Последние драккары в музее кораблей викингов. «Драконы» из норвежских фьордов

Норвегия славится своими фьордами и великим наследием викингов, поэтому при посещении столицы этой удивительной страны обязательным пунктом в поездке мы поставили музей кораблей викингов .

Хотя, если быть до конца откровенным, то я настоял на этом пункте, а моя жена сколько могла сопротивлялась, но в конечном итоге сдалась. Наверное, просто она поняла, что человек, который когда-то был активным байкером, но потом был вынужден оставить своё любимое хобби, не просто так хочет полюбоваться кораблями могучих скандинавских воинов, также немного похожих на байкеров. Таких же волосатых, гордых и свободолюбивых:).

Вообще, Осло - город удивительный, здесь собрано столько достопримечательностей и интересных мест, что просто поражаешься. Начиная от огромного множества музеев, парков и заканчивая знаменитой стеклянной оперой и крепостью Акерхус . И это всё богатство при населении всего 600 тысяч человек! Не знаю для кого как, но у меня появилось непроизвольное желание переехать сюда пожить).

Ну а теперь о самом мною желанном музее кораблей викингов. Здесь выставлены три наиболее сохранившихся экземпляра.

Первый экспонат , найденный в начале XX века. Проведённые исследования позволили учёным установить время использования судна - это 820–834 гг..

После чего, он был использован в качестве погребального корабля. На его борту были найдены останки двух женщин, причём до сих пор удалось выяснить только их принадлежность к знати, без каких-либо имён или уточнений.

Форма корабля немного приплюснута и расширена по центру, вероятно, для большей устойчивости и вместительности.

Некоторые элементы конструкции украшает оригинальная резьба . Очень красиво. Моя спутница, как я впрочем и ожидал, не разделяла моего восторга, то и дело, напоминая мне «невероятную красоту и утонченность» корабля-музея Васа. Кстати, последний также советую посетить, но всё-таки местные драккары выглядят как-то мужественней, что меня и подкупило.

В длину этот красавец достигает почти 22 метров, а его ширина равна 5 метрам. Команда для управления таким судном могла насчитывать до 32 человек.

На борту было найдено множество подарков для загробной жизни, в числе которых: необычные сани, резные головы животных, кровати, повозка и скелеты лошадей.

При такой же ширине, его длина чуть больше - 23 метра. По бортам крепились 32 щита, раскрашенные в жёлто-черные цвета. Хотя остались свидетельства о разграблении этого захоронения мародерами, исследователям всё-таки удалось обнаружить несколько сохранившихся подарков.

Следующий экспонат - корабль из Тюнэ . Это первый из найденных драккаров. Никаких реставрационных работ не проводилось, поэтому он выставлен в том виде, в каком был найден.

Примерная дата постройки датируется IX веком. При обнаружении судна на борту была найдена кольчуга, некоторое количество единиц оружия, части лыж, игральные кости и некоторые другие предметы.

Практически всё обнаруженное на бортах суден можно посмотреть в отдельном помещении.

Экспозиция меня покорила. Но всё равно отдавая должное замечаниям моей супруги, отмечу, что хоть посетителей здесь и немного, а помещения просторны, долго здесь не задержишься. Поэтому посоветую всем любителям морского дела дополнить свои впечатления походом в ещё два музея: Кон-Тики и Фрам . В первом можно увидеть и узнать многое об экспедициях Тура Хейердала, а во втором выставлен деревянный корабль, на котором покоряли Южный полюс. Также очень интересные музеи.

