Какой была палестина во времена христоса. Израиль: библейские места Карта средиземноморье во время христа

Рождение Иисуса Христа ознаменовало возникновение новой религии и начало исторической эпохи. В летописи принято исчисление «до Рождества Христова» или «до нашей эры». Практически всю жизнь он провел на Ближнем Востоке в древнем государстве, существующем и сегодня, - Палестине.

Связь Палестины с миссией Христоса

Во время совершения религиозной миссии Иисусом Палестина занимала часть земель современного Израиля, выходящего на западе к Средиземному морю, на юге - к , на востоке граничащей с Иорданией, а на севере с Ливаном. Северо-восточные территории древнего государства выходили к Сирии. Через эти земли проходили караванные пути в Месопотамию и Грецию.

Название государства Палестина отсутствует в Евангелие - жизнеописании Иисуса. Занимать территорию между рекой Иордан и Средиземном море страна стала только с 135 г. Об этом был издан приказ императора Римской империи. Палестина была разделена на несколько провинций. С миссионерским путем Иисуса связаны районы Галилея к западу от реки Иордан и Иудея возле Мертвого моря.

Предание гласит, что Иисус был рожден в Вифлееме. Отец Иосиф служил плотником, его супругу звали Мария. Ранее семья проживала в Назарете в , но после объявления императором приказа об обязательной явке в город для переписи населения, они отправились в роднойВифлеем.

Часть жизни пророк прожил с матерью в Египте, но позже они вернулись в Назарет. Крещение Христос принял в возрасте 30 лет от Иоанна, служившего проповедником. Обряд был совершен на реке Иордан, берущей начала у реки Хермон, что на границе между Ливаном и Сирией. После эого события Иисус ушел в пустыню, где находился 40 дней и столько же ночей в полном уединении, посте и молитве.

Вернувшись он собрал учеников и начал миссию по спасению человечества. Иисус путешествовал с апостолами по галилейской земле, излечивая людей и показывая чудеса. Во время Пасхи пророк являлся в . Вести о нем разлетались по миру, что беспокоило приверженцев иудейской религии. В этом городе он был схвачен во время праздникования по приказу прокуратора Иудеи Понтия Пилата. Правитель земель вынес ему смертный приговор по обвинению в организации мятежа и богохульстве. Распятие произошло на горе Голгофа. Через три дня двери в усыпальницу Иисуса открылись, и он явился людям живым.

Поселения, где проповедовал Христос новое учение и путешествовал со своими приверженцами, называют Святой землей, привлекающей множество паломников. Эти площади считаются исконно землями евреев. Здесь жили Авраам, Исаак и Иаков.

Образ Палестины времен Христа

В 63 г. до н.э. Палестина утратила статус независимого государства. Территория была передана в управление Ирода, находящегося у власти с 37 до 4 г. до н.э. Римский поданный был еврейского происхождения и исповедовал иудейскую веру, в которую насильно был обращен его народ Иоанном Гирканом за 125 лет до Рождества

    Тир и Сидон Иисус сравнил Хоразин и Вифсаиду с Тиром и Сидоном (Мф. 11:20–22). Он исцелил дочь хананеянки (Мф. 15:21–28).

    Гора Преображения Иисус был преображён перед Петром, Иаковом и Иоанном и они получили ключи Царства (Мф. 17:1–13). (Некоторые верят, что гора Преображения это гора Ермон; другие верят, что это гора Фавор).

    Кесария Филиппова Пётр свидетельствовал, что Иисус есть Христос и Петру были обещаны ключи Царства (Мф. 16:13–20). Иисус предсказал Свою смерть и Воскресение (Мф. 16:21–28).

    Местность Галилеи Иисус провёл большую часть Своей жизни и служения в Галилее (Мф. 4:23–25). Здесь Он произнес Нагорную проповедь (Мф. 5–7); исцелил прокажённого (Мф. 8:1–4); избрал, посвятил и послал Двенадцать Апостолов, из которых только Иуда Искариот, по-видимому, не был галилеянином (Мк. 3:13–19). В Галилее воскресший Христос явился Апостолам (Мф. 28:16–20).

