Новоторжский Борисоглебский монастырь - Православный паломник — LiveJournal. Новоторжский борисоглебский монастырь и панорамы торжка Торжокский борисоглебский монастырь

Он, наверное, по праву считается одним из красивейших городов Тверской области и здесь (во всяком случае, в старой его части) , на мой взгляд, воочию можно ощутить на себе обстановку той классической провинции русских уездных городов (XVIII - XIX веков) , так хорошо знакомых нам по произведениям А.Н. Островского, А.П.Чехова.

Этот город является настоящим «музеем под открытым небом» екатерининского классицизма и многочисленных храмовых сооружений, по количеству которых он мог бы, наверное, посоперничать с широко известным для туристов Суздалем… Хотя, нельзя и не отметить, что часть зданий и сооружений из сохранившегося почти полностью архитектурного ансамбля, к сожалению, покрывает уже определенный «налет» бесхозности и безденежья последних десятилетий…

А еще этот город подкупает своими восхитительными панорамами, которые так и просятся в объектив фотокамеры…

Сегодня же я расскажу только об одной из достопримечательностей этого города - Борисоглебском монастыре .


Новоторжский Борисоглебский мужской монастырь является одним из древнейших в России (основан почти в одно время с Киево-Печерской лаврой и считается третьим монастырём со времени их появления в России) и иерархически подчинен Тверской епархии .

Обитель расположена на западном (высоком) берегу реки Тверца и была основана в 1038 году (в княжение великого князя Киевского Ярослава Мудрого) старцем Ефремом , братья которого погибли, защищая князя Бориса от людей Святополка Окаянного .

Построенный в тот же год храм, получивший название Борисоглебского (в честь Бориса и Глеба) и дал название всему монастырю.

Обитель со времени своего существования претерпел неоднократные опустошения и разорения:

● трижды монастырь горел в междоусобных войнах в 1167, в 1181, 1372 годах;

● в 1237 году подвергся нападению монголо-татар;

● дважды пострадала обитель от Литвы и поляков.
Первый раз - во времена великого князя Александра Невского, в 1258 году, когда литовцы захватили город Торжок, разорили монастырь и разогнали братию.
Другой раз - в 1609 году, в царствование Василия Шуйского. Монастырь с городом были разорены поляками, деревянная Введенская церковь была сожжена, и в ней погибли в пламени архимандрит монастыря Константин с братией и некоторыми людьми.

При всех гибельных разрешениях каменная церковь, построенная преподобным Ефремом, оставалась целой и неповреждённой.

После столь многократных разорений и опустошений Борисоглебская обитель была приведена в такую нищету и бедность, что в конце XIV - начале XV веков в ней не было ни одного инока, знавшего грамоту, достояние монастыря по описи было очень скудным.

Этап от завершения Смутного времени и до революционных событий начала XX века стал для монастыря периодом его благоустройства, процветания и возвышения, когда он приобрел свой нынешний вид.

После 1917 года обитель разделила участь большинства других православных монастырей того времени.

Мероприятия по закрытию монастыря начались в 1927-1929 годах, когда часть строений монастыря (Входоиерусалимская церковь и братский корпус) были отданы под валяльные мастерские, склады и общежитие льносовхоза.

В начале июня 1931 года прокатился шквал арестов монахов Борисоглебского монастыря, и он был окончательно закрыт.

Первоначально комплекс монастыря был передан совхозу имени Молотова. В нем в 1931-1934 годах находилось сельскохозяйственное училище, с 1936 года располагалась воинская часть, в конце 1930-х годов - воинские авиационные склады, затем лагерь для военнопленных, с 1944 года - тюрьма, а в 1985-1988 годах - лечебно-трудовой профилакторий (ЛТП) для алкоголиков.

И только в 1989 году, после вывода из монастыря тюрьмы и ЛТП, в нем разместился Всероссийский историко-этнографический музей , в связи с чем, начались системные исследовательские и реставрационные работы. Была проведена реставрация здания Духовного правления, Свечной башни и участка монастырской ограды (северное, южное и частично восточное прясло) , отреставрированы главы Введенской и Входоиерусалимской церквей.