Подчеркивая знания Руси, описанные мною в книге АЗ БУКА ИЗТИНЫ, и снятом мною фильме о реях Андрея, хочу выделить и поведать Вам кто такой Апостол Андрей. Ан - ночное звездное небо (согласно якобы мифологии), д - две, рей - реи. Имя свидетельствует что мифология это реальная быль. Апостол тоже в книге расшифровано так же просто (поверхность стола в строгом горизонте земли). Хрест апостола - две реи, между которыми 66,6 гРАдусов (в день мин. и макс. солнцестояния) (соотношение 3:2 как на флаге), для вычисления долготы между вектором направленным с помощью рей хреста в 13 эклиптических созвездий РА от вектора к полярной звезде. Флотским вообще известно это? Или они теперь только молятся преподобным в рясах (подобие в математике - пидо) позабыв своего шкипера Андрея и апостольский меридиан? Почему флотским теперь эти при подобные в рясах извращенно рассказывают о хресте на их же флаге, а те еще и им руки целуют? Что за извращенцы и одни и другие? Куда все катиться? Легче стать набожным чем учиться делу... Как офицеры могли забыть свое ремесло и унизить свою честь? Давайте еще раз расшифруем данное наречение. А по стол – земля, граница, стол. Ан Д Рей – ночь, две, рейки. Стол и некий реечный инструмент-фиксатор. Икону помните? Никто конечно распят не был на данном хресте. Неопопы из-за своей шаткости извращенной и подмененной веры все подгоняли под свою Веру. Георгия победоносца со всех гербов древней Руси сделали евреем. Про Иисуса вообще молчу, книгу читайте... В каких местах Апостол Андрей устанавливал свой Хрест и почему и для чего читайте в книге... Почему Апостол Андрей выбрал собственно Днепр? Раньше люди путешествуя с истоков Нила в Африке, через пролив Босфора и Дарданеллы, по Черному морю, Днепру и реке Великой – заметили, что реечное устройство кольца Ра совпадает с неким бортовым журналом по датам, который велся для того чтобы устно не сбиться с даты календаря, записывая важные события дня. Поэтому этот путь и был назван Апостольской линией и принят за нулевой меридиан. При отклонении от Апостольской линии, например, в 30 градусов, в полночь, согласно созвездиям, кольцо будет показывать отклонение от реального календаря в 30 черт-дней. Так человек научился, передвигаясь определять долготу. Сейчас нулевой меридиан в 1884 году перенесли безосновательно в Англию, и он стал называться Гринвичским. А мы – просто Иваны. Данная древняя Апостольская линия совпадает с Нильско-Лапландским линеаментом. Сейчас это почти 30 градусов от Гринвича. Здесь про это сами почитайте, столько мистического бреда придумано, на пол дня читки. Теперь о широте. Мало того, что Апостол Андрей двигался вверх по реке, разыскивая исток многих рек, он двигался с двумя инструментами – это стол с гРАдуированным кольцом Ра и две рейки переХрещенные и скрепленные между собой как ножницы. Для чего все это нужно? мы помним, что стол устанавливался строго в горизонт по корыту с водой. Теперь давайте просто этот Хрест поставим на эту строгую горизонтальную поверхность осью соединений обеих рей и направим лучами в полночь на полярную звезду и звезду в эклиптики строго на юг. Так вот Андрей шел до тех пор, пока обе реи не стали показывать одинаковые углы к поверхности стола - ПоРаВильный результат. Проверяем все с научной точки зрения… Мы знаем, что плоскость эклиптики отклоняется от плоскости экватора на 23,44 градуса. Знаем, что от экватора до северного полюса, в прямом угле 90 градусов. Реечное устройство - это развернутый указатель полярной звезды с севера строго на юг, а, следовательно, делит все градусы пополам относительно вертикали. Считаем… (90-23,44) / 2 + 23,44 = 56,72 градуса. Подытоживаем: 30 градусов восточной долготы и 56, 72 градуса северной широты. Открываем электронную карту в интернете и тыкаем курсором на высоту 338 метров Бежаницкой возвышенности… Чертовщина какая-то. Я после этого открытия долго не мог засыпать. Все думал сколько знаний в конце концов замкнулись во едино. Когда писал первую книгу и указывал это место… Не знал, что так получится с градусами. И после этого нам неопопы говорят просто Верьте. Нет на земле никакой Веры, так же, как и веры неопопам. Христианство подменено! Доказательства! Наша ВЕРА подменена. Пора это всем узнать! Прошу приобретать книгу АЗ БУКА ИЗТИНЫ (можно у меня) и распространять знания. Распространять ссылки на мои фильмы с моего Ютуб канала "Куланоа Вячеслав" по всем сайтам, группам и знакомым. Никто кроме нас не восстановит Великую Русь.

