Военно — Воздушные Силы России. Сколько военных самолетов у россии Самолёты фронтовой истребительной авиации

Значение военно-воздушных сил в современной войне огромно, и конфликты последних десятилетий наглядно это подтверждают. ВВС России по количеству летательных аппаратов уступает только американским военно-воздушным силам . Российская военная авиация имеет давнюю и славную историю, до недавнего времени ВВС России являлись отдельным видом войск, в августе прошлого года российские военно-воздушные силы вошли в состав Воздушно-космических сил Российской Федерации.

Россия – несомненно, является великой авиационной державой. Кроме славной истории, наша страна может похвастать значительным технологическим заделом, который позволяет самостоятельно выпускать военные самолеты любых видов.

Сегодня российская военная авиация переживает не самый простой период своего развития: меняется ее структура, на вооружение поступает новая авиационная техника, происходит смена поколений. Однако события последних месяцев в Сирии показали, что ВВС России могут успешно выполнять свои боевые задачи в любых условиях.

История военно-воздушных сил ВВС России

История российской военной авиации началась более столетия назад. В 1904 году в Кучино был создан аэродинамический институт, его руководителем стал один из создателей аэродинамики Жуковский. В его стенах велись научные и теоретические работы, направленные на улучшения авиационной техники.

В этот же период российский конструктор Григорович работал над созданием первых в мире гидросамолетов. В стране были открыты первые летные училища.

В 1910 году был организован Императорский военно-воздушный флот, который просуществовал вплоть до 1917 года.

Российская авиация принимала активное участие в Первой мировой войне, хотя отечественная промышленность того времени значительно отставала от других стран-участниц этого конфликта. Большинство боевых самолетов, на которых летали российские летчики того времени, были изготовлены на иностранных заводах.

Но все же были интересные находки и у отечественных конструкторов. В России был создан первый многомоторный бомбардировщик «Илья Муромец» (1915 год).

Российский военно-воздушный флот делился на авиаотряды, в состав которых входило по 6-7 самолетов. Отряды объединялись в авиагруппы. Своя авиация была у армии и у флота.

В начале войны самолеты применялись для разведки или корректировки артиллерийского огня, но очень быстро их стали применять и для бомбардировки неприятеля. Вскоре появились и истребители, начались воздушные бои.

Российский пилот Нестеров совершил первый воздушный таран, а несколько ранее он выполнил знаменитую «мертвую петлю».

Императорский военно-воздушный флот был расформирован после прихода к власти большевиков. Многие пилоты участвовали в гражданской войне на разных сторонах конфликта.

В 1918 году новая власть создала свои ВВС, которые принимали участие в гражданской войне. После ее окончания руководство страны уделяло большое внимание развитию военной авиации. Это позволило СССР в 30-е годы после проведения масштабной индустриализации опять вернуться в клуб ведущих авиационных держав мира.

Были построены новые авиационные заводы, создавались конструкторские бюро, открывались летные училища. В стране появилась целая плеяда талантливых авиаконструкторов: Поляков, Туполев, Ильюшин, Петляков, Лавочников и другие.

В предвоенный период вооруженные силы получили большое количество новых образцов авиационной техники, которая не уступала зарубежным аналогам: , истребители МиГ-3 , Як-1, ЛаГГ-3, дальний бомбардировщик ТБ-3 .

К началу войны советская промышленность успела выпустить более 20 тыс. военных самолетов различных модификаций. Летом 1941 года заводы СССР выпускали 50 боевых машин в сутки, через три месяца производство техники увеличилось в два раза (до 100 машин).

Война для ВВС СССР началась с ряда сокрушительных поражений — огромное количество самолетов было уничтожено на приграничных аэродромах и в воздушных боях. Почти два года немецкая авиация имела господство в воздухе. Советские летчики не имели надлежащего опыта, их тактические приемы были устаревшими, как и большая часть советской авиационной техники.

Ситуация начала меняться только к 1943 году, когда промышленность СССР освоила выпуск современных боевых машин, а немцам пришлось лучшие силы отправить на защиту Германии от налетов авиации союзников.

К концу войны количественное превосходство ВВС СССР стало подавляющим. За годы войны погибло более 27 тысяч советских летчиков.

16 июля 1997 года Указом президента России был сформирован новый вид войск – ВВС Российской Федерации. В состав новой структуры вошли войска противовоздушной обороны и военно-воздушные силы. В 1998 году были завершены необходимые структурные изменения, был сформирован Главный штаб ВВС РФ, появился новый главком.

Военная авиация России участвовала во всех конфликтах на Северном Кавказе, в грузинской войне 2008 года, в 2019 году российские ВКС были введены в Сирию, где они находятся и в настоящий момент.

Примерно с середины прошлого десятилетия началась активная модернизация российских военно-воздушных сил.

Проводится модернизация старых самолетов, в подразделения поступает новая техника, строятся новые и восстанавливаются старые авиационные базы. Ведется разработка истребителя пятого поколения Т-50 , которая находится на завершающем этапе.

Значительно увеличено денежное довольствие военнослужащих, в наши дни пилоты имеют возможность проводить в воздухе достаточно времени и оттачивать свое мастерство, учения стали регулярными.