    Море Галилейское, позже названное морем Тивериадским Здесь Иисус учил из лодки Петра (Лк. 5:1–3) и призвал Петра, Андрея, Иакова и Иоанна быть «ловцами людей» (Мф. 4:18–22; Лк. 5:1–11). Он также укротил бурю (Лк. 8:22–25), учил притчам из лодки (Мф. 13), шёл по морю (Мф. 14:22–32) и предстал перед Своими учениками после Воскресения (Ин. 21).

    Вифсаида Пётр, Андрей и Филипп родились в Вифсаиде (Ин. 1:44). Иисус удалился с Апостолами в место вблизи Вифсаиды. В этих местах народ пошёл за Ним и Он накормил 5 000 (Лк. 9:10–17; Ин. 6:1–14). Здесь Иисус исцелил слепого (Мк. 8:22–26).

    Капернаум Это была родина Петра (Мф. 8:5, 14). В Капернауме, который Матфей называл «Своим городом» Иисуса, Иисус исцелил расслабленного (Мф. 9:1–7; Мк. 2:1–12), излечил слугу сотника и мать жены Петра (Мф. 8:5–15), призвал Матфея быть одним из Его Апостолов (Мф. 9:9), открыл слепые глаза, изгнал беса (Мф. 9:27–33), исцелил человека с сухой рукой в Субботу (Мф. 12:9–13), произнес проповедь о хлебе жизни (Ин. 6:22–65) и согласился заплатить подати, сказав Петру вынуть монету изо рта рыбы (Мф. 17:24–27).

    Магдала Это была родина Марии Магдалины (Мк. 16:9). Иисус пришёл сюда после насыщения 4 000 (Мф. 15:32–39) и фарисеи и саддукеи просили, чтобы Он показал им знамение с неба (Мф. 16:1–4).

    Кана Иисус превратил воду в вино (Ин. 2:1–11) и излечил сына царедворца, который находился в Капернауме (Ин. 4:46–54). Канна была также родиной Нафанаила (Ин. 21:2).

    Назарет Благовествование Марии и Иосифу произошло в Назарете (Мф. 1:18–25; Лк. 1:26–38; 2:4–5). После возвращения из Египта Иисус провёл здесь Своё детство и юность (Мф. 2:19–23; Лк. 2:51–52), провозгласил, что Он есть Мессия и был отвергнут людьми в Своём родном городе (Лк. 4:14–32).

    Иерихон Иисус дал зрение слепому (Лк. 18:35–43). Он также ел с Закхеем, «начальником мытарей» (Лк. 19:1–10).

    Вифавар Иоанн Креститель свидетельствовал, что он «глас вопиющего в пустыне» (Ин. 1:19–28). Иоанн крестил Иисуса в реке Иордан и свидетельствовал, что Иисус – Агнец Божий (Ин. 1:28–34).

    Пустыня Иудейская Иоанн Креститель проповедовал в пустыне (Мф. 3:1–4), где Иисус постился 40 дней и был искушаем (Мф. 4:1–11).

    Еммаус Воскресший Христос шёл по пути в Еммаус с двумя Своими учениками (Лк. 24:13–32).

    Виффагия Двое учеников привели Иисусу молодого осла, на котором Он начал Свой триумфальный въезд в Иерусалим (Мф. 21:1–11).

    Вифания Это была родина Марии, Марфы и Лазаря (Ин. 11:1). Мария слушала слова Иисуса и Иисус говорил с Марфой об избрании «благой части» (Лк. 10:38–42); Иисус воскресил Лазаря (Ин. 11:1–44); и Мария помазала ноги Иисуса (Мф. 26:6–13; Ин. 12:1–8).

    Вифлеем Здесь Иисус был рождён и положен в ясли (Лк. 2:1–7); ангелы возвестили пастухам о рождении Иисуса (Лк. 2:8–20); волхвы были ведомы звездой к Иисусу (Мф. 2:1–12); Здесь Ирод убил всех младенцев (Мф. 2:16–18).

Авраам совершил трудное и опасное путешествие из города Ура в Вавилонии через земли Плодородного Полумесяца к Харрану, а затем в землю Ханаанскую. Позднее он вынужден был спасаться в Египте от разаразившегося голода ( ) . Со своим семейством, овцами и козами Авраам вел кочевую жизнь на холмах и равнинах Ханаана, своей новой родины () . Его внук, Иаков, кончил свои дни в Египте вместе с любимым сыном Иосифом () .

