Лыжный туризм. Некоторые вопросы использования пластиковых лыж и ботинок в лыжном туризме Зимнее снаряжение для похода на лыжах

Лыжный туризм – одно из самых консервативных направлений в российском туризме. Ситуация, когда турист, обвешанный, как новогодняя елка, высокотехнологичными девайсами, передвигается на старых, пришедших из серединные 20 века, деревянных лыжах, наблюдается повсеместно. К этому есть, как вполне объективные причины, так и сугубо субъективные, старательно поддерживаемые ретроградами от туризма.

Я сам около 10 лет использовал деревянные лыжи и тросиковые креплениях, но зимой прошлого года понял, что надо развиваться дальше. Осенью 2016 года полностью поменял комплект лыж для зимнего туризма, перейдя с морально устаревшего «народного комплект», состоящего из:

деревянных (без кантов) лыж;

тросикового крепления;

туристического ботинка;

бахилы с резиновой калошей.


На новый, современный комплект для скитура, состоящий из:

Пластиковых лыж (с насечкой и железными кантами);

TLT креплений;

Пластиковых ботинок;


Скитур комплект для лыжного туризма

Этот пост я подготовил на основе личного опыта, в целях освещения и, возможно, опровержения некоторых укоренившихся негативных мнений об использовании ski tour снаряжения в лыжном туризме. Таких как:

1. опасности использования пластиковых ботинок в условиях многодневных походов по причине критичного отсыревания ног и, в связи с этим, возрастающей опасности обморожений;

2. неудобства движения на пластиковых лыжах по причине их сильного проскальзывания назад;

3. неестественности движения ноги, встегнутой в лыжное крепление;

4. избыточности использования skitour снаряжения в условиях уральского среднегорья.

Рассмотрим их по отдельности:

  1. Опасность использования пластиковых ботинок в условиях зимних лыжных походов.

«Пластиковые лыжные ботинки созданы для однодневных маршрутов и не походят для многодневных лыжных походов, нога в них неизменно отсыревает, внутренний ботинок не просыхает, и это грозит обморожениями» – главная страшилка, о которой мне считал своим долгом сообщить почти каждый турист из Уфы, услышавший о том, что я купил для походов пластиковые ботинки .

Смущало и настораживало то, что большинство из предостерегающих не имели личного опыта использования подобных ботинок и всегда ссылались на эту

«Теперь о печальном. Что ни говори, а пластиковые ботинки плохо приспособлены для многочасовой ежедневной ходьбы, даже самые мягкие. Там стоит вечное «болото». Вынимая после 8-9-часовой ходьбы ноги из внутренников, я видел абсолютно белые от влаги ступни в глубоких складках, похожие на рожу морщинистого гномика. Носки можно выжимать. Эти складки кожи со временем начинают болезненно ныть. Ввиду такого водного режима и возможного легкого обморожения пальцев ног, кожа с них после похода отслаивалась больше месяца. Внутренники на ночь убирал в спальник – они ни капли не подсыхали, но главное они были теплыми – а это крайне ВАЖНАЯ профилактика обморожений. Если одеть с утра холодные пласты, а на улице будет -20, и на сборы лагеря уйдет больше часа (то есть не будет активного движения ногами), то обморозить пальцы проще простого. При движении ноги быстро теплели и до вечера самообогревались в «болоте». У парней в треккинговых ботинках и бахилах ноги временами подмерзали в 2-3 носках. Чтобы уменьшить трение и «болото», я однажды попробовал одеть второй носок, но пальцы сразу «затупились» – все-таки горнолыжные боты рассчитаны сугубо на один носок, если правильно подобран размер.»

У меня сразу возник вопрос: “Как можно что-то отрицать по информации единственного источника?” Возможно у автора по физиологическим особенностям сильно потеют ноги или было неправильно подобрано снаряжение. Мне неизвестно.

Из личного горнолыжного опыта активного многочасового катания не наблюдал описываемых в цитате проявлений, также полагал, что в условиях похода с палаткой зима (с печкой) извлекаемый внутренний ботинок высушить не составит труда.

В условиях же многодневного движения без теплых ночевок и своего опыта я полагаю, что ботинок сохранить сухим невозможно ни пластиковый, ни обычный туристический.


Но сегодня речь о ночевках в палатке зима, опыт использования пластика «на холодную» будет проанализирован позднее, следите за постами.