В 2008 году стартовала реформа военно-воздушных сил. Структура ВВС была поделена на командования, авиационные базы и бригады. Командования создавались по территориальному принципу и заменили армии ПВО и ВВС.

Структура военно-воздушных сил ВВС России

Сегодня ВВС России входят в состав военно-космических сил, указ о создании которых был опубликован в августе 2019 года. Руководство ВКС России осуществляет Генеральный штаб ВС РФ , а непосредственное командование – Главное командование ВКС. Главкомом российских военно-космических сил является генерал-полковник Сергей Суровикин.

Главкомом ВВС России является генерал-лейтенант Юдин, он занимает должность заместителя главкома ВКС РФ.

Кроме военно-воздушных сил, в состав ВКС входят космические войска, подразделения ПВО и ПРО.

В состав ВВС России входит дальняя, военно-транспортная и армейская авиация. Кроме этого, в состав ВВС включены зенитные, ракетные и радиотехнические войска. Есть в ВВС России и свои специальные войска, которые выполняют многие важные функции: обеспечивают разведку и связь, занимаются радиоэлектронной борьбой, спасательными операциями и защитой от оружия массового поражения. В состав ВВС входят также метеорологическая и медицинская служба, инженерные подразделения, части обеспечения и тыловые службы.

Основой структуры российских военно-воздушных сил являются бригады, авиационные базы и командования ВВС РФ.

Четыре командования расположены в Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, Хабаровске и Новосибирске. Кроме того, в состав ВВС РФ входит отдельное командование, которое руководит дальней и военно-транспортной авиацией.

Как было уже сказано выше, по своему размеру российские ВВС уступают только военно-воздушным силам США. В 2010 году численность российских военно-воздушных сил составляла 148 тыс. человек, в эксплуатации находилось около 3,6 тыс. различных единиц авиационной техники, еще около 1 тыс. были на хранении.

После проведения реформы 2008 года авиаполки превратились в авиационные базы, в 2010 году насчитывалось 60-70 таких баз.

Перед военно-воздушными силами России ставятся следующие задачи:

  • отражение агрессии противника в воздухе и космическом пространстве;
  • защита от воздушных ударов пунктов военного и государственного управления, административных и индустриальных центров, других важных объектов инфраструктуры государства;
  • нанесение поражения войскам противника с использованием различных видов боеприпасов, в том числе и ядерных;
  • проведение разведывательных операций;
  • непосредственная поддержка других видов и родов вооруженных сил РФ .

Военная авиация ВВС России

В состав ВВС России входит стратегическая и дальняя авиация, военно-транспортная и армейская авиация, которая, в свою очередь, делится на истребительную, штурмовую, бомбардировочную, разведывательную.

Стратегическая и дальняя авиация входит в состав российской ядерной триады и способна нести различные виды ядерного оружия.

. Эти машины были разработаны и построены еще в Советском Союзе. Толчком к созданию этого самолета стала разработке американцами стратега В-1. Сегодня на вооружении ВВС РФ стоит 16 самолетов Ту-160. Эти военные самолеты могут быть вооружены крылатыми ракетами и свободнопадающими бомбами. Сумеет ли российская промышленность наладить серийный выпуск этих машин – вопрос открытый.

. Это турбовинтовой самолет, совершивший первый полет еще при жизни Сталина. Данная машина прошла глубокую модернизацию, она может быть вооружена крылатыми ракетами и свободнопадающими бомбами как с обычной боевой частью, так и с ядерной. В настоящее время количество действующих машин — около 30.

. Эта машина называется дальним сверхзвуковым бомбардировщиком-ракетоносцем. Ту-22М разработан в конце 60-х годов прошлого столетия. Самолет имеет изменяемую геометрию крыла. Может нести крылатые ракеты и бомбы с ядерной боевой частью. Общее количество боеспособных машин – около 50, еще 100 находятся на хранении.

Истребительная авиация ВВС России в настоящее время представлена самолетами Су-27, МиГ-29, Су-30, Су-35, МиГ-31, Су-34 (истребитель-бомбардировщик).

. Эта машина – результат глубокой модернизации Су-27, ее можно отнести к поколению 4++. Истребитель имеет повышенную маневренность и оснащен совершенным электронным оборудованием. Начало эксплуатации Су-35 – 2014 год. Общее количество самолетов – 48 машин.

. Знаменитый штурмовик, созданный еще в середине 70-х годов прошлого века. Одна из лучших в мире машин своего класса, Су-25 участвовал в десятках конфликтов. Сегодня на вооружении стоит около 200 «Грачей», еще 100 находятся на хранении. Проводится модернизация этого самолета, которая будет закончена в 2020 году.

. Фронтовой бомбардировщик с изменяемой геометрией крыла, созданный для преодоления вражеской ПВО на малой высоте и сверхзвуковой скорости. Су-24 – морально устаревшая машина, ее планируют списать до 2020 года. В строю остается 111 единиц.

. Новейший истребитель-бомбардировщик. Сейчас на вооружении ВВС РФ находится 75 подобных самолетов.

Транспортная авиация российских ВВС представлена несколькими сотнями различных самолетов, в подавляющем большинстве разработанных еще в СССР: Ан-22 , Ан-124 «Руслан» , Ил-86 , Ан-26 , Ан-72 , Ан-140, Ан-148 и другими моделями.