Потомки Авраама, евреи, остававшиеся в Египте примерно 400 лет, постепенно были порабощены египтянами. В конце концов, после ряда страшных бедствий, Моисей вывел их из Египта, проведя через Красное море и пустыню. Мы не можем точно сказать, каким именно путем они шли — карта показывает маршрут, о котором говорит предание. (Они не могли идти по прямой прибрежной дороге, так как её стерегли египтяне). На горе Синай Моисей получил . Позднее в Ханаан были отправлены разведчики, чтобы «высмотреть» Обетованную Землю.

В пустыне евреи провели сорок лет. После смерти Моисея они перешли через реку Иордан и, выйдя из Моава, вступили в Землю Обетованную. ( , )

После вступления израильтян в Ханаан каждое колено (племя) получило для своего расселения особую территорию; в основном эти земли лежали к западу от реки Иордан. Племени Левия земли не дали, но назначили им для поживания определенные города. Были названы и шесть «городов-убежищ».

После смерти Иисуса Навина борьбу израильтян против филистимлян и других врагов возглавили «судьи», такие как Аод, Гедеон и Самсон.

Города-убежища
Моисей получил повеление учредить шесть городов-убежищ () , разбросанных по стране. Три из них — Бецер, Рамоф Галаадский и Голан - находились к востоку от реки Иордан, а еще три — Кедес, Сихем и Кириаф-Арба (Хеврон) — к западу от нее.

Человек, совершивший неумышленное убийство, мог бежать в один из этих городов и обрести там безопасность до того момента, как суд рассмотрит его дело. Если беглеца признавали невиновным, он мог остаться в городе.

Филистимляне представляли постоянную угрозу для израильтян, которые в конце концов пожелали, чтобы ими правил царь, как у других окружавших их народов. Последний судья Израиля Самуил помазал на царство Саула. Саул оказался прекрасным воином; он отразил натиск аммонитян на востоке и филистимлян на западе. Однако он невзлюбил своего молодого военачальника Давида, и счастье отвернулось от него. В сражении на горе Гелвуй войско Саула было разбито филистимлянами, а сам он погиб.

При царе Давиде и его сыне Соломоне царство процветало. Давид раздвинул границы Израиля, одолев филистимлян, Моав, Эдом, Аммон и северные государства. Он оставил в наследство Соломону мир и безопасность. Держава Давида простиралась от Евфрата на севере до Ецион-Гавера на берегу Акабского залива. Население Эдома, Моава, Аммона и Арама, ставших его вассалами, вынуждено было платить дань израильтянам. Но наибольшие последствия из всех достижений Давида имело завоевание Иерусалима и превращение его в столицу государства и национальное святилище. ( )

Соломон царствовал около сорока лет (ок. 970 - 930 гг. до н. э.). Эра процветания, начавшаяся при Давиде, продолжилась и в его правление, когда Израиль достиг вершин своего благополучия. Соломону удалось осуществить грандиозные строительные проекты; он был превосходным администратором и дипломатом, а о его мудрости ходили легенды. Соломон разделил свое царство на двенадцать административных округов, что сделало управление страной более эффективным. Соломон ввел монополию внешней торговли, активно разрабатыал природные ресурсы своей державы и создал израильский флот. ( )

Храм Соломона
Наиболее значительным достижением Соломона было строительство Иерусалимского храма, от которого к настоящему времени ничего не осталось.

Царица Савская
Мудрость Соломона прославляется в истории о визите царицы Савской () , которая явилась, чтобы испытать его познания. Саву часто отождествляют с современным Йеменом, страной в юго-западной части Аравийского полуострова. Поскольку основание Соломоном нового торгового поселения в Ецион-Гавере могло подорвать торговлю, которую вела Сава, визит царицы мог иметь другую цель - построить добрые отношения с мощно развивающимся государством.

Разделенное Царство

После смерти Соломона десять северных племен восстали и создали отдельное Израильское царство, которым стал править Иеровоам. Столицей Израильского царства первоначально стал Сихем, а главными центрами религиозного культа - Дан и Вефиль. Преемники Давида продолжали царствовать в южном Иудейском царстве со столицей в Иерусалиме. Разделения царств преодолеть не удалось. В Израиле на протяжении более 200 лет несколько раз сменялись правящие династии, пока в 722 г. до н. э. Самария не была разрушена ассирийцами и Северное царство не прекратило своего существования. Иудея оказалась более прочным государством: династия потомков Давида оставалась у власти более 350 лет, плоть до разрушение Иерусалима в 586 г. до н. э. () .

