день трехсотлетия „львовских обетов” Яна II Казимира Вазы, около миллиона верующих молились здесь об освобождении брошенного в тюрьму коммунистическими властями примаса Польши, кардинала Стефана Вышиньского. Освобождение кардинала состоялось через месяц после этого.

Территория Ясногорского монастыря занимает площадь 5 гектар. Монастырские здания окружены с трех сторон парком, в то время как с четвертой стороны к ним ведет большой сквер, который в дни больших праздников полностью заполняется паломниками.

Монастырь имеет четырехугольную форму, по углам располагаются мощные бастионы стреловидной формы.

Бастионы носят имена:

  • бастион Морштынув (Роха, Bastion Morsztynów).
  • бастион святой Варвары (Любомирских, Bastion św. Barbary, bastion Lubomirskich).
  • королевский бастион (Потоцких, святого Якуба, Bastion królewski, bastion Potockich).
  • бастион Святой Троицы (Шанявских, Bastion św. Trójcy, bastion Szaniawskich).

Доминантой Ясногорского монастыря является Ясногорская колокольня высотой 106.3 метра. Колокольня была построена в 1714 году в барочном стиле. Она несколько раз страдала от пожаров, в 1906 году была реконструирована и надстроена. Колокольня состоит из 5 уровней. На высоте второго уровня с внешней стороны располагаются четыре часовых циферблата, с каждой стороны башни. Каждые 15 минут 36 колоколов исполняют мелодию гимна, посвященного Деве Марии. Интерьер третьего уровня украшают 4 статуи - святого Павла Фивейского, святого Флориана, святого Казимира и святой Ядвиги. На верхний, пятый уровень ведут 516 ступеней. Там находятся четыре статуи Учителей Церкви - святого Альберта Великого, святого Григория Назианзина, святого Августина и святого Амвросия Медиоланского. На шпиле башни помещена статуя ворона с куском хлеба во рту (символ ордена паулинов) и монограмма Пресвятой Девы. Венчается шпиль крестом.

Капелла, в которой хранится Ченстоховская икона Божией Матери - сердце Ясногорского монастыря. Первоначальная капелла была построена еще до начала 17 века, в 1644 году она была перестроена в трехнефную часовню (сейчас это пресвитерий). Икона была помещена на алтарь из черного дерева и серебра, подаренный монастырю великим канцлером Оссолинским в 1650 году и до сих пор остается на том же месте. Серебряная панель, защищающая икону, датируется 1673 годом. Завесу поднимают только два раза в день. Икона время от времени меняет свой вид из-за того, что ее „переодевают” попеременно в семь разных убранств, инкрустированных золотом, серебром и драгоценными камнями.
В 1929 году к капелле была пристроена еще одна часть. В капелле 5 алтарей, ее стены покрыты вотивными дарами. В левой стене захоронен прах Августина Кордецкого, настоятеля, руководившего обороной монастыря от шведов.

Собор, примыкающий к капелле чудотворной иконы, самое старое сооружение Ясногорского монастыря, его сооружение началось в начале 15 века. В настоящее время собор имеет 46 метров в длину, 21 метр в ширину и 29 метров в высоту.

В 1690 году большой пожар практически уничтожил интерьер храма. В 1692-1695 годах были проведены восстановительные работы. Еще несколько реставраций были проведены в 1706 и 1728 годах.

Трехнефный собор - один из лучших образцов барокко в Польше. Своды пресвитерия и главный неф оформлены Карлом Данквартом в 1695 году. Главный алтарь авторства Джакомо Буццини выполнен в 1728 году. Среди многочисленных боковых капелл выделяются капелла святого Павла Фивейского, святого

Сердца Иисуса, святого Антония Падуанского.
Ризница (сакристия) находится между собором и капеллой Девы Марии и составляет с ними один комплекс. Она построена в 1651 году. Ее длина 19 метров, ширина 10 метров. Свод сакристии, как и собор, расписывал Карл Данкварт, настенные росписи относятся к 17 веку.
Рыцарский зал расположен вдоль южного фасада Ясногорского монастыря позади капеллы Девы Марии. Он возведен в 1647 году в стиле ренессанс. Стены зала расписаны в 17 веке польскими мастерами и представляют наиболее значительные события истории монастыря. В дальнем конце зала установлен алтарь святого Иоанна Богослова работы 18 века. В Рыцарском зале проводятся встречи, заседания епископата, теологические и философские конференции.