К учебной авиации относятся: Як-130, чешский самолет L-39 Albatros и Ту-134УБЛ .

Рис. 1.8.

Военно-воздушные силы (ВВС) - наиболее мобильный и маневренный вид ВС РФ, предназначенный для обеспечения безопасности и защиты интересов России на воздушных рубежах страны, нанесения ударов по авиационным, сухопутным и морским группировкам противника, его административнополитическим и военно-экономическим центрам (рис. 1.8). На него возложена государственной важности стратегическая задача - надежная защита административно-политических, военно-промышленных центров, центров коммуникаций, сил и средств высшего военного и государственного управления, объектов Единой энергетической системы и других важных элементов народнохозяйственной инфраструктуры России от ударов агрессора из воздушнокосмического пространства.

Роль ВВС в обеспечении национальной безопасности страны в военной сфере постоянно возрастает. Универсальность, скорость, дальность, высокая маневренность - отличительные оперативно-стратегические свойства ВВС. Они проявляются в способности вести эффективные боевые действия днем и ночью, в простых и сложных метеоусловиях, в различных физических сферах: на земле, на море и в воздушно-космическом пространстве; в готовности наносить удары с применением высокоточного оружия с малых, средних и больших дальностей по различным наземным и морским надводным объектам (целям); применять обычное и ЯО; вести воздушную разведку в интересах всех видов ВС; выполнять десантирование, перевозку войск и боевой техники, решать ряд других задач на всю глубину оперативного построения войск противника в глубоком тылу. Такими оперативными свойствами не обладает больше ни один вид ВС.

В обычной крупномасштабной войне ВВС способны решать комплекс оперативно-стратегических задач. В частности, это может быть поражение авиационных, противовоздушных и ракетно-ядерных группировок противника; авиационная поддержка СВ; ослабление военно-экономического потенциала противника; поражение его оперативных и стратегических резервов в районах их сосредоточения и на путях выдвижения.


Рис. 1.9.

В структурном отношении ВВС состоят (рис. 1.9) из авиации, зенитных ракетных войск (ЗРВ), радиотехнических войск (РТВ), специальных войск (части и подразделения радиоэлектронной борьбы - РЭБ); РХБЗ; связи и радиотехнического обеспечения; топогеодезические; инженерно-аэродромные; метеорологические и др.), воинских частей и учреждений тыла, других воинских частей, учреждений, предприятий и организаций.

Авиация ВВС (Ав ВВС) по своему предназначению и решаемым задачам подразделяется на дальнюю, военно-транспортную, оперативнотактическую и армейскую авиацию, которые в своем составе имеют бомбардировочную, штурмовую, истребительную, разведывательную, транспортную и специальную авиацию (рис. 1.10).

Организационно Ав ВВС состоит из авиационных баз, которые входят в состав объединений ВВС, а также других частей и организаций, непосредственно подчиненных главнокомандующему ВВС.

Дальняя авиация (ДА) является средством Верховного главнокомандующего ВС РФ и предназначена для решения стратегических (оперативностратегических) и оперативных задач на ТВД (стратегических направлениях).


Рис. 1.10.


Рис. 1.11.


Рис. 1.12.

На вооружении соединений и частей ДА состоят стратегические и дальние бомбардировщики, самолеты-заправщики и самолеты-разведчики. Действуя преимущественно в стратегической глубине, соединения и части ДА выполняют следующие основные задачи: поражение авиационных баз (аэродромов), комплексов ракет наземного базирования, авианосцев и других надводных кораблей, объектов из состава резервов противника, военно-промышленных объектов, административно-политических центров, энергетических объектов и гидротехнических сооружений, военно- морских баз и портов, командных пунктов объединений вооруженных сил и оперативных центров управления ПВО на ТВД, объектов сухопутных коммуникаций, десантных отрядов и конвоев; минирование с воздуха. Часть сил ДА может привлекаться к ведению воздушной разведки и выполнению специальных задач. ДА является компонентом стратегических ядерных сил.

Основу самолетного парка составляют стратегические ракетоносцы Ту- 160 и Ту-95МС, дальние ракетоносцы-бомбардировщики Ту-22МЗ, самолеты-заправщики Ил-78 и самолеты-разведчики Ту-22МР.

Основное вооружение самолетов: авиационные крылатые ракеты большой дальности и ракеты оперативно-тактического назначения в ядерном и обычном снаряжении, а также авиационные бомбы различного предназначения и калибра.

Практической демонстрацией пространственных показателей боевых возможностей дальней авиации являются полеты на воздушное патрулирование самолетов Ту-95МС (рис. 1.11) и Ту-160 в район острова Исландия и акваторию Норвежского моря; на Северный полюс и в район Алеутских островов; вдоль восточного побережья Южной Америки.

Анализ современных взглядов на предназначение ДА, возлагаемые на нее задачи, прогнозируемые условия их выполнения показывают, что в настоящее время и перспективе ДА продолжает оставаться основной ударной силой ВВС.

Военно-транспортная авиация (ВТА) является средством Верховного главнокомандующего ВС РФ и предназначена для решения стратегических (оперативно-стратегических), оперативных и оперативно-тактических задач на ТВД (стратегических направлениях).