Парусник «Харальд Хорфагре» (Harald Hirfagre), названный в честь короля, объединившего Норвегию в IX-X веках, завершил основную часть трансатлантического перехода в порту Cейнт Энтони на острове Ньюфаундланд в 60 километрах (40 милях) от побережья материковой Канады, сообщил интернет-сайт экспедиции.

26 апреля драккар «Харальд Хорфагре» поднял парус в порту норвежской коммунны Хёугесунн, а 1 июня вошел в порт Святого Антона канадского острова Ньюфаундленд. Впервые подобное судно современной постройки прошло путем древних скандинавов - первооткрывателей Америки.

По дороге драккар причаливал в Шетландии, на Фарерских островах и в Гренландии. Этим путем плавали древние скандинавы; тех, которые покидали родную землю для торговли или грабежа или исследования, они называли vikingr - «ушедший в поход». Отсюда появилось слово «викинги», которым мы теперь называем все древнее население Скандинавии и Северной Европы - предков современных шведов, датчан и норвежцев. Задача тех, кто стоял на палубе, состояла в том, чтобы пройти путем Лейфа Эриксона, мореплавателя, достигшего берегов Америки в 1000 году, за полтысячи лет до Колумба.

«Я горжусь командой и тем, чего мы достигли во время пути. Это не было легко, мы столкнулись с большим количеством проблем на протяжении этого похода, но команда сохраняла бодрость духа и усердно трудилась на протяжении всего путешествия», – сказал капитан корабля швед Бьорн Ахландер (Bjorn Ahlander). Под его началом в поход через Северную Атлантику из Скандинавии отправились более трёх десятков человек из Норвегии, Швеции, США, Канады, Эстонии, России, Испании, Франции и Великобритании.

«Это всё началось, как мечта построить большой, способный ходить по морю корабль викингов, такой, о каких рассказывают в древненорвежских сагах. Драккар «Харальд Хорфагре» стал теперь реальностью, пройдя непростой путь через Северную Атлантику. Это воплотившаяся мечта», – рассказал норвежский бизнесмен и любитель истории Сигур Осе (Sigurd Aase). Он мечтал построить настоящую ладью северных воинов, «как в сагах», и не пожалел денег на воплощение своей мечты.

Строительство самого большого драккара современности началось в 2010 году. Через два года корабль 35-ти метров в длину, восьми метров в ширину был спущен на воду. Его мачта имеет высоту 24 метра (для сравнения, пятиэтажная хрущевка - это 16 метров высоты).

Ещё через четыре года, 26 апреля 2016 года драккар вышел из норвежского порта Хёугесунн (Haugesund), древней столицы викингов, к берегам Винланда (Vinland), как они называли Северную Америку. Под парусом и на вёслах «Харальд Хорфагре» дошёл сначала до Шетландских, потом до Фарерских островов, затем достиг Исландии, а после неё – Гренладнии. На самом большом острове в мире экипаж отпраздновал свадьбу двоих членов команды.

На пути капитана Бьорна Ахландера встала суровая северная Атлантика. По пути к Гренландии «Харальду Хорфагре» пришлось бороться с волнами, преодолевать льды, противостоять штормам и дождям. Буйство стихий сменялось тёплой солнечной погодой и спокойным морем. Самым сложным, как и предвидел капитан Ахландер перед выходом из Норвегии, оказался последний участок пути – от Гренландии до Ньюфаундленда - с айсбергами, туманами и непредсказуемыми ветрами.

Команде драккара пришлось маневрировать между айсбергами при переменчивом ветре и неожиданно опускающихся туманах. На паруснике было современное оборудование, но команда пользовалась и навигационными инструментами далёких предков. Вместе с драккаром через Атлантику шло судно сопровождения, всегда готовое оказать помощь, которая, к счастью, не потребовалась.