В комплекс монастырских зданий также входят жилые помещения монахов, Арсенал, Музей 600-летия Ясногорского монастыря, Королевские покои, Переговорный зал и другие.

В 1900-1913 годах в сухом рву монастыря была создана скульптурная группа (14 станций) Путь Христа (Droga Krzyžowa Częstochowa). Ее по проекту архитектора Stefana Szyllerskie, создал скульптор Pius Weloncki.

Перед Ясногорским монастырем находится большое открытое пространство (сквер). Здесь во время больших богослужений собирается более 200 000 паломников.

В течение года в Ясногорский монастырь приезжает 4-5 миллионов туристов и паломников.

макет Ясногорского монастыря в парке миниатюр в Огродзенеце (Польша)
почтовые марки посвященные Ченстоховской иконой Божией Матери (Ясногорского монастыря)
почтовые конверты посвященные Ченстоховской иконой Божией Матери (Ясногорского монастыря)
монеты посвященные Ченстоховской иконой Божией Матери (Ясногорского монастыря)
монеты посвященные Ясногорскому монастырю


Ясногорский монастырь (Ясная Гора) базилика Ясногорского монастыря


Центральный вход Ясногорского монастыря фото на память у Ясногорского монастыря


ворота Любомирских Ясногорского монастыря ворота Королевы Польши Ясногорского монастыря


надвратные украшения ворот монастыря фрагмент ворот монастыря
ворота Валова (Ягелло) вход в базилику Ясногорская колокольня


Королевские покои

Ченстохова (польск. Częstochowa) – город на юге Польши в Верхней Силезии, в Силезском воеводстве, на реке Варта. Основан в XI веке, получил статус города в 1370–1377 году. Население 248032 человек (2004). Город знаменит чудотворной Ченстоховской иконой Божией Матери, хранящейся в Ясногорском монастыре.

Ченстоховская икона Божией Матери – чудотворная икона Богородицы, одна из самых известных и почитаемых святынь Польши и центральной Европы. Из-за темного оттенка лика также известна как «Черная Мадонна». Ченстоховская икона выполнена на деревянной панели размерами 122,2x82,2x3,5 см, относится к типу Одигитрия. Отрок-Христос сидит на руках Богородицы, правой рукой Он благословляет, а левой – держит книгу. На иконе остались несколько разрезов, полученных, возможно, от удара саблей.

Согласно легенде, Ченстоховская икона относится к иконам Пресвятой Богородицы, которые написал апостол Лука. В 326 году, когда святая Елена посетила Иерусалим, она, по преданию, получила эту икону в дар и привезла ее в Константинополь. По мнению же искусствоведов, икона создана в Византии в IX–XI веках. Достоверно историю иконы можно проследить с конца XIII века, когда галицко-волынский князь Лев Данилович перевез икону в город Белз, где она прославилась многочисленными чудесами. После завоевания Польшей западно-русских земель, польский князь Владислав Опольский в 1382 году перенес икону на Ясную гору, около Ченстоховы, во вновь построенный монастырь паулинов. Икона с этого времени получает свое нынешнее название. В начале XV века на обитель напали гуситы и разграбили ее, однако чудотворный образ чудом был спасен. По одной из версий, два шрама на иконе остались от ударов сабель гуситов. В 1655 году Ясную Гору безуспешно осаждали шведы. Героическая оборона монастыря и спасение святыни вызвали большой патриотический подъем в стране, который привел к изгнанию шведов из Польши. Эти события красочно описаны на страницах романа Генрика Сенкевича «Потоп».