Главным сюрпризом поездки, для меня совершенно неожиданным и тем самым еще более приятным, в вопросе использования пластиковых ботинок стало то, что в условиях низких температур сопровождавших нас все дни (от -30 до – 40 градусов по Цельсию) и сильного ветра

«У меня ни разу не замерзли ноги»

Занимаясь лыжным туризмом на протяжении 10 лет и имея подмороженные большие пальцы ног, я даже и представить себе не мог, что так может быть. Подмерзающие пальцы на стоянках или во время сборов – обычное дело. Благо, это своевременно отслеживается, и вопрос решается отмахиванием или активным движением. Но используя пластиковые ботинки, всегда с одним единственным, не толстым носком (в ботинке есть возможность одеть еще как минимум один теплый носок), ноги всегда были в тепле. Это стало полной для меня неожиданностью, и, скажу честно, я был в восторге.

Намного менее хладоустойчивая Татьяна, всегда испытывавшая проблемы с пальцами на ногах и руках зимой, также подтвердила, что практически не мерзла. Правда, она дополнительно использовала переделанные под крепления утепленные бахилы от Red Fox.


Показателен пример, что в при температуре – 34 градуса по Цельсию я сперва активно шел и тропил 6 км в гору, а затем в течении часа стоял на вершине скалы размеров 50х50 см, имея очень ограниченные возможности для движения.


Ноги не замерзли, чего, к сожалению, невозможно сказать про другие части тела.

Также следует отметить удобство ботинок, «подбитых» подошвой вибрам и имеющих жесткую платформу при лазании по несложным скалам.

Что касается отсыревания ног в пластиковом ботинке. Да, оно имеет место быть, но в моем случае не в таком масштабе, как описано в цитате выше. Ноги и правда потеют чуть больше, чем в обычных туристических ботинках, однако это не вызывало у меня никаких проблем после 10-12 часов активной работы. За ночь внутренние ботинки в палатке зима (с печкой) высыхали, и утром я имел возможность надевать сухую и комфортную обувь.

Сами по себе ботинки легкие, комфортные, хорошо гнутся и практически не сковывают движение.

В данном походе у меня не было возможности испытать пластиковые ботинки после «холодной» ночевки, я обязательно это сделаю в течении пары месяцев. Однако, данный вопрос частично освещается в видео, расположенном в конце статьи, другими опытными туристами.

  1. Неудобство использования пластиковых лыж по причине их сильного проскальзывания назад.

Безусловно, горные пластиковые лыжи во время движения адски проскальзывают назад. И это не удивительно, ведь они именно для этого и созданы, для того, чтобы скользить. Проблема не в использовании пластика в лыжном туризме, а в использовании горных лыж, не приспособленных для пешего движения. Специальные туристические лыжи, с насечкой на скользящей поверхности, в значительной мере решают проблему проскальзывания.

Я не могу сказать являются ли лучшими для этого лыжи Fischer S-BOUND, подобные лыжи есть и у других производителей, но я точно могу сказать, что это великолепные пластиковые лыжи, позволяющие передвигаться по слабо пересеченной местности без использования камуса или мазей.


Также в них не представится труда подняться в короткий крутой подъем «лесенкой» или «елочкой».

Когда предстоит преодоление сильно пересеченной местности либо крутого подъема, используется камус.


Угадайте, у кого лыжи с камусом

Распространено заблуждение, что «танцы с бубном» вокруг камуса, его монтаж и демонтаж на лыжу отнимают много времени и нивелируют преимущество от его использования. Данная мысль возникает в основном в головах людей, опять же никогда не пользовавшихся этим снаряжением. Примерное время затрачиваемое на одевание камуса около 3 минут. Для того, чтобы снять камус, надо меньше минуты, для этого даже не надо снимать лыжу. Практика показывает, что экономия сил и времени при подъеме в гору значительно превосходит затраты на манипуляции с камусом.

Правы те, кто утверждает, что в режиме «снял – одел – снял – одел» свойственном для лыжного туризма и при сильном морозе клеевой слой камуса очень быстро забивается снегом и перестает работать. Однако для меня это не создало больших проблем и незначительно снизило его эффективность. Он прекрасно работал на склоне, при движении вверх и вниз, чуть хуже на траверсах.