Добравшись до берегов Америки путешественники не намерены останавливаться. «Харальд Хорфагре» пройдёт вдоль восточного побережья материка, а затем двинется в его глубь по системе связанных между собой Великих озёр, заходя в расположенные на их берегах города Канады и США. К середине сентября путешественники планируют вернуться на атлантическое побережье Соединённых Штатов, в Нью-Йорк.

«Харальд Хорфагре» - самый большой из современных драккаров. О таких огромных деревянных кораблях рассказывают саги. При строительстве ориентировались на Гокстадский корабль IX века - самый хорошо сохранившийся из древних драккаров, а так же на до сих пор сохранившиеся норвежские традиции строительства рыбацких лодок. Конечно, гиганта сложно назвать настоящей реконструкцией (хотя бы потому, что на нем установлен мотор), но впечатление он точно производит.

Куратором и владельцем проекта Draken Harald Hirfagre (драккар «Харальд Хорфагре») является Сигурд Аасе.

И еще немного фото

К последнему типу лодок можно отнести и скандинавские драккары – корабли викингов. Такие суда сейчас редко повстречаешь на водных просторах, хотя когда-то они бороздили моря и океаны, а не только прибрежные воды Норвегии, и, как утверждают историки, даже достигли берегов Америки ранее каравелл Колумба.

«Драконы» из норвежских фьордов

В переводе с норвежского название викингов звучит как «корабль-дракон», что связано с характерными устрашающими украшениями в виде резных скульптур (чаще всего именно драконов) в носовой части таких судов. Иное название драккаров – Langskip, т.е. «длинные корабли», что также связано с особенностями судостроения скандинавов, делающих свои деревянные суда узкими (шириной до 2,6 м), длинными (от 35 до 60 м), с высоко поднятой загнутой кормой и носом. Драккарами также называли и всю флотилию скандинавских боевых кораблей, на которых викинги осуществляли свои набеги с моря на чужеземные территории.

Это интересно! Набалдашник в виде головы дракона было принято убирать с носа драккара, когда судно приближалось к дружественным землям. Викинги верили, что так они смогут избежать гнева добрых духов. Кроме того, такие «украшения» присутствовали только на боевых драккарах, тогда как аналогичные рыбацкие и торговые суда викингов не имели ничего подобного.

Перемещались драккары по водным просторам посредством гребли вёслами (на особо больших судах насчитывалось до 30-35 пар вёсел), а также содействия попутного ветра, дующего в распростёртый посреди судна прямоугольный (реже квадратной формы) парус. Паруса изготавливались из овечьей шерсти. На одно обширное полотнище могло уйти до 2 тонн шерсти и пару лет работы по его созданию, поэтому паруса были весьма ценной составляющей драккаров.

Управление же осуществлялось за счёт рулевого весла, установленного по правому борту судна. При наличии таких «двигателей» драккары могли развивать скорость до 10-12 узлов, что по тем временам могло быть приравнено к довольно высоким «техническим показателям». Лодки викингов могли перемещаться как по узким заливам, так и по широким морским просторам. Доподлинно известно, что скандинавские драккары достигали берегов Гренландии и , и даже побережья Северной Америки (что впоследствии было уже не раз доказано повторением маршрута на аналогичных судах-репликах).

Это интересно! Помимо драккаров, у викингов были ещё и снеккары – «корабли-змеи», обладавшие меньшими габаритами и способные развивать скорость до 15-20 узлов, и кнорры – торговые корабли. Кнорры были шире драккаров, но при этом развивали меньшую скорость и не предназначались для хождения по речному мелководью.

Обладавшие низкими бортами драккары нередко сливались с высокими волнами, что позволяло викингам осуществлять внезапную высадку на берег, будучи совершенно не ожидаемыми противниками. Вполне вероятно, что и наименование «викинги», дословно звучащее как «люди из », также возникло по причине внезапно возникающих из прибрежных заливов кораблей с устрашающими драконьими головами.

Драккар – дом викинга

Драккары были деревянными судами, при постройке которых предпочтение отдавалось ясеню, дубу и сосне. Для изготовления киля и шпангоута изначально выбирались деревья, обладающие естественными изгибами. Для бортовой обшивки использовали исключительно дубовые доски, которые накладывались внахлёст. Кроме того, по бокам судно было защищено щитами.