На вооружении соединений и частей ВТА состоят военнотранспортные самолеты Ил-76МД, Ан-26, Ан-22 (рис. 1.12), Ан-124, Ан- 12ПП, транспортные вертолеты Ми-8МТВ. Основными задачами соединений и частей ВТА являются: десантирование частей (подразделений) Воздушно- десантных войск из состава оперативных (оперативно-тактических) воздушных десантов; доставка вооружения, боеприпасов и материальных средств войскам, действующим в тылу противника; обеспечение маневра авиационных соединений и частей; перевозка войск, вооружения, боеприпасов и материальных средств; эвакуация раненых и больных, участие в миротворческих операциях. ВТА включает авиационные базы, части и подразделения специальных войск.


Рис. 1.13.


Рис. 1.14.

Основные направления развития ВТ А: поддержание и наращивание возможностей по обеспечению развертывания ВС на различных ТВД, десантирования воздушных десантов, перевозки войск и материальных средств по воздуху за счет закупки новых самолетов Ил-76МД-90А и Ан-70, Ил-112В и проведения модернизации самолетов Ил-76 МД и Ан-124.

Оперативно-тактическая авиация (рис. 1.13) предназначена для решения оперативных (оперативно-тактических) и тактических задач в операциях (боевых действиях) группировок войск (сил) на ТВД (стратегических направлениях).

Армейская авиация (АА) предназначена для решения оперативнотактических и тактических задач в ходе армейских операций (боевых действий) - рис. 1.14.

Бомбардировочная авиация (БА), имея на вооружении стратегические, дальние и оперативно-тактические бомбардировщики, является основным ударным средством ВВС и предназначена для поражения группировок войск, авиации, военно-морских сил противника, разрушения его важных военных, военно-промышленных, энергетических объектов, узлов коммуникаций, ведения воздушной разведки и минирования с воздуха преимущественно в стратегической и оперативной глубине (рис. 1.15).

Штурмовая авиация (ША), имея на вооружении самолеты- штурмовики, является средством авиационной поддержки войск (сил) и предназначена для поражения войск, наземных (морских) объектов, а также самолетов (вертолетов) противника на аэродромах (площадках) базирования, ведения воздушной разведки и минирования с воздуха преимущественно на переднем крае, в тактической и оперативно-тактической глубине (рис. 1.16).

Истребительная авиация (ИА), имея на вооружении самолеты- истребители, предназначена для поражения самолетов, вертолетов, крылатых ракет и беспилотных летательных аппаратов в воздухе и наземных (морских) объектов противника (рис. 1.17).


Рис. 1.15.


Рис. 1.16.

ВПП - взлетно-посадочная полоса


Рис. 1.17.


Рис. 1.18.


Рис. 1.19.

Разведывательная авиация (РзА), имея на вооружении самолеты- разведчики и беспилотные летательные аппараты, предназначена для ведения воздушной разведки объектов, противника, местности, погоды, воздушной и наземной радиационной и химической обстановки (рис. 1.18).

Транспортная авиация (ТрА), имея на вооружении транспортные самолеты, предназначена для десантирования воздушных десантов, перевозки войск, вооружения, военной и специальной техники и других материальных средств по воздуху, обеспечения маневра и боевых действий войск (сил), выполнения специальных задач (рис. 1.19).

Соединения, части, подразделения бомбардировочной, штурмовой, истребительной, разведывательной и транспортной авиации также могут привлекаться для решения других задач.

Специальная авиация (СпА), имея на вооружении самолеты и вертолеты, предназначена для выполнения специальных задач (рис. 1.20). Части и подразделения СпА находятся в непосредственном или оперативном подчинении командующего объединением ВВС и привлекаются для решения следующих задач: ведения радиолокационной разведки и осуществления наведения авиации на воздушные и наземные (морские) цели; постановки радиоэлектронных помех и аэрозольных завес; поиска и спасания летных экипажей и пассажиров; дозаправки самолетов топливом в воздухе; эвакуации раненых и больных; обеспечения управления и связи; ведения воздушной радиационной, химической, биологической, инженерной разведки и др.

Зенитные ракетные войска являются родом войск ВВС; имея на вооружении ЗРК и зенитные ракетные системы (ЗРС), составляют основную огневую силу в системе ПВО (ВКО - воздушно-космической обороны) и предназначены для защиты пунктов управления (ПУ) высших звеньев государственного и военного управления, группировок войск (сил), важнейших промышленных и экономических центров и других объектов от ударов средств воздушно-космического нападения (СВКН) противника в пределах зон поражения.


Рис. 1.20.

ЗРВ состоят из зенитных ракетных бригад (зрбр), которые организационно входят в состав объединения ВВС, бригады ВКО, а также частей и организаций, непосредственно подчиненных главнокомандующему ВВС (ГК ВВС).

Современные российские зенитные ракетные комплексы С-300 (рис. 1.21), С-400, зенитный ракетно-пушечный комплекс (ЗРПК) «Панцирь-Cl» (рис. 1.22) способны уничтожать различные воздушные цели, в том числе поражать боеголовки баллистических ракет.