В 1993 году по ходатайству епископа Тверского и Кашинского Виктора и решению Священного Синода РПЦ на фондах бывшей обители вновь был воссоздан монастырь, инфраструктура которого стала использоваться совместно с музеем.

С приездом сюда первых пяти монахов (1995) сразу же начались работы по активному восстановлению сооружений монастыря, а в 1998 году, в день памяти преподобного Ефрема Новоторжского (24 июня) , во Введенском храме была совершена первая литургия и с тех пор непрестанные молитвы в обители не прерываются…

В настоящее время здесь проживают и несут службу под руководством игумена монастыря иеромонаха Арсения (Леонова) более 11 насельников.

Обитель имеет своё подворье - Иоанна Богослова (на одноименном кладбище г. Торжка) , расположенное на месте бывшего Иоанно-Богословского мужского монастыря, разоренного и сожженного в 1604 году во время литовского набега.

Кроме того к монастырю приписаны и часть городских храмов -
Воздвижения Креста Господня

и Климента, папы Римского .


Наиболее эффектно монастырь смотрится с противоположного берега реки Тверца, завораживая своей красотой, гармонично встроенной в местный ландшафт.

Причем сразу бросается в глаза, что в его архитектурном ансамбле сплелись воедино стили и веяния различных эпох, как срезы на стволе дерева… Очень часто разность стилей делает его аляповатым, но не в данном случае - всё здесь гармонично и оттеняя творения различных эпох, открывает человеческому взгляду их лучшие черты. В этом, пожалуй, и заключается мастерство и профессионализм зодчих, создававших это творение. А одним из главных архитекторов, сформировавших нынешний вид обители является Н.А. Львов .

И хотя реставрационные и восстановительные работы ведутся здесь уже в течение не одного десятилетия (обитель, несмотря на свою старину и красоту, не является ставропигией и поэтому темпы работ во многом зависят от пожертвований прихожан и паломников) , но всё равно тихим сапом (от одного объекта к другому) они идут по нарастающей и есть надежда, что будут успешно завершены.

Архитектурный ансамбль включает в себя:
собор Бориса и Глеба (Борисоглебский собор) - главный храм обители, расположенный в ее центре и построенный Н.А. Львовым в 1785-1796 годы. На этом месте первоначально (с XI века) стояла небольшая белокаменная церковь, заложенная вместе с монастырем.

Фасады большого и величественного собора (построенного в стиле классицизма) обработаны дорическими портиками, а широкий, слегка приплюснутый восьмигранный барабан и четыре малые купола по углам придают храму некоторую грузность. Декоративные детали обработки нарядны и торжественны.

Данный храм, по мнению самого Н.А. Львова, является лучшим из построенных им культовых сооружений. По старой фотографии, размещенной выше, вы и сами можете оценить красоту храма.

В настоящее время храм закрыт и в нём проводятся восстановительные и реконструкционные работы;

Рядом с собором сохранились остатки фундамента предела преподобного Ефрема Новоторжского (XVI - XVII вв.) . Кто знает, может, со временем он будет вновь воссоздан?…;
храм во имя Спаса Нерукотворного (1811) , построенный по проекту всё того же Н.А.Львова местным архитектором Ананьиным, является композиционной основой не только самого монастыря, но и старой части города.

Сооружение представляет собой встроенную в монастырскую стену надвратную церковь с многоярусной колокольней , увенчанной шпилем, которая возвышается над всем городом, привлекая внимание легкостью и красотой своего силуэта.

В нижнем ярусе имеется арочный проём - Святые врата (главный вход в обитель) , во втором ярусе размещалась сама церковь, в третьем - расположены арки звона, а верхний ярус выполнен в виде круглой сквозной беседки.