1 апреля 1656 года король Ян Казимир провозгласил во Львове Божию Матерь Ченстоховскую покровительницей Польши. В 1716 году монахи монастыря подали в Рим петицию о короновании образа. В 1717 году после получения одобрения от папы Климента XI икона была коронована в присутствии 200000 паломников. Возложение на головы Младенца и Матери Божией корон символизировало особую важность иконы и ее чудотворность. В 1813 году монастырь был взят русскими войсками, настоятель Ясной Горы преподнес русским военачальникам список иконы, который потом хранился в Казанском соборе Санкт-Петербурга и был утерян после 1917 года.Икона почитается как католиками, так и православными. В Польше икона считается главной святыней страны. Праздник иконы отмечается католиками 26 августа, православными 6 марта по юлианскому календарю (19-го по григорианскому).В Польше традиционно проводятся масштабные паломничества к иконе, особенно приуроченные к празднику Успения Богородицы (15 августа), в которых принимают участие католики многих стран. Верующие польские крестьяне, по старой традиции, дают паломникам к Ченстоховской иконе бесплатный приют.

Ченстоховская икона Божией Матери находится в Ясногорском монастыре . Его полное название – Санктуарий Пресвятой Девы Марии Ясногорской (польск. Sanktuarium Najświętszej Maryi Panny Jasnogorskie). Монастырь принадлежит монашескому ордену паулинов, приглашенных в 1382 году польским князем Владиславом Опольским в Польшу из Венгрии. Монахи основали монастырь на холме рядом с городом Ченстохова. Новая обитель получила имя «Ясная Гора» в честь главной в тот момент церкви ордена – храма св. Лаврентия на Ясной Горе в Буде. Информация о перенесении чудотворной иконы Девы Марии в обитель содержится в старинном манускрипте «Translatio Tabulae», экземпляр которого, датируемый 1474 годом хранится в монастырском архиве. С момента основания монастырь стал известен как место хранения реликвии, паломничества к иконе начались уже в XV веке, тогда же был построен и новый собор. В начале XVII века для защиты от нападений монастырь был обнесен мощными стенами, превратившими Ясную Гору в крепость. После поражения Барской конфедерации в 1772 году последний польский король Станислав Понятовский приказал сдать монастырь русским войскам. Второй раз монастырь был занят русской армией в 1813 году, тогда были разрушены крепостные стены Ясной Горы, однако, в 1843 году Николай I повелел восстановить их. Стены были построены, впрочем, в несколько иной конфигурации, чем раньше.

Вход в Собор Святого Креста

и Рождества Богородицы

Во время второй мировой войны монастырь был оккупирован нацистами, паломничества запрещены. 16 января 1945 года внезапная атака советских танков на Ченстохову привели к тому, что нацисты оставили монастырь, не причинив ему вреда. После войны Ясная Гора продолжала быть духовным центром страны.

Ясногорский монастырь расположен на холме высотой 293 м. Территория монастыря занимает площадь 5 га. Монастырские здания окружены с трех сторон парком, в то время как с четвертой стороны к ним ведет большой сквер, который в дни больших праздников полностью заполняется паломниками. Монастырь имеет четырехугольную форму, по углам располагаются мощные бастионы стреловидной формы: бастион Морштынов; бастион св. Барбары (или бастион Любомирских); королевский бастион (или бастион Потоцких); бастион Св. Троицы (бастион Шанявских).

106-метровая колокольня , доминирующая над городом Ченстохова и видная с 10-километрового расстояния, была построена в 1714 году в барочном стиле. Несколько раз она страдала от пожаров, в 1906году была реконструирована и надстроена. Колокольня состоит из 5уровней. На высоте второго уровня с внешней стороны располагаются четыре часовых циферблата. Каждые 15 минут 36колоколов исполняют мелодию гимна, посвященного Деве Марии. Интерьер третьего уровня украшают 4 статуи святых. На верхний, пятый уровень ведут 516 ступеней. Там находятся четыре статуи Учителей Церкви. На шпиле башни помещена статуя ворона с куском хлеба во рту (символ ордена паулинов) и монограмма Пресвятой Девы. Венчается шпиль крестом.

Интерьер Собора

Сердцем Ясногорского монастыря является Капелла , в которой хранится Ченстоховская икона Божией Матери. Первоначальная капелла была построена еще до начала XVII века, в 1644 году она была перестроена в трехнефную часовню (сейчас это пресвитерий). Икона была помещена на алтарь из черного дерева и серебра, подаренный монастырю великим канцлером Оссолинским в 1650 году и до сих пор остается на том же месте. Серебряная панель, защищающая икону, датируется 1673 годом. В 1929году к капелле была пристроена еще одна часть. В капелле 5 алтарей, ее стены покрыты вотивными дарами. В левой стене захоронен прах Августина Кордецкого, настоятеля, руководившего обороной монастыря от шведов.