Иеровоам и Озия

Израиль и Иудея вновь стали богатыми и могущественными государствами в правление Иеровоама II и Озии (Амасии) в VIII веке до н. э., когда им опять удалось захватить контроль над торговыми путями, проходившими через этот регион. Иеровоам II царствовал в Израиле с 789 по 748 гг. и контролировал значительную часть территории Сирии (Арама). При нем северное Израильское царство достигло зенита могущества. Пророки, однако, видели только несправедливость и безнравственность народных вождей. Амос, первый великий пророк VIII века до н. э. обличал лицемерие израильтян. Царь Озия (Амасия) правил в Иудее с 785 по 734 г. до н. э. Он отодвинул границу с филистимлянами и вновь подчинил Эдом, некогда покоренный Давидом. Пор Ециор-Гавер был заново отстроен, что дало выход в Красное море. Озия даже создал коалицию против Ассирии. ( ; ) .

Спустя примерно столетие после правления Давида и Соломона на историческую сцену и на страницы Библии восходит новый великий пророк: Илия. Он появляется из страны за Иорданом, а именно из Галаада, чтобы, исполнив свою миссию на Святой Земле, опять уйти туда, откуда пришел. Однако и перед этим, странствуя во время своего священного служения по всем окрестным областям, Илия будет неоднократно возвращаться на восточный берег Иордана. Полагают, что именно с вершины Тель Map Элиас пророк Илия был живым восхищен Господом на небеса () . Слова Библии об огненных конях и огненной колеснице, на которой вознёсся Илия, позднее были почти без изменений включены в священную песнь о плавно взмывающей в небо прекрасной колеснице пророка. Знаменитая галаадская возвышенность именовалась холмом Илии ещё несколько столетий после явления в здешних землях Иисуса Христа и Его Крещения в Иордане рядом с местом вознесения ветхозаветного праведника. Здесь по слову Божию святой пророк Илия скрывался во время гонений, устроенных на него впавшим в язычество израильским царём Ахавом и царицей Иезавелью. Воды потока утоляли жажду праведника, а пищей Илию чудесным образом обеспечивал Сам Господь: «вороны приносили ему хлеб и мясо поутру, и хлеб и мясо повечеру» () . Жизнь, молитва и деяния Илии часто вспоминаются в Новом Завете, как пример жизни, молитвы и деяний настоящего праведника, который был обычным человеком, однако совершал чудеса силою своей глубочайшей веры в Бога и этой же верой был спасён сам и спасал других ( ; ) .

Родом из Иордании был и святой пророк Елисей, ученик и последователь Илии. Исполняя волю Бога, Илия пришёл в Авел-Мехолу, расположенный на севере Иордании родной город Елисея, чтобы призвать того на святое служение () . Библия говорит, что Илия пришёл к Елисею, когда тот пахал поле на двенадцати парах волов, идя за плугом при двенадцатой паре. Здесь же, на поле, по зову Илии Елисей оставил крестьянский труд ради не менее тяжёлого труда святого подвижника. Именно на фоне непритязательного, провинциального пейзажа окрестностей Авел-Мехолы и состоялся символический акт призвания Елисея на священное служение и передача ему от Господа через Илию всех высоких прав и обязанностей, то есть, в первую очередь, всех чудесных свойств и качеств Боговдохновенного пророка.

Пророки Израиля и Иудеи осуждали социальные пороки, дурную внешнююю политику и поклонение языческим богам.

Иезекииль - один из «великих пророков». Родился в Иудее около и был священником.

Иеремия - второй из четырёх великих пророков Ветхого Завета.

Исаия - один из великих библейских пророков, выходец из знатной еврейской священнической семьи.

Иона стоит особняком среди ветхозаветных пророков, потому что ему выпало пророчествовать не в землях Иудейской и Израильской, а в Ниневии - столице Ассирийского царства, среди язычников.

Иоиль - первый библейский пророк, по преданию оставивший после себя запись своих проповедей.