Единственная возникшая проблема с неприклеенным камусом – это высокая вероятность его потери. При преодолении технических препятствий (камни, растительность и др) держащийся на носке и пятке камус может незаметно слететь, и найти его в снегу может быть проблематично. На гребне Сухгорского камня подобный случай имел место быть. На будущее надо подумать, как удержать камус от полного слетания с лыжи.

Помимо хорошего сцепления, лыжи Fischer S-BOUND 112 очень легкие, крепкие и надежные. Это позволяет ставить более амбициозные задачи и не беспокоиться об их поломке «на ровном месте», что очень часто случается с деревянными лыжами. Также, на мой взгляд, использование пластиковых лыж может значительно сократить размер и вес ремкоплекта.

  1. Неестественное (неудобное) движение ноги, встегнутой в лыжное крепление.

Я несколько раз слышал такое мнение от людей, использующих скитурное снаряжение. Но не ощутил дискофорта на себе. Работа ног при продвижении лыжи вперед ничем не отличалась от привычной. Возможно, некоторый дискомфорт имеет место при использовании креплений типа silvretta. Этого я не знаю.

С креплениями возникла другая заминка, при движении по снегу под механизмом, защелкивающим переднюю часть крепления, скапливался и уплотнялся снег, что приводило к неплотному закрыванию крепления и отстегиванию лыжи. Первое время я не мог понять причину плохой работы крепления, но когда разобрался, проблема была решена в течении 30 секунд. Надо был лишь взял лыжу в руки и палкой отчистить спрессованный снег из под механизма.

В остальном крепления работали удобно и надежно.

  1. Избыточность использования данного комплекта в условиях уральского среднегорья.

Более философский нежели практический аспект подбора снаряжения. На мой взгляд, вопрос об избыточности нужно рассматривать не в ракурсе географии места использования. Надежное, удобное и эффективное лыжное снаряжение не менее актуально для среднегорья (Южного или Северного Урала), чем, например, для Кавказа. И я точно не готов вернуться к использованию, где бы то ни было, деревянных лыж и тросиковых креплений.

Но также правы те, кто говорит, что для новичка или человека, занимающегося лыжным туризмом не регулярно, вложение денег в такое снаряжение не может быть оптимальным. Если сравнить стоимость качественного скитурного снаряжения со стоимостью классического «деревянного» комплекта, разница может достигать 10 раз и более. К сожалению, разница в цене не дает нам такое же преимущество при его использовании. С нами в группе был участник на деревянных лыжах, и в большинстве случаев он двигался не мене эффективно, чем и вся остальная группа. Хотя, конечно, при подъемах и спусках мы учитывали фактор деревянных лыж.

Но дьявол, как водится, в деталях. Как я уже писал выше, ski tour снаряжение:

– более надежно, а это значит вы можете планировать более интересные, «дерзкие» маршруты и сократить вес и размер ремнабора;

– более эффективно на подъемах. В купе с камусом движение в гору значительно ускоряется по сравнению с классической техникой подъема на деревянных лыжах;

– более безопасно и фаново на спусках. С этой зимы лыжный туризм для меня обогатился еще одним удовольствием – контролируемым спуском. Теперь спуски это не мучительное балансирование на грани падения и травмы или поломки снаряжения, а восторг от красоты закладываемой в пухляке дуги. Возможно вы не сможете понять меня, пока не попробуете 🙂


В сухом остатке три важных слова с приставкой «более»: надежно, эффективно, безопасно.

Поэтому мое мнение по данному вопросу такое: если вы планируете серьезное заниматься лыжным туризмом, ходить красиво и эффективно, выбор современного комплекта лыж не избыточный, а необходимый для вас вариант.

Подводя итог

Какой главный вывод я сделал для себя по итогам использования нового лыжного снаряжения на Северном Урале?

Если отстраниться от эмоций, можно сказать так: новое ski tour снаряжение дало мне принципиально другой, более высокий уровень комфорта, безопасности, контроля. Теперь я в значительно большей степени уверен в своем снаряжении и могу ставить перед собой более амбициозные задачи.

Если отдаться эмоциям, можно сказать так: это лучшее, что со мной случалось в лыжном туризме за все 10 лет. Мир лыжного туризма уже никогда не станет прежним!

Ну и напоследок, обещанное видео – экспресс-интервью туристов лыжников, предпочитающих пластик – дереву.