Основные направления развития ЗРВ ВВС: совершенствование группировок ЗРВ и наращивание их возможностей за счет принятия на вооружение новых ЗРС средней дальности и дальнего действия С-400, дальнего действия С-500, ЗРПК ближнего действия «Панцирь-С (СМ)» и модернизации существующих ЗРС средней дальности С-300ПМ до уровня С-300ПМ2.

Радиотехнические войска (рис. 1.23) являются родом войск ВВС. Имея на вооружении радиотехнические средства и комплексы средств автоматизации, предназначены для ведения радиолокационной разведки воздушного противника и выдачи радиолокационной информации о воздушной обстановке в пределах радиолокационного поля органам управления ВВС и других видов и родов войск ВС, на ПУ боевыми средствами авиации, ЗРВ и радиоэлектронной борьбы при решении ими задач мирного и военного времени.

РТВ состоят из радиотехнических бригад (ртбр), которые организационно входят в состав объединения ВВС, бригады ВКО, а также других частей и организаций, непосредственно подчиненных ГК ВВС.


Рис. 1.21.

ЭПР - эффективная площадь рассеяния


Рис. 1.22.


Рис. 1.23.

В мирное время все развернутые подразделения и командные пункты (КП) соединений и частей РТВ несут боевое дежурство, выполняют задачи по охране государственной границы в воздушном пространстве.

Специальные войска ВВС предназначены для обеспечения боевой деятельности объединений, соединений и частей. Организационно части и подразделения специальных войск входят в состав объединений, соединений и частей ВВС.

В специальные войска входят: части и подразделения разведки, связи, радиотехнического обеспечения и автоматизированных систем управления, РЭБ, инженерные, РХБЗ, топогеодезические, поиска и спасания, метеорологические, воздухоплавательные, морально-психологического, материально- технического и медицинского обеспечения, части обеспечения и охраны органов военного управления.

| Виды Вооружённых Сил Российской Федерации | Воздушно-космические силы (ВКС). Военно - воздушные силы

Вооружённые Силы Российской Федерации

Воздушно-космические силы (ВКС)

Военно - воздушные силы

Из истории создания

Первые шаги авиация делала, не имея достаточной научной базы, только благодаря энтузиастам. Однако в конце XIX - начале XX в. появились теоретические и экспериментальные изыскания в этой области. Ведущая роль в развитии авиации принадлежит русским ученым Н. Е. Жуковскому и С. А. Чаплыгину. Первый успешный полет самолета был проведен 17 декабря 1903 г. американскими механиками братьями У. и О. Райт.

В последующем в России и некоторых других странах были созданы различные типы самолетов. Их скорость достигала тогда 90-120 км/ч. Применение авиации в годы Первой мировой войны определило значение самолета как нового боевого средства, вызвало разделение авиации на истребительную, бомбардировочную и разведывательную.

В воюющих странах за годы войны расширился парк самолетов, улучшились их характеристики. Скорость истребителей достигла 200-220 км/ч, а потолок возрос с 2 до 7 км. С середины 20-х гг. XX в. в самолетостроении начали широко применять дюралюминий. В 30-е гг. в конструкции самолетов перешли от биплана к моноплану, что позволило повысить скорость истребителей до 560-580 км/ч.

Мощным толчком в развитии авиации стала Вторая мировая война. После нее стали ускоренно развиваться реактивная авиация и вертолетостроение. В ВВС появились сверхзвуковые самолеты. В 80-е гг. уделялось много внимания созданию самолетов укороченного взлета и посадки, большой грузоподъемности, совершенствованию вертолетов. В настоящее время в некоторых странах ведут работы по созданию и совершенствованию орбитальных и воздушно-космических самолетов.

Организационная структура Военно - воздушных сил

  • Командование военно-воздушных сил
  • Авиация (рода авиации - бомбардировочная, штурмовая, истребительная, противовоздушной обороны, разведывательная, транспортная и специальная);
  • Зенитные ракетные войска
  • Радиотехнические войска
  • Специальные войска
  • части и учреждения тыла

Военно-воздушные силы - наиболее мобильный и маневренный вид Вооруженных Сил, предназначенный для защиты органов высшего государственного и военного управления, стратегических ядерных сил, группировок войск, важных административно-промышленных центров и районов страны от разведки и ударов с воздуха, нанесения ударов по авиационным, сухопутным и морским группировкам противника, его административно-политическим, промышленно-экономическим центрам в целях дезорганизации государственного и военного управления, нарушения работы тыла и транспорта, а также ведения воздушной разведки и воздушных перевозок. Эти задачи они могут выполнять при любых условиях погоды, в любое время суток и года.

    Основными задачами ВВС в современных условиях являются:
  • вскрытие начала нападения воздушного противника;
  • оповещение главных штабов Вооруженных Сил, штабов военных округов, флотов, органов гражданской обороны о начале воздушного нападения противника;
  • завоевание и удержание господства в воздухе;
  • прикрытие войск и объектов тыла от воздушной разведки, ударов с воздуха и космоса;
  • авиационная поддержка Сухопутных войск и сил Флота;
  • поражение объектов военно-экономического потенциала противника;
  • нарушение военного и государственного управления противника;
  • поражение ракетно-ядерных, противовоздушных и авиационных группировок противника и его резервов, а также воздушных и морских десантов;
  • поражение корабельных группировок противника в море, океане, на военно-морских базах, в портах и пунктах базирования;
  • выброска боевой техники и высадка войск;
  • перевозка по воздуху войск и боевой техники;
  • ведение стратегической, оперативной и тактической воздушных разведок;
  • контроль за использованием воздушного пространства в приграничной полосе.
    В состав ВВС входят следующие рода войск (рис. 1):
  • авиация (рода авиации - бомбардировочная, штурмовая, истребительная, противовоздушной обороны, разведывательная, транспортная и специальная);
  • зенитные ракетные войска;
  • радиотехнические войска;
  • специальные войска;
  • части и учреждения тыла.