Осия , как и Амос боролся против идолопоклонства, пустившего свои корни в среде евреев, обращал их сердца к Господу.

Пророк Михей стоит у истоков необычного для своего времени стремления «упростить» иудаизм до его этической сущности.

Ассирийская держава достигла вершины своего могущества в период между 880 и 612 гг. до н. э. В 722 г. до н. э. ассирийцы разрушили Северное царство, Израиль и переселили его население в отдаленные области своей империи. Иудея, Южное царство, попала в зависимость от Ассирии.

Стремясь обезопасить пограничные с Египтом земли, в июле 586 года до н. э., после очередного восстания Иудеи, вавилонский царь Навуходоносор II захватил и уничтожил Иерусалим. При этом был разрушен храм Яхве (Первый Храм). Вавилоняне вывели из страны огромное количество пленных, составившее примерно десятую часть от общего населения страны. Среди пленников был и царь Иудеи Седекия (Цидкийаху), пытавшийся бежать. Иудейская государственность была уничтожена, и для евреев начался великий плен, который продолжался почти 70 лет. В составе Ново-Вавилонского царства еврейские переселенцы образовывали родовые группы, не забывавшие о своей родине и поддерживавшие с ней связи. Так завершило свое существование Иудейское царство.

После смерти Навуходоносора начался упадок Вавилонского царства. В 539 году до н. э. пало царство Вавилонское. На его развалинах новый царь Кир воздвиг могучую Мидо-Персидскую монархию. За неполные двадцать лет он создал огромное государство, границы которого простирались от Индии до Средиземного моря. Покоренные халдеями народы встречали его, как избавителя. Кир не истреблял завоеванные народы, не разрушал их города, не позволял своим солдатам грабить и бесчинствовать. Жизнь покоренных стран текла нормально, купцы и ремесленники продолжали спокойно заниматься своим делом. Персидский царь оказался деятелем нового типа еще в одном отношении: он дал покоренным народам большую политическую автономию и разрешил им поклоняться своим богам. Его религиозная и политическая терпимость выразилась также и в том, что он разрешил выселенным племенам вернуться в родные места и вернул им захваченные в свое время халдеями статуи богов и разную утварь из их храмов.

В период между 513 и 333 гг. до н. э. персы и греки боролись за гегемонию в Передней Азии. В конце концов, Александр Македонский стремительно прошел со своим войском по Персии, сокрушая все на своем пути. Александр Македонский за время своего правления сумел расширить границы Македонского царства, включив в его состав не только греческие полисы, но и всю Персидскую империю, Древний Египет и частично Индию, и тем самым создав империю. После его смерти в 323 г. огромная македонская держава распалась. Палестина оказалась под властью сначала царей Египта из династии Птолемеев, а с 200 г. до н. э. - царей Сирии из династии Селевкидов.

Павел отправился в своё первое миссионерское путешествие приблизительно в 47 г.; его спутниками были Варнава и юный Иоанн Марк. Когда они прибыли в Пергию, Иоанн Марк оставил их и вернулся в Иерусалим. Павел и Варнава возвратились в Антиохию в 49 г.

Примерно 50 г. Павел отправился из Антиохии в свое второе миссионерское путешествие. С самого начала его сопровождал Сила, в Листре к ним присоединилсь Тимофей, а позднее в Троаде — Лука. Проведя в Коринфе полтора года, Павел вернулся в Антиохию в 53 г.

Около 53 г. Павел в одиночку отправился в свое третье, самое длительное путешествие. Два года он провел в Эфесе. В Троаде к нему присоединились представители нескольких церковных общин; вместе с ним они отправились морским путем в Иерусалим, везя дары для нуждающихся христиан.

Продолжаю выкладывать одну из многочисленных версий, что такое Святой Грааль, а так же как возникла королевская династия Меровингов. Предыдущие записи можно почитать по тегам:
Святой Грааль:
Меровинги:

Когда читаешь статьи о временах Иисуса, сами Евангелия, то складывается впечатление, что в то время в государстве царил порядок, общество жило довольно спокойной и стабильно. Через эти земли проходили караванные пути в Месопотамию и Грецию, следовательно была развита торговля. Но это обманчивое впечатление.


Leon Augustin Lhermitte. Христос в Эммаусе.