В настоящее время храм закрыт - находится на полной реставрации, как и закрыт проход через Святые врата. Но при этом можно подняться на колокольню, откуда с высоты птичьего полета открывается красивый обзор

как на сам монастырь,
так и на весь город, где можно разглядеть близлежащие:
собор Преображения Господня ;

и церковь Михаила Архангела , с ослепительно-синими главами. Возведенный в 1742 году, храм был полностью перестроен в 1850 году, и представляет собой хрестоматийный образец русско-византийского стиля, близкий по архитектуре к Храму Христа Спасителя в Москве.

В монастыре имеется сложный ансамбль, состоящий из двух церквей:
церкви Введения во Храм Пресвятой Богородицы (1620) - образца московской архитектуры.

Несмотря на свою скромность, внутри Введенский храм светел и просторен. Он является постоянно действующим и здесь хранится главная святыня обители - рака, частью мощей прп. Ефрема, древний вышитый жемчугом покров с главы преп. Ефрема, власы (с главы) и часть параманного креста преп. Ефрема Новоторжского чудотворца.
В 1879 году здесь же был устроен придел Святых Праведных Иоакима и Анны , а под храмом находится трапезная ;
церкви во имя Входа Господня в Иерусалим (1717) , расположенной при настоятельских покоях (которые, как и она в настоящее время реконструируются) и являющейся образцом русского барокко. К настоятельскому корпусу примыкал одноэтажный каменный флигель , где помещались разные монастырские службы;

● а также шатровой восьмигранной колокольни , исполненной в традициях церковного зодчества XVI - XVII веков.

Все три постройки слились в одну, и не имеют четких границ между собой, однако Введенская церковь является самой старой в городе;
часовню Успения Пресвятой Богородицы (1811), расположенная в двухэтажном странноприимном доме , где в нижнем этаже размещались странники и приходящие богомольцы, а также находилось Духовное правление .

Кроме того в архитектурный ансамбль обители входят:
братский корпус (1818 -1819) ;
погреб-ледник , для хранения скоропортящихся монастырских продуктов, где в качества холода используют «ледяные кирпичи», вырезанные из зимнего льда реки Тверца, опоясывающий монастырь;
монастырские постройки , для хранения инвентаря и других продуктов.

По периметру обители окружают монастырские стены :

где - сохранившиеся полностью,

где - частично или полностью разрушенные.

По углам стен сооружены башни (всего их четыре) :

- Юго-западная ;

- Юго-восточная ;

- Восточная

и известная многим историкам Свечная (Библиотечная) башня (1809) - обращенная на север и названная так, поскольку к ней примыкал, когда имевшийся при монастыре, свечной завод.
Эта исключительно красивая, с множеством декоративных форм, башня знаменита прежде всего тем, что в ней располагалась обширная монастырская библиотека, где, по преданию, Н.М. Карамзин работал над своей «Историей государства Российского» (от того за ней закрепилось и второе название башни) .
Верхняя часть этого сооружения была восстановлена в ходе реставрации в 1970 - 1980-х годов и с тех пор башня больше не ремонтировалась.

Вблизи у стены, примыкающей к башне, сохранились остатки монастырского погоста , который был разрушен в богоборческие времена первой половины прошлого века…

С западной стороны обители (между странноприимным домом и стеной) расположены Входные (Экономические) ворота , которые нынче связывают монастырь с внешним миром.

Здесь же при входе имеется временная постройка - церковная лавка

и очень часто (в теплое время года) прихожан и посетителей обители встречают местные старожилы - монастырские коты…

Добраться до монастыря, если ехать туда на машине, совсем не сложно. Город Торжок расположен невдалеке от автодороги «Россия» (связывающей Москву и Санкт-Петербург) . Въехав в город (подъезжая к автомобильному мосту через Тверцу) , Ваш глаз обязательно «зацепится» за очертания обители (расположена она по адресу: г. Торжок, ул. Старицкая, д.7)

Начинать осмотр Борисоглебского монастыря лично я бы посоветовал вам с его панорамных видов, которые более живописно открываются с автомобильного моста или, как уже говорил, восточной набережной реки Тверца (от частных домов, что расположены напротив обители)

Впервые увидев монастырь на фотографии, он впечатлил меня своими формами, а посмотрев на него воочию - вместе с внешней красотой (которая на порядок привлекательнее, что называется «вживую») возникло щемящее чувство боли и стыда: как всё же варварски относились к нему Власть предержащие многие десятилетия советского периода нашей истории и как медленно, после этого, возрождается он к жизни - вдалеке от финансовых потоков меценатов и, создалось такое впечатление, от членов Священного Синода, которые могли бы, наверное, лично поспособствовать быстрейшему восстановлению одной из древнейших обителей Русского Православия и одной из «жемчужин», лежащей подле Золотого кольца России .