На вооружении авиационных частей находятся самолеты, гидросамолеты и вертолеты. Основа боевой мощи ВВС - сверхзвуковые всепогодные самолеты, оснащенные разнообразным бомбардировочным, ракетным и стрелково-пушечным вооружением.

На вооружении зенитных ракетных и радиотехнических войск находятся различные зенитные ракетные системы, системы ПВО малого радиуса действия, радиолокационные станции и другие средства вооруженной борьбы.

В мирное время Военно-воздушные силы выполняют задачи по охране государственной границы России в воздушном пространстве, оповещают о полетах иностранных разведывательных аппаратов в приграничной полосе.

Бомбардировочная авиация имеет на вооружении дальние (стратегические) и фронтовые (тактические) бомбардировщики различного типа. Она предназначена для поражения группировок войск, разрушения важных военных, энергетических объектов и узлов коммуникаций преимущественно в стратегической и оперативной глубине обороны противника. Бомбардировщик может нести бомбы различных калибров, как обычные, так и ядерные, а также управляемые ракеты класса «воздух-поверхность».

Штурмовая авиация предназначена для авиационной поддержки войск, поражения живой силы и объектов преимущественно на переднем крае, в тактической и ближайшей оперативной глубине противника, а также веления борьбы с летательными аппаратами противника в воздухе.
Одно из основных требований к штурмовику - высокая точность поражения наземных объектов. Вооружение: крупнокалиберные пушки, бомбы, реактивные снаряды.

Истребительная авиация противовоздушной обороны является основной маневренной силой системы ПВО и предназначена для прикрытия важнейших направлений и объектов от воздушного нападения противника. Она способна уничтожать противника на максимальных дальностях от обороняемых объектов.
На вооружении авиации противовоздушной обороны состоят самолеты-истребители противовоздушной обороны, боевые вертолеты, специальные и транспортные самолеты и вертолеты.

Разведывательная авиация предназначена для ведения воздушной разведки противника, местности и погоды, может уничтожать скрытые объекты противника.
Разведывательные полеты могут выполняться также самолетами бомбардировочной, истребительно-бомбардировочной, штурмовой и истребительной авиации. Для этого они специально оборудуются фотоаппаратурой дневной и ночной съемки в различных масштабах, радио- и радиолокационными станциями с высокой разрешающей способностью, теплопеленгаторами, звукозаписывающей и телевизионной аппарату рой, магнитометрами.
Разведывательная авиация подразделяется на авиацию тактической, оперативной и стратегической разведки.

Транспортная авиация предназначена для перевозки войск, боевой техники, вооружения, боеприпасов, горючего, продовольствия, высадки воздушных десантов, эвакуации раненых, больных и др.

Специальная авиация предназначена для дальнего радиолокационного обнаружения и наведения, дозаправки самолетов в воздухе, ведения радиоэлектронной борьбы, радиационной, химической и биологической защиты, обеспечения управления и связи, метеорологического и технического обеспечения, спасения экипажей, терпящих бедствие, эвакуации раненых и больных.

Зенитные ракетные войск а предназначены для защиты важнейших объектов страны и группировок войск от ударов воздушного противника.
Они составляют основную огневую силу системы противовоздушной обороны (ПВО) и вооружены зенитными ракетными комплексами и зенитными ракетными системами различного назначения, обладающими большой огневой мощью и высокой точностью поражения средств воздушного нападения противника.

Радиотехнические войска - основной источник информации о воздушном противнике и предназначены для ведения его радиолокационной разведки, контроля за полетами своей авиации и соблюдения летательными аппаратами всех ведомств правил использования воздушного пространства.
Они выдают информацию о начале воздушного нападения, боевую информацию для зенитных ракетных войск и авиации противовоздушной обороны, а также информацию для управления соединениями, частями и подразделениями противовоздушной обороны.
Радиотехнические войска вооружены радиолокационными станциями и радиолокационными комплексами, способными в любое время года и суток, независимо от метеорологических условий и помех, обнаруживать не только воздушные, но и надводные цели.

Части и подразделения связи предназначены для развертывания и эксплуатации систем связи в целях обеспечения управления войсками во всех видах боевой деятельности.

Части и подразделения радиоэлектронной борьбы предназначены для постановки помех бортовым радиолокаторам, бомбовым прицелам, средствам связи и радионавигации средств воздушного нападения противника.

Части и подразделения связи и радиотехнического обеспечения предназначены для обеспечения управления авиационными частями и подразделениями, самолетовождения, взлета и посадки самолетов и вертолетов.

Части и подразделения инженерных войск, а также части и подразделения радиационной, химической и биологической защиты предназначены для выполнения наиболее сложных задач инженерного и химического обеспечения соответственно.