Уже в I веке ситуация в Палестине (название этой земли в данном случае условное) отличалась нестабильностью и хаосом. И отвлечёмся на то, почему я эту землю, согласно установленной традиции, буду называть Палестиной, ибо название «Палестина» было дано римлянами только во втором веке нашей эры после подавления восстания Бар-Кохбы.

В семитских ханаанейских языках (финикийский, древнееврейский) эта область именовалась «Кнаан» («Кенаан»), в современной русской традиции - «Ханаан». Ханаан был завоёван еврейскими племенами в середине II тысячелетия до нашей эры. В Книге Иисуса Навина упоминается название «Земля Сынов Израиля»

Некоторые греческие писатели, начиная с Геродота, согласно римским переписчикам, называли эту землю Сирия Палестинская, или Палестина. Другие же пользовались общим названием Сирия или же уточняющим Келесирия. Также применялось разделение на внутренние области - Иудею и прибрежный район, который рассматривался как часть Финикии.

В 1-й Книге Царств в повествовании о войнах царя Саула (примерно 1030 год до н. э.) впервые упоминается название «Земля Израиля». К этому времени на всей территории страны по обоим берегам реки Иордан сложилось единое Израильское царство, ставшее в течение следующего столетия крупной державой Древнего Востока под властью царей Саула, Давида и Соломона.

В 930 году до нашей эры держава Давида и Соломона распалась на два царства, северное царство стало называться Израиль, а южное - Иудея. После завоевания Израильского царства Ассирией (722 год до нашей эры) название «Иудея» постепенно распространилось и привилось, как наименование всей территории страны.

Изгнанные вавилонянами в 586 году до нашей эры, евреи вернулись и около 520 году до нашей эры восстановили Иерусалимский Храм, а затем и независимость страны под властью династии Хасмонеев (167-37 годы до н. э.). Название «Иудея» сохранялось и под властью династии Ирода (37 год до н. э. - 4 год н. э.), навязанной иудеям римскими завоевателями.

В 4 году н. э. римляне установили своё непосредственное владычество в стране, провозгласив её римской провинцией - Провинция Иудея. И мало кто сейчас знает, что значит слово «Палестина», а значит оно землю Филистимлян.

Будучи морским народом и поклоняясь морскому божеству Дагону, филистимляне не слишком интересовались колонизацией внутренних, далёких от моря земель Ханаана, куда с востока начали вторгаться кочевые семиты-израильтяне. Тем не менее, филистимляне неоднократно покоряли израильтян, живших по обоим берегам реки Иордан. Известный израильский богатырь Самсон погиб в плену в филистимском городе Газа. Именно для сопротивления филистимской экспансии израильские племена консолидировались под властью царя. Однако филистимляне не только нанесли израильтянам сокрушительное поражение, но и забрали в качестве трофея священный Ковчег Завета. Тем не менее, столкнувшись с многочисленными бедствиями, которые они связывали с ковчегом (согласно библейскому тексту), филистимляне вынужденно возвратили Ковчег Завета израильтянам.

Кстати, сам царь Давид начинал свою карьеру как филистимский вассал и не без помощи филистимлян воцарился сначала в Хевроне, а затем в Иерусалиме.

И считается, что римляне, называя в последствии эти земли Палестиной, хотели наказать евреев, а также, чтобы те забыли свои корни, историю.

Ничего не меняется в этом мире...

Возвращаемся к временам, когда жил Иисус. За 50 лет до рождения Иисуса Палестина стала римской провинцией. Но Рим, будучи занят собственной судьбой, мало обращал внимание на свои далёкие колонии. Заботу о них он поручил потомкам царей, что были уполномоченны от имени Рима следить за исполнением императорских указов. Нужно отметить, что эти цари, прозванный Иродами, были арабами. Первый из них, Антипатр, занимал трон с 63 года до нашей эры и правил вплоть до своей смерти в 37 году до нашей эры. Его сменил сын Ирод Великий, он процарствовал до 4 года нашей эры. В то время положение в Святой Земле было точно таким же, как во всякой другой оккупированной стране. Там был обычный военный режим. За соблюдением римских законов царям Иродам помогала следить армия. Но нужно отметить, что местные традиции и обычаи не преследовались и не запрещались.