Новоторжский мужской монастырь во имя святых страстотерпцев благоверных князей Бориса и Глеба в городе Торжке Тверская епархия

Монастырь основан преподобным Ефремом Новоторжским около года, в княжение великого князя Киевского Ярослава I Владимировича , почти в одно время с Киево-Печерской лаврой , принадлежит к числу древнейших обителей и считается третьим монастырём со времени их появления в России. Название обители возникло от имён двух князей Бориса и Глеба , в честь которых был заложен первый храм.

Монастырь претерпел неоднократные опустошения и разорения. Трижды монастырь горел в междоусобных войнах в , в , годах. В году подвергся нападению монголо-татар. От Литвы и поляков обитель страдала дважды. Первый раз - во времена великого князя Александра Невского , в году, когда литовцы захватили город Торжок, разорили монастырь и разогнали братию. Другой раз - в году, в царствование Василия Шуйского. Монастырь с городом были разорены поляками, деревянная Введенская церковь была сожжена, и в ней погибли в пламени архимандрит монастыря Константин с братией и некоторыми людьми. При всех гибельных разрешениях каменная церковь, построенная преподобным Ефремом, оставалась целой и неповреждённой.

После столь многократных разорений и опустошений Борисоглебская обитель была приведена в такую нищету и бедность, что в конце XIV - начале веков в ней не было ни одного инока, знавшего грамоту, достояние монастыря по описи было очень скудным.

Процветание монастыря продолжалось до революции года. А затем он, как и большинство русских монастырей, разделил судьбу своей страны.

Монастырь в XX веке

В году уполномоченные наркомата юстиции вскрыли гробницу, обнаружили рядом с мощами преподобного Ефрема ещё одну голову, о чём был составлен специальный протокол. До революции в Борисоглебском соборе почивали мощи основателя обители преподобного Ефрема Новоторжского в серебряной раке, и при них находилась и голова Георгия, родного брата преподобного, положенная согласно завещанию в гроб. Здесь же под спудом находились и мощи преподобного Аркадия, которые никогда не извлекались из под земли. В году мощи преподобного Ефрема были перенесены в Михаило-Архангельский храм города Торжка. В году мощи бесследно исчезли.

Мероприятия по закрытию монастыря начались в - годах, когда часть строений монастыря (Входоиерусалимская церковь и братский корпус) были отданы под валяльные мастерские, склады и общежитие льносовхоза. В начале июня года прокатился шквал арестов монахов Борисоглебского монастыря, и он был окончательно закрыт.

Первоначально комплекс монастыря был передан совхозу имени Молотова. В нем в - годах находилось сельскохозяйственное училище, с года располагалась воинская часть, в конце 1930-х годов – воинские авиационные склады, затем лагерь для военнопленных, с года - тюрьма, а в - годах – лечебно-трудовой профилакторий для алкоголиков.

В году, после вывода из монастыря тюрьмы и ЛТП в нем разместился Всероссийский историко-этнографический музей, в связи с чем начались исследовательские и реставрационные работы. Была проведена реставрация здания Духовного правления, Свечной башни и участка монастырской ограды (северное, южное и частично восточное прясло), отреставрированы главы Введенской и Входоиерусалимской церквей.

Восстановление монастыря

В году было принято решение о совместном использовании монастыря музеем и Православной Церковью.

Монастырь был вновь открыт в году согласно ходатайству епископа Тверского и Кашинского Виктора и Определением Священного Синода РПЦ от 2 октября 1993 года с назначением наместника обители клирика Тверской епархии игумена Вассиана (Кураева).