Собор Святого Креста и Рождества Богородицы , примыкающий к капелле чудотворной иконы, самое старое сооружение монастыря, его сооружение началось в начале XV века. В настоящее время собор имеет 46 м в длину, 21 м в ширину и 29 м в высоту. В 1690 году большой пожар практически уничтожил интерьер храма. В 1692–1695годах были проведены восстановительные работы. Еще несколько реставраций были проведены в 1706 и 1728 году. Трехнефный собор – один из лучших образцов барокко в Польше. Своды пресвитерия и главный неф оформлены Карлом Данквартом в 1695 году. Главный алтарь авторства Джакомо Буццини выполнен в 1728 году. Среди многочисленных боковых капелл выделяются капелла св. Павла Фивейского, св.Сердца Иисусова, св. Антония Падуанского.

Ризница (сакристия), построенная в 1651 году, находится между собором и капеллой Девы Марии и составляет с ними один комплекс. Свод сакристии, как и собор, расписывал Карл Данкварт, настенные росписи также относятся к XVII веку.

Монастырь располагает обширной библиотекой . Среди уникальных библиотечных экземпляров 8000старинных печатных книг, а также большое число манускриптов. Многие из них составляли ядро так называемый коллекции Ягеллонов, которая в свое время была завещана монастырю. Новое здание библиотеки было построено в 1739 году. Потолок библиотеки богато украшен фресками работы неизвестного итальянского мастера. С 1920 года библиотека Ясной Горы используется для конференций польского католического епископата.

Рыцарский зал расположен вдоль южного фасада монастыря позади Капеллы Девы Марии. Он возведен в 1647году в стиле ренессанс. Стены зала расписаны в XVII веке польскими мастерами и представляют наиболее значительные события истории монастыря. В дальнем конце зала установлен алтарь св. Иоанна Богослова работы XVIII века. В Рыцарском зале проводятся встречи, заседания епископата, теологические и философские конференции.

В комплекс монастырских зданий также входят жилые помещения монахов, Арсенал, Музей 600-летия монастыря, Королевские покои, Переговорный зал и др.

На одной стороне ручки металлического колокольчика, купленного в Ченстохове, изображен силуэт монастыря, на другой – Ченстоховская икона Божией Матери. Колокольчик можно увидеть в подразделе «Храмы, соборы».

По материалам Википедии

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    От того места Честохова с полверсты кляштор, то есть монастырь, каменной Пресвятыя Богородицы, построен на высокой каменной горе. Тот кляштор великой, в нём костелы каменные предивным строением, снаружья многие изрядные резбы каменные. Кругом того кляштора ров великой, выкладен камнем, белым и серым, диким; ограда около того кляштора каменная. В тот кляштор ворота одни каменные; в тех воротах всегда стоит караул, салдаты с ружьем по 20 человек. <...> В том кляшторе аптека изрядная, великая, в которой я видел много всяких лекарств, и убор всякой в той аптеке изрядной. В том кляшторе всякой законник имеет себе особую келью, и друг к другу мало ходят. Кельи все построены рядом, каменные, предивные, толко невеликие; между келей поделаны переходы широкие, изрядные, каменные. В том кляшторе есть академия, учатца высоким наукам, даже и до филозофии. А где у них бывают диспуты, и для того особая зделана полата великая. Тот кляштор древняго строения, на том месте от начала своего имеет быть неподвижно 360 лет, подданных имеет под собою 206 дворов. В том кляшторе в костелах всякие богатства, данные от приходящих молебщиков, которых в том кляшторе всегда бывает со всех сторон множество, и из далных християнских краев приезжают много народу.

    Ещё несколько нападений монастырю пришлось пережить в ходе Северной войны , в 1702, 1704 и 1705 годах, однако они были также отражены. В 1716 году монахи монастыря подали в Рим петицию о короновании образа. В 1717 году после получения одобрения от папы Климента XI икона была коронована в присутствии 200 000 паломников. Возложение на головы Младенца и Матери Божией корон символизировало особую важность иконы и её чудотворность.