Кто из нас не мечтал в детстве о героических переходах по полярной пустыне? Может быть, пора уже попробовать? Для начала зарубите себе на носу: не стоит отправляться в зимний поход в одиночку или в компании новичков. Нужно искать турклуб или просто сложившуюся группу опытных людей…

Старые путешественники вам и экипировку подобрать помогут, и глупостей наделать не дадут. Однако для начала стоит разобраться хотя бы в общих тенденциях.

«ТУРИСТИЧЕСКИЕ»? ОТКАЗАТЬ!
Начнем с подбора лыж. Имейте в виду: так называемые «туристические» модели узковаты для переходов по целине и хороши только для прогулок. Так что же нужно на самом деле? Матерые туристы до сих пор пользуются антиквариатом типа советских «Тисса-Бескид», а также военными лыжами-«солдатиками», которые можно достать через прапорщика. Но мы с вами поговорим про то, что можно купить в магазине.

Одна человечья сила. Всю поклажу тащить на себе нереально. На помощь придут волокуши

Итак, для походов подходят лыжи класса ски-тур, горно-туристические и охотничьи. Лыжи для ски-тура прочные и долговечные, но предназначены в основном для гор. Внутри у них дерево, снаружи — стеклопластик, по бокам - стальные канты. Однако у них нет ни насечек, ни центрального желобка, а потому для применения в туризме они требуют некоторой доработки. Кроме того, крепления для ски-тура имеют горную специфику, и пользоваться ими на равнине затруднительно. В магазинах таких моделей немного, и стоят они недешево - от 7 до 13 тыс. руб. К примеру, можно найти Dynafit FT 10 и HAGAN Armee, причем последние действительно изначально конструировали для армии. Чтобы ски-туры не проскальзывали при отталкивании, на них крепят искусственный камус - синтетическую ленту на всю длину лыж. Увы, это не очень удобно.

Горно-туристические лыжи (их еще называют бэккантри) тоже изготавливают по технологии горнолыжной индустрии: внутри пластиковой оболочки находится деревянный клин. Они оснащены кантом, широкие — до 8 см, носы высоко подняты. Практически по всей длине скользящей поверхности идет насечка. Ее задача - предотвращать отдачу. Конечно, из-за нее ухудшается способность к скольжению, но зато она позволяет обходиться без мази и камуса. Лыжи класса бэккантри удобны, но подходят только для неглубокого снега - площадь у них сравнительно небольшая. Стоят они от 8 до 14 тыс. руб., а в качестве примера можно привести Madshus Glittertind MGV, Madshus Pellestova Multigrip E или Hagan X-Trace.

Охотничьи лыжи широки для любой целины. Изготавливают их из твердых пород древесины, иногда самостоятельно отделывают натуральным камусом (шкурой, набитой на лыжу по росту шерсти). Но есть и минусы: больший вес и меньшая по сравнению с другими вариантами прочность. Вдобавок долго идти на таких широких лыжах может только человек северный, так сказать, мамой на лыжах рожденный.

С КОРЫТОМ НА ПОВОДКЕ
Теперь перейдем к креплениям. Они в нашем случае должны быть полужесткими, позволяющими фиксировать утепленную обувь. Наиболее популярны отечественные тросиковые модели, они регулируются под любую обувь и размер. Стоят они в среднем 600-1200 руб.

Лыжи. Эта бэккантри-модель показала свою прочность и надежность в походе по Кольскому

Вспоминая детство. Тросиковые крепления универсальны и подходят под любой тип и размер обуви

Обувь, разумеется, подбирают в зависимости от креплений. Если вы все-таки купили ски-тур, ботинок для него будет оборудован усиленным рантом с ответными отверстиями для крепежа и негнущейся подошвой. Полужесткие же крепления оставляют простор для фантазии.

Лыжные палки лучше брать алюминиевые, углепластик на морозе лопается. Но главное, чтобы у палок был увеличенный снеговой упор.

multigrip. Такие насечки в сочетании со стальным кантом необходимы в дальнем путешествии

Зимний поход подразумевает большой объем вещей, так что в дополнение к рюкзаку туристы-лыжники обычно используют санки-волокуши. Дешевле всего пластиковые «корыта» по 600-1200 руб., но гораздо интереснее двусторонние волокуши, сшитые из ПВХ с жесткими вставками из пластика. Они легче, не раскалываются на морозе, а специальная молния герметично закрывает груз. При перевороте они продолжают скользить, неровности преодолевают лучше санок, к тому же служат в два раза дольше обычных волокуш. Стоят они 2-3 тыс. руб.