В году в обитель приезжают пять монахов и поселяются они на территории монастыря, в одноэтажном корпусе, построенном когда-то для содержания заключённых.

Первое здание архитектурного ансамбля Борисоглебского монастыря (Введенский зимний храм) было передано монахам лишь в декабре года. Сразу же начались работы по его восстановлению, и 24 июня года, в день памяти преподобного Ефрема Новоторжского, в монастыре совершена первая Литургия.

Статистика

  • - 5 насельников
  • - 11 насельников

Святые

Святыни

  • Рака, с хранящимися внутри главными монастырскими святынями: Часть мощей прп. Ефрема, древний вышитый жемчугом покров с главы преп. Ефрема, власы (с главы) и часть параманного креста преп. Ефрема Новоторжского чудотворца
  • Предсмертное завещание братии преп. Ефремом Новоторжским

Архитектура

Храмы монастыря

  • Бориса и Глеба собор , построен в году
  • Нерукотворного Образа Спасителя над Святыми Вратами, построена в году, над сей церковью устроена колокольня
  • Введенская церковь, построена в году, при сей церкви устроен придел в году Святых Праведных Иоакима и Анны, под церковью находится трапезная, при церкви колокольня старой архитектуры
  • Входоиерусалимская церковь при настоятельских кельях

Подворье

  • Иоанна Богослова в г. Торжке

Приписные храмы

  • Воздвижения Креста Господня в г. Торжке
  • Климента, папы Римского в г. Торжке

Настоятели, наместники

  • Тихон (1534 - 1536)
  • Киприан (1537 - 1551)
  • Мисаил (1572 - 1588)
  • Иоаким (1589 - 1594)
  • Константин (1600 - январь 1609)
  • Иона (Волков) (1609 - 1634)
  • Евфимий (1637 - 1652)
  • Иоасаф (? - 1647)
  • Феодосий (1657 - 1660)
  • Кирилл (1662 - февраль 1669)
  • Евстафий (20 августа 1669 - 1678)
  • Сергий (Велтахов) (1680 - 1682)
  • Тарасий (1682 - декабрь 1695)
  • Варлаам (1696 - 1697)
  • Иона (1697 - 1700)
  • Евфимий (1697 - 1700)
  • Иоиль (1700 - 1701)
  • Игнатий (1702)
  • Боголеп (1703 - 1704)
  • Герасим (1705 - 1712)
  • Исаия (1713 - 1717)
  • Никон (1719)
  • Макарий (1720 - 1725)
  • Варсонофий (1726 - 1734)
  • Иларион (1734 - 1735)
  • Викентий (1736 - 1744)
  • Адриан (1745 - 1756)
  • Наркисс (февраль 1758 - 5 сентября 1763)
  • Феофилакт (1763 - 1764)

Новоторжский Борисоглебский монастырь расположен в городе Торжок, считается древним православным монастырем, основан Ефремом приблизительно около 1038 года. При князе Киевском Ярославе I Владимировиче был третьим монастырем со времен их появления. Свое название он получил от имени князей Бориса и Глеба.

Монастырь перенес большое количество бед, начиная от различных разорений, пожаров и подвергался нападениям со стороны монголо-татар.

Надвратная церковь-колокольня Борисоглебского монастыря пришлась на 1804г, ее строительство вел Ананьин. Колокольня завершена шпилем и видна с любой точки города, что и привлекает местных жителей и туристов.

В верхнем ярусе расположена беседка, в нижнем находится вход в монастырь.

Также в нем располагается монастырская библиотека, которая имеет необычную форму.

Введенская церковь, которая тоже находится в монастыре, считается древнейшим сооружением, ее строительство было в XVIIв.