Ситуация осложнилась в 6 году нашей эры в искусственно созданном государстве, куда вошли одна провинция и две тетрархии. (Тетра́рхия - правление четырёх - название любого правительства, в котором власть разделена между четырьмя людьми (тетрархами). Как правило, тетрархией называется система управления Римской империей, введённая императором Диоклетианом в 293 г. и продолжавшаяся до 313 г.)
Галилеей управлял Ирод Антипас, а Иудея (духовный и светский центр Палестины) управлялась из Кесарии римским прокуратором. Начало нового римского режима в Иудеи было отмечено где-то тремя тысячами случаев распятия, грабежами, осквернениями Храма. Обстановка была ещё та, люди предпочитали покончить жизнь самоубийством. Понтий Пилат, бывший прокуратором с 26 по 36 год, ещё более ухудшил положение. Он совсем не похож на того Понтия Пилата, что показан в Евангелиях. Это был жестокий и развращённый человек.

Евреи же не были единым народом. Существовало масса сект. Саддукеи, происходившие в основном из состоятельного духовенства. Это были консерваторы в области политики и религии, лояльные римскому режиму. Фарисеи. Это были непримиримые формалисты, находившиеся в пассивной оппозиции Риму. Ессеи - суровые аскеты-мистики, которые пользовались значительным влиянием у населения. Это три наиболее влиятельные секты, но были и другие, менее влиятельные. Все перечислять не буду, назову только одну - назореи, или назореяне. В греческой оригинальной версии Нового Завета есть упоминание об Иисусе Назореянине. Так вот, назореянин вовсе не житель города Назарета, это член соответствующей секты.

Ещё была секта зилотов, основанная раввином-фарисеем Иудой Галилеянином в 6 году, когда Рим взял под свой прямой контроль Иудею. И правильней будет назвать эту организацию не сектой, а националистической политической партией, куда входили и фарисеи и ессеи. Во времена Иисуса зилоты были очень активны и принимали участие во всех делах страны. Позже, благодаря этой активности, в 66 году разразился бунт, вся Иудея поднялась против римской власти. Бунт был жестоко подавлен, а последствия для населения ужасны. Только в одном городе Кесарии было уничтожено около 20 тысяч жителей. Иерусалим был разрушен вместе с Храмом.

И ничего удивительного нет, что народ ждал своего мессию, который освободил бы его от Рима. В то время с мессией скорей всего не связывали никакого понятия о божественности. Мессией в те времена называли в основном монархов, т.к.оно означало "помазанник Божий" и переводилось кстати на греческом и древнееврейском языках одинаково - Христос. Во времена римского владычества в Иудеи верховного священника, назначенного администрацией, также называли "священником-мессией" или "священником-христосом". Но для оппозиции, в т.ч.и для зилотов верховный священник был "лжемессией", а настоящий Мессия по их представлениям был совсем другим - потомком Давида, который придёт и освободит народ от римского ига. Его ждали с нетерпением, и массовая истерия, связанная с этим ожиданием достигла пика как раз при жизни Христа. Причём она подогревалась зилотами. И именно благодаря их пропаганде и был инициирован бунт 66-70 годов.

Нужно отметить, что люди ждали именно Мессию - человека, который был царём, божьим помазанником, который должен был их освободить. Этот Мессия не имел ничего общего с будущей христианской идеей "сына Божьего". Но как видим, со временем чисто функциональное обозначение "Иисус-Мессия" ("Иисус-Христос") превратилось в имя собственное Иисус Христос, но это уже другая история.

Продолжение следует...

Более 2000 лет назад, когда родился Иисус из Назарета, второй Святой Храм ещё стоял в Иерусалиме. Великой пирамиде в Гизе было уже 2500 лет, а Александрийская библиотека ещё не была разрушена. Но Колизей в Риме ещё не был построен.

Немного жутко представлять политическую географию того времени, и контексте событий, которые пришлись на «сюжетную линию» жизни Иисуса Христа.

Вместе с тем, та часть континента, в которой жил Иисус в географическом плане была описана заметно лучше, чем периферия. Тем более на картах того времени Средиземное море было центром мира.

Лучший географический научный путеводитель о мире, где родился Иисус, составлен человеком по имени Страбон . Он родился в городе Амасья (север современной Турции).

Одним из великих произведений его жизни были 17 книг «Географии», в котором он подробно (насколько возможно для того времени) описал контуры городов и культур мира, и, собственно, географию.