Про одежду и спальные мешки говорить не будем — к счастью, современная промышленность предлагает достаточное количество вариантов, а подбирать комплект все равно придется исходя из конкретных условий похода и личных предпочтений, а вот на палатках для зимних походов стоит заострить внимание. Они отличаются от обычных и материалами, и конструкцией. Компактный экстремальный вариант - горные модели. Они рассчитаны на эксплуатацию без печки, выдерживают сильный ветер - у них жесткий каркас и минимальная высота - и низкую температуру, оборудованы снеговой юбкой. Цены на них колеблются в диапазоне от 8 до 30 тыс. руб.

ВОПРОСЫ ПОЛА И ОГНЯ
Умудренные опытом путешественники отдают предпочтение печному отоплению и, как следствие, палаткам шатрового типа. Они, в свою очередь, бывают с полом и без него. В палатке без дна проще и безопаснее ставить печь. Кроме того, снег легко впитывает сконденсировавшуюся воду, так что без пола, как ни странно, суше и теплее. Есть и минус: коврики и вещи, попавшие на снег, крепко к нему примерзают. Одна из самых распространенных шатровых палаток - «Вьюга» питерской фирмы «Снаряжение». Стоит она в среднем 24 тыс. руб.

Коренные лыжники осведомлены, как подобрать комфортную одежду для катания и сопутствующий инвентарь. Для новичков выбрать удобные экспедиционные лыжи сложнее. Рассмотрим тонкости при выборе туристических лыж.

Туристические лыжи подбираются индивидуально и отвечают следующим требованиям:

  • надежность при падении;
  • маневренность на сложных участках;
  • « » не должны проскальзывать при экстренной остановке;
  • не должно быть налипание снежных масс на основания лыж;
  • длина спортивного инвентаря должна соответствовать росту лыжника.

Важно: Приобретая лыжи для походов в горы, следует обратить особое внимание на скоростные особенности товара. Об этом консультант по продаже должен оповестить покупателя.

Как подобрать туристическое снаряжение для похода?

К выбору лыж для походов в туристические горнолыжные местности нужно уделить особое внимание.

Критерии выбора:

  1. Комфортная длина лыжной базы подбирается по формуле: рост спортсмена плюс 20 см. При данной длине управление будет маневренным, поездка приятной.
  2. для спорта наоборот: рост лыжника минус 20 см. Высота палок должна приблизительно ровняться плечам. Учтите, что проходя по свежему снегу, палки будут проваливаться под снег гораздо сильнее, чем по проторенному пути.
  3. Подходящие качественные марки бегового зимнего снаряжения: Соломон, Атомик, Росиньол, Илан, Хэд, Фишер.

Виды популярных туристических лыж

На рынке товаров спортивного снаряжения большой выбор инвентаря. Но как выбрать между пластиковыми и деревянными основаниями продукта?

Материал: дерево

Традиционные снегоступы из дерева делаются методом склейки нескольких листов тонкой древесины. Иногда они изготавливаются из цельного дерева.

После изготовления «сырой» продукции их смолят, чтобы придать им прочность, и мажут смазкой для комфортного скольжения.

Особенности материала при эксплуатации:

  1. Невысокая стоимость продукта и большой выбор.
  2. Легко ухаживать и чинить. Если скользящее оборудование повредилось, то на ходу отремонтировать его простопри наличии соответствующих инструментов и материалов.
  3. Можно кататься на них без специальной обуви. Кожаные крепления аккуратно обнимут и зафиксирую любую обувь (валенки, сапоги, кроссовки с утеплителем и другие виды обувной продукции).
  4. Бискиды, деревянные лыжи с металлическим кантом по торцам, имеют высокую прочность на фоне традиционных.

Минусы деревянных лыж:

  1. Замаскированный материал под слоем красивой краски не дает полной информации о качестве продукта. Зачастую они ломаются как картонные, или у них рвутся крепления. На далекие расстояния, а особенно в горную экспедицию их лучше не брать.
  2. Деревянный материал рассчитан на малые нагрузки, для прогулок в лесу, без дополнительного тяжелого рюкзака, по наезженной колее.
  3. Торцы лыжной базы подвержены быстрому истиранию. Кормовая и передняя части расслаиваются, проезжая по мокрому снегу, насту. Требуется ежесезонный ремонт снаряжения, или покупка нового.
  4. Полное отсутствие маневренности. Большинство деревянных лыж обделены кантом, из-за чего снижается управляемость. Ремешковые крепления препятствуют полному контролю над оборудованием.
  5. На деревянную основу, особенно в плюсовую погоду, постоянно налипает мокрый снег: теплой зимой ходить в путешествие на таких лыжах сложно. Избавление от налипшего снега вручную отнимает силы и время путешественника.