Борисоглебский мужской монастырь

Монастырь Борисоглебский в Торжке является не только самым крупным в городе, но и самым старым в Тверской области. По некоторым сведениям этот монастырь был основан в 1038 году боярином Ефремом. Самой древней конструкцией монастыря, дошедшей до настоящего времени, считается церковь Введенская, основанная в XVII веке на месте прежней, деревянной. В 1742 году случился сильнейший пожар, он нанес монастырю огромный ущерб. В 1925 году весь монастырь распустили, и на его месте возникла, и в течение 50 лет просуществовала, тюрьма. Но в 1993 году монастырь вновь открыли и в него вернулись верующие.

Новоторжский Борисоглебский монастырь - один из древнейших наших Российских православных монастырей. Основан он преподобным Ефремом около 1038 года, в княжение великого князя Киевского Ярослава I Владимировича, почти в одно время с Киево-Печерской лаврой, принадлежит к числу древнейших обителей и считается третьим монастырём со времени их появления в России. Название обители возникло от имён двух князей Бориса и Глеба, в честь которых был заложен первый храм.

Устроителем обители был преподобный Ефрем Новоторжский, слуга благоверных князей, который после их мученической кончины решил оставить мир и посвятить свою жизнь служению Богу. Из Киева преподобный пришел в землю Древлянскую и рядом с нынешним городом Торжком устроил странноприимный дом на реке Дорогоще, где с глубоким смирением и христианской любовью ходил за больными и всем служил сам, давая приют и успокоение всем страждущим и обремененным житейскими недугами и страстями тленного мира. Особенное Божие Провидение через несколько лет указало ему другие подвиги и другое место, а именно - иноческие подвиги и устроение обители ещё ближе к Торжку на берегу р. Тверцы, на горе. Преподобный Ефрем 28 (10 февраля) января 1053 года всецело предал дух свой Богу, прожив тридцать восемь лет после убиения благоверных князей Бориса и Глеба.

Более 500 лет мощи преподобного Ефрема покоились в земле. В царствование Иоанна Грозного были обретены нетленные и благоуханные мощи преподобного и с тех пор, 24 июня совершается празднование открытия его чудодейственных мощей.

Ровно через сто лет после обретения мощей преподобного Ефрема открыты были мощи преподобного Аркадия, находившиеся в земле более шести столетий.

Преподобный Аркадий Новоторжский (Вяземский), ученик преподобного Ефрема, был одним ревностным и усерднейшим помощником в построении Борисоглебской обители. Всенародная молва и всеобщее мнение о его святости, его высоких подвигах духовных вполне подтвердились нетлением его мощей, обретение и перенесение которых празднуется 27 августа, память же преподобного Аркадия совершается 26 декабря.

Борисоглебский монастырь со времени своего существования перенёс множество тяжких бедствий. Вместе с отечеством своим он претерпел неоднократные опустошения и разорения. Трижды монастырь горел в междоусобных войнах в 1167, в 1181, 1372 годах. В 1237 году подвергся нападению монголо-татар. От Литвы и поляков обитель страдала дважды. Первый раз - во времена великого князя Александра Невского, а 1258 году, когда литовцы захватили город Торжок, разорили монастырь и разогнали братию. Другой раз - в 1609 году, в царствование Василия Шуйского. Монастырь с городом были разорены поляками; деревянная церковь Введения Пресвятой Богородицы была сожжена, и в ней погибли в пламени архимандрит монастыря Константин с братией и некоторыми людьми. Но замечательно, что при всех гибельных разорениях каменная церковь, построенная преподобным, оставалась целой и неповреждённой.

После столь многократных разорений и опустошений Борисоглебская обитель была приведена в такую нищету и бедность, что в конце XIV - начале XV веков в ней не было ни одного инока, знавшего грамоту, достояние монастыря по описи было очень скудным.

Далее начинается новый период времени для обители. Это период её благоустройства, процветания и возвышения, которых она достигла усердием и ревностью своих настоятелей. Одни из них предпринимали много ходатайств пред государями, испрашивая у них различные средства для благоустройства обители, и в этом имели благополучный успех.