Страбо́н (ок. 64/63 до н. э. — ок. 23/24 н.э.) — древнегреческий историк и географ. Автор «Истории» (не сохранилась) и сохранившейся почти полностью «Географии» в 17 книгах, которая служит лучшим источником для изучения географии древнего мира.

Амасья располагалась на краю Римской империи. Когда Страбон родился, город лишь пару лет, как стал частью провинций империи. Но Страбон был частью элитной семьи, и был воспитан в греческой академической традиции. Страбон в представлении художника времён эпохи Великих географических открытий. Изображение: Wikimedia Страбон постигал риторику, грамматику, философию — наиболее часто изучаемые дисциплины того времени, читал Аристотеля и изучал математику.

Вероятно, он бы и остался жить на окраине империи, если бы не был нетерпеливым путешественником. Он провёл несколько лет в Египте, отправился на юг — в Эфиопию. Самая западная точка его путешествий — Италия, самая восточная — Армения. То есть он был одним из самых активных путешественников своего времени.

По версии Страбона и его современников мир выглядел так: земной шар был разделен на пять секций, с двумя холодными полюсами на обоих концах, двумя умеренными поясами и одним жарким в самом центре.

Обитаемый мир, словно огромный остров, был прикован к северной четверти земного шара и был окружён океаном. По крайней мере, так предполагалось, ведь никто в те времена не мог обойти известный мир.

К югу от Средиземного моря был континент (Африка, которую иногда называли Ливия), на востоке — Азия, к северу — Европа.

Географы того времени знали, что Индия была на Дальнем Востоке, Эфиопия — далеко на юге, Иберия (современные Испания и Португалия) — на западе, и Скифия — на севере.

Великобритания уже была достаточно известна. Ещё средиземноморские учёные имели представление, что есть Скандинавия, но не представляли её размеров. Карта мира по версии Страбона (Изображение: Paolo Porsia/flickr) Помимо таких континентов, как Северная и Южная Америка, крупнейшим недостающим элементом их знаний был Китай. Вместе с тем, во втором году нашей эры перепись династии Хань показала, что на подвластных ей территориях проживало около 57,5 млн. человек.

В Римской империи, которая насчитывала около 45 миллионов жителей, в те времена, казалось, даже не имели представления, что Китай существовал.

Собирая информацию о дальних странах, в своих собственных путешествиях Страбон в основном полагался на рассказы и схемы моряков, которые путешествовали, держа в поле зрения побережья. А его информация об Индии была добыта из трудов историков, описывавших военную кампанию Александра Великого, достигшего Индию за 300 лет до того.
Древняя Галилея. Изображение: Wikimedia И вот в этом мире земля между Средиземным морем и рекой Иордан (современные Израиль и Палестина) с географической точки зрения была не очень интересной. Эта область не была особенно богата и доступна. Но согласно греческому и римскому взглядам на мир, этот район был стратегически важным для обеспечения прохода по суше в Египет.

Труды Страбона включают в себя небольшое описание истории еврейского народа. Он объясняет, как «египтянин по имени Моисей» возглавил группу последователей, полагавших, что Бог «одна вещь, которая охватывает всех нас». И Моисей повёл их к месту, где в настоящее время стоит Иерусалим.

Страбон продолжает: «Эти территории он легко получил во владение, так как здесь земли не были способны возбудить зависть или стать поводом для конкуренции. Ибо эта каменистая земля хоть и хорошо снабжается водой, но была окружена бесплодной и безводной территорией».

Незадолго до рождения Иисуса эта область управлялась царём Иродом Великим, которого Рим назначил в качестве правителя всего еврейского народа.

После его смерти царство было разделено между его тремя сыновьями, но в итоге их правление было, мягко говоря, неудачным.

С тех пор, как пишет Страбон, порядок в Иудее «выродился». Был краткий период (пришедшийся на жизнь Иисуса) относительного мира.

Но спокойствие не будет длиться долго. В 70 году нашей эры, было восстание против римского управления, а Второй Храм был разрушен.

По сути, Иисус из Назарета жил в неустойчивом месте, далёком от центра той Вселенной. Месте, где люди могли быть особенно заинтересованы в новом религиозном видении того, как ориентироваться в смятенном мире.