Как показывает опыт произошедших за последние десятилетия вооруженных конфликтов, исход во многом зависит от состояния военно-воздушных сил. Больше шансов одержать победу у той враждующей стороны, у которой более развиты ВВС. Россия обладает сильными военно-воздушными силами, способными разрешить любой конфликт, представляющий угрозу для государства. Наглядным примером могут быть события в Сирии. Информация об истории развития и актуальном составе ВВС России содержится в статье.

С чего все начиналось?

Несмотря на то что официально создание русской авиации состоялось в августе 1912 года, изучением аэродинамики в царской России начали заниматься гораздо раньше. Именно для этой цели в 1904 году профессором Жуковским был основан специальный институт. В 1913 году конструктором Сикорским был собран легендарный бомбардировщик «Илья Муромец».

В этом же году сконструировали четырехмоторный биплан «Русский витязь». Конструктором Григоровичем велись работы по различным схемам гидропланов. В 1914 г. военным пилотом П. Нестеровым была выполнена «мертвая петля». Российскими летчиками были совершены первые успешные вылеты в Арктику. Как утверждают специалисты, военная авиация Российской империи просуществовала недолго, тем не менее она зарекомендовала себя как одна из лучших ВВС на то время.

Революционное время

К 1917 году летный парк русской авиации был представлен самолетами численностью не менее 700 единиц. В Октябрьскую революцию авиацию расформировали, большое количество пилотов погибло, значительная часть вынуждена была эмигрировать. Вскоре уже в 1918 году молодой советской республикой были сформированы свои ВВС, которые значились как РККВФ (Рабоче-Крестьянский Красный Воздушный Флот). Советская власть начала интенсивно развивать авиационную промышленность: создавались новые предприятия и КБ. С 30-х годов началась карьера таких блистательных советских конструкторов, как Поликарпов, Туполев, Лавочкин, Ильюшин, Петляков, Микоян и Гуревич. Подготовка и первоначальное обучение летных кадров осуществлялись в специальных аэроклубах, после которых курсанты распределялись сначала по летным училищам, а позже по строевым частям. В те годы функционировали 18 летных училищ, через которые прошли 20 тыс. курсантов. Обучение технических кадров проходило в шести специализированных авиационных заведениях. Руководство советской республики понимало, что для первого социалистического государства очень важно обладать мощными военно-воздушными силами. С целью увеличить самолетный парк со стороны правительства были предприняты все меры. В итоге к 1940 годам авиаряды пополнились истребителями Як-1 и Лаг-3, собранные в конструкторских бюро Яковлева и Лавочкина. В КБ Ильюшина трудились над созданием первого штурмовика Ил-2. Туполевым и его конструкторами был спроектирован дальний бомбардировщик ТБ-3. Микоян и Гуревич в то время занимались по истребителю Миг-3.

В годы Второй мировой

К началу Великой Отечественной авиационной промышленностью Советского Союза в сутки выпускалось по 50 самолетов. Вскоре производство было увеличено вдвое. Как утверждают специалисты, советская авиация в первые годы войны понесла очень большие потери. Обусловлено это тем, что советские летчики не обладали достаточным боевым опытом. Применяемая ими устаревшая тактика не принесла ожидаемый результат. Кроме того, приграничная зона постоянно подвергалась атакам противника. В результате дислоцирующиеся там советские самолеты были разбиты, так и не взлетев. Тем не менее уже к 1943 г. летчики СССР приобрели нужный опыт, а авиация пополнялась современной техникой: истребителями Як-3, Ла-5, Ла-7, модернизированными штурмовиками Ил-2, бомбардировщиками Ту-2 и ДБ-3. В годы Великой Отечественной авиационные школы выпустили свыше 44 тыс. летчиков. Из них 27 600 пилотов погибли. Как утверждают специалисты, начиная с 1943 г. и до конца войны советские летчики получили в воздухе полное превосходство.

Послевоенный период

По окончании Второй мировой обострилось противостояние между СССР и странами Запада. Этот период в истории известен как Холодная война. Авиация пополняется реактивными самолетами. Появляются вертолеты, которые стали совершенно новым видом боевой техники. Не прекращается стремительное развитие советской авиации. Самолетный парк пополнен 10 тыс. машин. Кроме того, советскими конструкторами были завершены работы по истребителям четвертого поколения Су-29 и МиГ-27. Сразу началось проектирование самолетов пятого поколения.

После развала СССР

В это время между вышедшими из состава Советского Союза молодыми республиками началась дележка авиации. Как утверждают специалисты, были похоронены все начинания советских конструкторов. В июле 1997 года президентом РФ был сформирован новый род войск - ВВС России. В нем объединили войска противовоздушной обороны и военно-воздушные силы. После всех необходимых структурных изменений в 1998 г. был создан Главштаб ВВС России. Тем не менее, по мнению военных экспертов, 90-е годы стали для авиации РФ периодом деградации. Положение было крайне тяжелым: осталось много заброшенных аэродромов, наблюдалось неудовлетворительное обслуживание оставшейся авиационной техники, обучение летных кадров производилось не на должном уровне. Нехватка финансов отрицательно сказалась на тренировочных полетах.

2008-2009 гг.