Другие настоятели своим влиянием располагали к значительным пожертвованиям благотворительных лиц, которые на свои средства сооружали и исправляли многое в монастыре, служившее к украшению его. Но единственное общее стремление у всех настоятелей к возвышению обители - это строгая иноческая жизнь, соблюдение церковных уставов и продолжительные богослужения в духе древнего православия, что и было главной причиной возвышения обители.

Процветание монастыря продолжалось до революции 1917 года. А затем он, как и большинство русских монастырей, разделил судьбу своей страны. В 1919 году уполномоченные наркомата юстиции вскрыли гробницу, обнаружили рядом с мощами преподобного Ефрема ещё одну голову, о чём был составлен специальный протокол. В 1925 году братию распустили, а в монастыре на целых полвека разместили тюрьму строгого режима. Затем был лечебно-трудовой профилакторий для алкоголиков, а в последние годы разместился Всероссийский историко-этнографический музей. Дирекция музея предпринимала значительные усилия для реставрации изрядно изуродованного тюрьмой архитектурного ансамбля. Но восстановлению подверглись только Свечная башня да участок крепостной стены, окружающей монастырь.В 1993 году было принято решение о совместном использовании монастыря музеем и православной церковью. По благословению Архиепископа Тверского и Кашинского Виктора настоятелем монастыря становится игумен Вассиан (Кураев).

Приезжают в обитель и пять монахов. Но только в 1995 году поселяются они на территории монастыря, в одноэтажном корпусе, построенном когда-то для содержания заключённых. В этом же году монастырь посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II во время празднования 400-летия Нило-Столобенской пустыни. Первое здание архитектурного ансамбля Борисоглебского монастыря (Введенский зимний храм) было передано монахам лишь в декабре 1997 года. Сразу же начались работы по его восстановлению, и 24 июня 1998 года в день памяти св. преп. Ефрема Новоторжского возобновилась литургическая жизнь в стенах древнейшего Борисоглебского монастыря.

Новоторжский Борисоглебский монастырь – это один из тех православных памятников архитектуры, которые вряд ли имеют себе равных, когда речь идет об истории родного края. Одна дата его основания говорит о многом – 1038 год. Первые упоминания о нем пришлись на середину двенадцатого века. В наши дни монастырь неизбежно пользуется огромной популярностью среди интересующихся историей родного края, и поток туристов к его стенам не прекращается круглогодично. А живописные виды береговой зоны реки Тверцы, близ которой расположен данный объект, являются дополнительным стимулом для его посещения.

История

Из житийных хроников литературы 17 века можно узнать, что монастырский комплекс был основан при боярине Ефреме, который числился конюхом князя Владимира. Причина, побудившая к основанию святой обители – расправа Святополка над Борисом и Глебом, поэтому храм и получил соответствующее название – Борисоглебский. Во времена властвования Ивана Грозного соборные стены сильно пострадали. Самой древней церковью на территории объекта является Введенская, построенная в замену сожженной поляками обители. Чуть позднее появился Иерусалимский храм.

Глобальное возрождение пришлось на вторую половину 18 века. Итогом стало возведение в 1780 году улучшенной копии Борисоглебского храма, который мы можем наблюдать сейчас. Она была выстроена с участием архитекторов Львова и Ананьина. После революции монастырь был закрыт и разорен, а на его территории пятьдесят лет располагалась тюрьма, затем – лечебница для алкоголиков, а сегодня – Этнографический музей.

Особенности

Руководством были приложены все усилия, чтобы вернуть историческому объекту вид, наиболее приближенный к первоначальному. Гостей восхищает надвратная колокольня старинного храма, его внешнее и внутренне убранство. Экспозиции музейного комплекса, располагающиеся ныне в его стенах, восхищают разнообразием и являются прекрасной научно-популярной базой для изучения истории родного края. Здание находится на Старицкой улице города Торжка – в пешей доступности ко многим объектам инфраструктуры и его посещение вызывает живой интерес, как у жителей города, так и у его многочисленных гостей.

Как добраться

Новоторжский Борисоглебский монастырь расположен на улице Старицкая, дом 7, в городе Торжок Тверской области. Расстояние до областного центра – Твери – 60 километров.