Это интересно! Считалось, что для постройки драккара достаточно наличия лишь топора (или же нескольких его разновидностей), хотя нередко использовались и другие инструменты.

Скандинавы считали корабль своим домом. Подобно коню для кочевника, корабль для викингов был главным сокровищем, за которое не жалко было и жизнь отдать в схватке с врагами. Даже в последний путь скандинавских конунгов (вождей племён) отправляли именно в драккарах. Некоторые сохранившиеся до наших дней погребальные суда можно увидеть в в Норвегии.

Об особо трепетном отношении викингов к своим кораблям свидетельствуют и оригинальные наименования драккаров: «Лев волн», «Морской змей», «Конь ветра» и т.п., которые известны из древних скандинавских саг. И мореходные качества этих судов вполне оправдывали столь поэтичные наименования. Когда в 1893 году копия средневекового драккара, получившая название «Викинг», за 27 дней, обогнав при этом иные парусные суда, было наглядно доказано, что с кораблями викингов во времена их существования за лучшие мореходные качества мало кто мог бы посостязаться.

Корабли из скандинавских саг в наши дни

Строчки из песни Хэтфилда «Медленно драккары уплывают в даль, в стречи с ними ты уже не жди…» напоминают, что эпоха викингов и драккаров давно канула в Лету, но находятся энтузиасты, неравнодушные к историческому наследию скандинавов, которые пытаются воссоздать кусочек прошлого в настоящем.

К примеру, самый большой драккар современности – , на строительство (а точнее – воссоздание древней копии) которого ушло почти 5 лет, был создан специально для пересечения Атлантики и возможности наглядно доказать, что корабли викингов могли достичь побережья Северной Америки (что и было осуществлено летом этого года).

Это интересно! На набережной Выборга можно увидеть типичные драккары викингов с необычной историей.

Суда не историческое, а созданные на судостроительном заводе Петрозаводска специально для съёмок фильма «И на камнях растут деревья» (1984 г.), которые проходили в этом городе. За образец был взят реально существовавший Гокстадский корабль. Режиссёр фильма Станислав Ростоцкий после завершения съёмок подарил лодку жителям города в благодарность за помощь в съёмках картины. Но сейчас уже можно полюбоваться лишь на новые модели – созданные в 2009 г. на верфи Выборга на замену почерневшим «киношным» кораблям.

Многие любители исторических реконструкций неоднократно принимают попытки воссоздать тот или иной реально существовавший скандинавский драккар, используя те же простейшие технологии судостроения викингов. Для примера, на воссоздание одного из наиболее известных в истории драккаров – 30-метрового «Havhingsten fra Glendalough» потребовалось порядка 300 дубов, 7000 гвоздей, 600 л смолы (все изготовленные викингами суда пропитывались смолой) и 2 км канатов.

Реконструкции исторических судов викингов пользуются популярностью среди жителей Дании и , но чаще всего реконструируют не драккары, а снеккары, на которые не требуются большие команды для управления.

Викинги хоть и вошли в историю как морские грабители, не хуже пиратов Карибского моря, но можно сказать, что их кораблестроительные традиции послужили базовой основной для создания средневековых Западной Европы, взявшей на вооружение успешные конструкции скандинавских драккаров.

Рассмотрим три типа кораблей Древней Скандинавии: кнорр, карви, драккар.

Кнорр

В распоряжении учёных есть отлично сохранившийся кнорр, Скульделев-1. Археологи извлеки 60-70% материала Оттара (его второе название). Длина кнорра — 15.8м, ширина — 4.8м, грузоподъёмность — 26 тонн.

© Музей викингов в Roskilde, Фото: Werner Karrasch

Учёные выяснили, что для управления таким кораблём необходим экипаж из 5-8 человек. И напомним, что посередине корабля находился большой грузовой отсек.

Это значит, что вместительность корабля зависит от назначения его использования в данный момент.