Материал: пластик

Сторонников пластиковых снегоступах больше, чем предыдущего. выбирают молодые и прозорливые горнолыжники, рассмотрим почему.

Плюсы пластикового материала:

  1. Прочный и долговечный материал. Наличие боковых стальных кантов препятствует быстрому износу. Входящее в состав материала стеклянное волокно способствует прочности и стойкости к механическим повреждениям.
  2. Легкость лыжной конструкции помогает спортсмену развивать высокую скорость.
  3. Износостойкий пластик делает лыжи надежными друзьями на длительном пути с разными препятствиями (мелкие камни, ветки, наст).
  4. Благодаря металлическим креплениям и специальной обуви, создается высокая управляемость, позволяющая легко маневрировать среди горных вершин, или густых деревьев.
  5. Скользящая поверхность пластиковой лыжной базы защищена от прилипания снежных масс. Смазка на такую поверхность легко наносится и снимается.
  6. Большие скоростные рамки. В отличие от деревянных снегоступов, пластиковые элементы лучше скользят по снежной дороге, развивая высокую скорость с приложением минимальных усилий.

Минусы эксплуатации пластиковой продукции:

  1. Не поддаются ремонту. При высокой надежности материала возможны поломки. Это редкое явление.
  2. Высокая цена. Лыжи из пластика имеют высокую цену. Не каждый путешественник-любитель может позволить себе их. Пластиковые лыжи рекомендуется приобретать в конце зимнего сезона, летом, когда начинается распродажа старой коллекции.
  3. Данная конструкция требует дополнительных растрат на обувное снаряжение. К ним продаются специальные ботинки с соответствующим креплением.

В поход на пластиковых туристических лыжах

Лыжи для туризма предусматривают широкие лопасти основания, которые предназначены для зимнего долгого путешествия. Ширина лопастей составляет от 7 до 10 см.

Специальные на подошве инвентаря, уберегут лыжника от ската и проскальзывания по насту и утрамбованному снегу.

Важно: Рекомендуемое туристическое место для фрирайда — Итальянский город Турин. Горная Туринская местность выше, чем, например, в окрестностях Вероны.

Широкие туринговые лыжи для горного туризма подойдут мастерам лыжного спорта. Новичкам в горной местности очень опасно: возможен сход лавин, подснежные каменистые преграды, уступы.

Снаряжение для фри туринга имеет складную конструкцию и позволяет переносить лыжи в рюкзаке до места назначения.

Лыжные походы в горы Хибины

Популярное время для горного катания в Хибинах — весенний период. Накануне заканчивается полярная ночь.

Опасный и высокий перевал для схода прозорливых спортсменов — Северный Чорргор. Спуск с этого горного массива продолжается около 2 часов. Перевал представляет собой узкую расщелину в хребте.

Чем смазывать деревянные снегоступы?

Смазывать деревянную продукцию необходимо не менее 3 раз за зиму. Дерево очень привередливый материал, обработка специальными смазками защищает его от губительного воздействия снега и улучшает проходимость по трассе.

Можно натереть подошву парафином, затем пройтись по нему горячим шпателем для того, чтобы воск впитался в дерево. После остывания снять остатки парафина шпателем. Таким способом желательно обрабатывать накатанную поверхность перед каждым заездом.

Для обработки продаются специальные , помогающие скользить. Они соответствуют температурным особенностям погоды.

Путешествие на лыжах — прекрасный зимний отдых. Чтобы он был успешным, следуйте общим указаниям и правилам выбора экипировки, особенно для новичков. Спорт делает человека здоровым и счастливым, научитесь правильно организовывать комфортные условия для проведения туристических зимних походов.

Опытные лыжники знают: экипировку для многочасовых туристических зимних походов нужно подбирать более чем внимательно, ведь от того, насколько удобной она будет, зависит успех и комфорт всего путешествия. Но что делать тем, кто только собирается примкнуть к рядам отважных спортсменов и не знает обо всех нюансах правильного выбора туристических лыж? В помощь новичкам – наши полезные советы!