В этот временной промежуток, как утверждают эксперты, ситуация в ВВС России (фото данного рода войск представлено в статье) резко улучшилась. С целью исправить критическое состояние военно-воздушных сил на модернизацию государством выделяются большие суммы. Кроме капитального ремонта и модернизации, самолетный парк интенсивно обновляется новыми авиационными моделями.

Конструкторы ВВС России сегодня завершают разрабатывать самолет 5-го поколения ПАК ФА Т-50. Военнослужащие с существенно увеличенным денежным довольствием, пилоты лучше оттачивают свои летные умения, поскольку у них появилась возможность проводить в воздухе необходимое количество часов.

2015 год

В августе ВВС Российской Федерации были введены в состав ВКС (военно-космические силы) под руководством главкома генерал-полковника Бондарева. Главнокомандующий ВВС и замглавкома ВКС - генерал-лейтенант Юдин. Российские ВВС представлены дальней, военно-транспортной и армейской авиацией, а также радиотехническими, зенитными и ракетными войсками. Разведывательная деятельность, защита от оружия массового поражения, спасательные операции и радиоэлектронная борьба осуществляются специальными войсками, которые также в составе российских военно-воздушных сил. Дополнительно к ВВС прилагаются инженерные и тыловые службы, медицинские и метеорологические подразделения.

Задачи ВВС России

Новые военно-воздушные силы РФ выполняют следующее:

  • Отражают нападения агрессоров с воздуха и космоса.
  • Осуществляют воздушное прикрытие стратегически важных объектов и городов.
  • Занимаются разведывательной деятельностью.
  • Уничтожают вражеские войска. Для этой цели может использоваться как обычное, так и ядерное оружие.
  • Поддерживают с воздуха наземные вооруженные силы.

О боевой технике российской авиации

Ниже представлены несколько наиболее эффективных самолетов ВВС России. Дальняя и стратегическая авиация располагает:

  • Авиационной единицей Ту-160, которую еще называют «Белый лебедь». Модель была создана еще в советское время. Самолет способен преодолевать вражеские средства противовоздушной обороны и наносить ядерные удары. В России на вооружении состоит 16 таких машин.
  • Самолетами Ту-95 «Медведь» в количестве 30 единиц. Модель была спроектирована еще в сталинские времена, но стоит в строю и по сегодняшний день.
  • Стратегическими ракетоносцами Ту-22М. Выпускался с 1960 года. Россия располагает машинами численностью 50 единиц. Еще 100 находятся на консервации.

Среди истребителей следует выделить следующие модели:

  • Су-27. Является советским фронтовым истребителем. На базе машины было создано немало модификаций. В России имеется 360 таких самолетов.

  • Су-30. Модифицированный вариант предыдущего истребителя. В распоряжении ВВС 80 единиц.
  • Су-35. Очень маневренный самолет 4-го поколения. На вооружении российских военно-воздушных сил с 2014 года. Численность машин составляет 48 шт.
  • МиГ-27. Истребитель 4-го поколения. Количество 225 машин.
  • Су-34. Является новейшей российской авиамоделью. ВВС располагает 75 истребителями.

Функции штурмовиков и перехватчиков выполняют:

  • Су-24. Является точной копией американского F-111, который в отличие от советского варианта уже давно снят с вооружения. Тем не менее списанию подлежит и Су-24. Сделать это планируют в 2020 году.
  • Су-25 «Грач». Создан в 70-е. На вооружении российских ВВС 200 самолетов, еще 100 законсервированы.
  • МиГ-31. Россия располагает данными перехватчиками в количестве 140 единиц.

Военно-транспортную авиацию представляют:

  • Ан-26 и Ан-72. Являются легкими транспортными самолетами.
  • Ан-140 и Ан-148. Для машин характерна средняя грузоподъемность.
  • Ан-22, Ан-124 и Ил-86. Представляют большегрузную авиатехнику.

В российском ВВС службу несут не менее 300 транспортных самолетов.

Обучение летных кадров осуществляют на следующих моделях:

  • Як-130.
  • L-39.
  • Ту-134 УБЛ.

К армейской авиации принадлежат:

  • Вертолеты Миля и Камова. После того как был прекращен выпуск Ка-50, парк армейской авиации пополнили вертолетами Ка-52 и Ми-28 по 100 машин. Кроме того, ВВС располагает вертолетами Ми-8 (570 шт.) и Ми-24 (620 машин).
  • В качестве беспилотных летательных аппаратов в российских военно-воздушных силах используют БПЛА «Пчела-1Т» и «Рейс-Д».

Одежда в стиле ВВС для гражданского потребителя

Благодаря конструктивным особенностям большим спросом пользуются летные куртки ВВС России. В отличие от других моделей данный элемент одежды имеет на рукавах специальные карманы. Пилоты в них кладут сигареты, ручки и другие какие-либо маленькие детали. Кроме того, при изготовлении боковых карманов наличие утеплителя не предусмотрено, а на спине куртки не содержат швов. Благодаря этому снижается нагрузка на пилота. Стоимость изделий зависит от способа пошива и используемых материалов. Цена продукции на меху составляет 9400 рублей. «Шевретка» обойдется покупателю в пределах 16 тыс. За кожаную куртку ВВС России придется выложить от 7 до 15 тыс. рублей.