Если это перегон груза — 5-8 человек экипажа и несколько дополнительных воинов для защиты — 4-5. Основное пространство максимально забито грузом. Всего — максимум 12-13 человек.

Если это колонизация новой территории, то также нужно использовать пространство максимально для пожитков поселенцев. Сага о Эрике Рыжем нам подсказывает, что в переход из Исландии в Гренландию отправилось 300 человек на 25-и судах. Получаем те же 12 человек на судно. Здесть нужно отметить, что эти судна были максимально вместительными и надёжными для перехода по сложным маршрутам.

Но а если рассматривать просто перевозку людей, то, судя по пространству, это максимум 25-30 человек в зависимости от уровня требуемого комфорта прогулки. Хотя это и противоречит прямому предназначение судна.


© Музей викингов в Roskilde, Фото: Werner Karrasch

Карви

Карви, универсальный корабль. Его соотношение длина-ширина: 4 к 1. Это ключевой параметр для понимания возможного размещения экипажа. Т.к. корабль получается шире, то и вместительность корабля больше. Потому что у лонгшипов (драккаров) соотношение 7 к 1. И когда судно идёт на вёслах места для количества людей большего, чем которое находится у вёсел, фактически нет. Ну а у карви совсем другая ситуация.

Яркие представители карви — корабли из Усеберга (Осеберга) и Гокстада.


Реплика Усебергской ладьи

Усебергкий карви — 21.58м в длину и 5.10м в ширину. Нёс 15 пар вёсел. Экипаж — до 60 человек.


На этом снимки реплики Гокстадской ладьи можно хорошо оценить размеры палубы

Гокстадская ладья — 23.80м в длину и 5.10м в ширину. 16 пар вёсел. Экипаж — 60-70 человек.

Цифры экипажа для этих кораблей — максимально возможные. Когда в походе не нужен был лишний груз и на борту было достаточно людей, чтобы идти на вёслах в две смены.

Для карви или судов, которые достигают в ширину 5 или более метров можно смело использовать формулу для подсчёта вместительности ладьи: количество гребцов x 2.

Лонгшипы или драккары

Как уже говорилось, соотношения длины и ширины боевого лонгшипа: 7 к 1. И, чтобы говорить об их вместительности, нужно изучить длину корабля и его оснащение вёслами.

Яркий, хорошо сохранившийся представитель с большим количеством реплик — Скульделев-2. Типичный лонгшип длиной в 30м, шириной в 3.80м.


© modelships.de

На борту 56-60 вёсел. Экипаж — 70-80 человек.

Соотношение длина корабля — количество экипажа не такое хорошее, как у карви. Но зато скорость — потрясающие 20 узлов!

Роскилле-6 или Роскильде-6 — самый длинный из найденных драккаров. 36 метров, ширина — 3.50м. Это 39-и баночный корабль по количеству пар вёсел. На борту 78 гребцов или около 100 воинов. Гигантский корабль!


Каркас Роскильде-6 в берлинском музее

До находки драккара Роскильде-6 в сагах упоминались такие гиганты, как «Длиннай змей», принадлежавший Олафу Трюггвассону (34-баночный) и «Большой Дракон», принадлежавший Харальду Хардрада (Прекрасноволосый) (35-баночный).

Скорее всего, Роскильде-6 принадлежал великому датскому конунгу, которым был, естественно, Кнут Великий.

В конце концов мы можем написать формулу, по которой можно примерно вычислить вместительность лонгшипа, драккара: количество вёсел x 1.33.

Итоги

Вместительность кнарров (океанский торговых кораблей) — около 12 человек с полным грузовым отсеком.

Вместительность универсальных кораблей — карви — примерно 70-80 человек.

Вместительность драккара зависит от количества гребцов. Диапазон лонгшипов — от 13 пар вёсел (13-и баночный) до 39 пар (Роскильде-6). Т.е. от 35 человек до 100. Но по данным учёных большинство драккаров, которые использовались в эпоху викингов в составе армий — 20-25 баночные. Т.е. 55 — 70 человек. Это самые честные цифры, если брать среднестатический быстроходный корабль в составе армии викингов.