    Укрепления

    Монастырь имеет четырёхугольную форму, по углам располагаются мощные бастионы стреловидной формы. Вход в монастырь эащищён равелином имеющим форму пятиугольного люнета . Бастионы носят имена:

    • бастион Морштынов
    • бастион св. Барбары (или бастион Любомирских)
    • королевский бастион (или бастион Потоцких)
    • бастион Св. Троицы (бастион Шанявских)

    Колокольня

    Высокая 106-метровая колокольня была построена в 1714 году в барочном стиле. Несколько раз она страдала от пожаров, в 1906 году была реконструирована и надстроена.

    Колокольня состоит из 5 уровней. На высоте второго уровня с внешней стороны располагаются четыре часовых циферблата, с каждой стороны башни. Каждые 15 минут 36 колоколов исполняют мелодию гимна, посвящённого Деве Марии. Интерьер третьего уровня украшают 4 статуи - св. Павла Фивейского , св. Флориана , св. Казимира и св. Ядвиги . На верхний, пятый уровень ведут 516 ступеней. Там находятся четыре статуи Учителей Церкви - св. Альберта Великого , св. Григория Назианзина , св. Августина и св. Амвросия Медиоланского . На шпиле башни помещена статуя ворона с куском хлеба во рту (символ ордена паулинов) и монограмма Пресвятой Девы. Венчается шпиль крестом, который по ночам ярко подсвечен.

    Капелла Девы Марии

    Капелла , в которой хранится. В левой стене захоронен прах Августина Кордецкого, настоятеля, руководившего обороной монастыря от шведов.неф манускриптов . Многие из них составляли ядро так называемый коллекции Ягеллонов , которая в своё время была завещана монастырю.

    Новое здание библиотеки было построено в 1739 году . Потолок библиотеки богато украшен фресками работы неизвестного итальянского мастера. С 1920 года библиотека Ясной Горы используется для конференций польского католического епископата.

    Рыцарский зал

    Рыцарский зал расположен вдоль южного фасада монастыря позади Капеллы Девы Марии. Он возведён в 1647 году в стиле ренессанс . Стены зала расписаны в XVII веке польскими мастерами и представляют наиболее значительные события истории монастыря. В дальнем конце зала установлен алтарь св. Иоанна Богослова работы XVIII века.

    В Рыцарском зале проводятся встречи, заседания епископата, теологические и философские конференции, а также выставки.

    Прочие

    В комплекс монастырских зданий также входят жилые помещения монахов, арсенал, музей 600-летия монастыря, королевские покои, переговорный зал и др.

    Паломничества

    Поезд пришел в Ченстохов рано утром. От вокзала до монастыря, стоявшего на высоком зелёном холме, было далеко.

    Из вагона вышли богомольцы - польские крестьяне и крестьянки. Среди них были и городские обыватели в пыльных котелках. Старый, тучный ксендз и мальчики-причетники в кружевных одеяниях ждали богомольцев на вокзале.

    Тут же, около вокзала, процессия богомольцев выстроилась на пыльной дороге. Ксендз благословил её и пробормотал в нос молитву. Толпа рухнула на колени и поползла к монастырю, распевая псалмы.

    Толпа ползла на коленях до самого монастырского собора. Впереди ползла седая женщина с белым исступленным лицом. Она держала в руках чёрное деревянное распятие.

    Ксендз медленно и равнодушно шел впереди этой толпы. Было жарко, пыльно, пот катился по лицам. Люди хрипло дышали, гневно оглядываясь на отстающих.

    Я схватил бабушку за руку.
    - Зачем это? - спросил я шепотом.

    Не бойся, - ответила бабушка по-польски. - Они грешники. Они хотят вымолить прощение у пана бога.

    Паломничества в Ясногорский монастырь проводятся с XV века. Как правило, организованные группы паломников собираются в соседних с Ченстоховой городах и затем идут в Ясную Гору пешком. По давней благочестивой традиции, жители тех населённых пунктов, через которые проходят паломники, предоставляют кров и еду нуждающимся в них.

    Особенно большое число паломников бывает в праздники, посвящённые Богородице, особенно в день Успения (15 августа). В последние годы число паломников, стекающихся в Ченстохову в этот день, превышает 200 тысяч человек.