Требования к «походным» лыжам

Прежде всего, давайте разберемся, каким условиям должны соответствовать приглянувшиеся «снегоступы», а какими требованиями можно смело пренебречь.

Итак, качества, которым должны отвечать правильно подобранные туристические лыжи :

  • маневренность;
  • надежность;
  • отсутствие «отдачи» (проскальзывания);
  • отсутствие «подлипа» (налипания снега на «подошву» лыж);
  • соответствие размеру спортсмена.

Существует еще один важный нюанс, который нужно учесть при покупке лыж для турпоходов. Только в данном случае речь пойдет о несоответствии распространенному требованию, предъявляемому к большинству других видов лыж. Да, мы говорим о скорости, которую развивают наши маленькие железные друзья. И в случае с туристическими лыжами совершенно неважно, насколько они скоростные.

Как правильно подобрать туристические лыжи по размеру?

Да-да, лыжи – инвентарь особенный: в отличие от палаток, компасов и рюкзаков, они подбираются с учетом индивидуальных параметров туриста . Так по каким же «формулам» опытные спортсмены подбирают себе лыжи?

Вариант первый и наиболее распространенный . Считается, что длина лыж должна быть равна росту человека, а палки – доставать до его подмышек.

Вариант второй , и, если верить интернет-отзывам, более актуальный. Необходимо прибавить к росту спортсмена 10-15 сантиметров, и полученная сумма будет равна нужной длине лыж. Говорят, что такими лыжами удобнее управлять на подъемах и спусках, чем теми, которые подбираются в полном соответствии с ростом.

Что касается палок, тут тоже не обойтись без «прибавки» – в отличие от лыжных прогулок по проторенным трассам, туристические маршруты проходят по заснеженным дорогам, а значит, велика вероятность того, что палки частично «уйдут» под снег. Поэтому ориентируйтесь на то, чтобы лыжные палки доставали до вашего плеча – и не ошибетесь.

Виды популярных туристических лыж

В туристические походы можно ходить как на традиционных деревянных, так и на современных пластиковых лыжах. В этом разделе мы расскажем о характеристиках самых распространенных разновидностей, чтобы вы могли заранее определиться, какие из них предпочесть.

Материал: дерево

Туристические лыжи «Бексид» – один из самых достойных и востребованных вариантов. Надежные, хорошо управляемые, оптимальной ширины – около 75 мм – они отлично подойдут даже для новичка.

Лыжи «Лесные» вполне оправдывают свое название – они хороши исключительно для тех маршрутов, которые проходят по лесным тропам. Для пересеченной местности этот вариант не слишком подходит: лыжи плохо поддаются управлению на спусках и из-за своей ширины в 110 мм недостаточно удобны для подъема «ёлочкой».

Лыжи «Турист-Маяк» по характеристикам напоминают «Бексид», поскольку имеют «правильную» ширину 75 мм. Они выпускаются в трех вариантах – длиной 180 см, 190 см и 200 см. Чтобы правильно подобрать туристические лыжи этой модели по своему росту, не забудьте прибавить к нему 10-15 сантиметров.

Солдатские, они же армейские лыжи – вариант для «бывалых» спортсменов. Дело в том, что они очень длинные (220 см), а потому довольно неудобные.


Материал: пластик

Беговые лыжи нередко используются в качестве туристических, правда, только в том случае, если ожидается несложный поход, маршрут которого будет проходить по лесным уже накатанным лыжням. Проблема – в недостаточной ширине, которая составляет всего 60-65 мм.

Горными лыжами также можно заменить туристические, но с одним условием – нужно выбирать модель «классика» с шириной 70-75 мм, другие однозначно не подойдут.

Туристические лыжи «с чешуей» – отличный вариант для накатанной лыжни или наста. Но на рыхлом снегу от них мало толка, поэтому, если вы хотите подобрать универсальные туристические лыжи , присмотритесь к другим моделям. По ширине бывают двух видов: 70 и 100 мм, по длине – четырех: 170, 180, 190 и 200 см.

Манерные лыжи типа ски-тур удобны, оснащены камусом (специальной подкладкой для избежания проскальзывания на подъеме) и имеют оптимальную ширину – от 70 до 90 мм.

Итак, мы рассказали вам обо всех существующих вариантах экипировки для походов на лыжах. Но как подобрать туристические лыжи , которые подойдут именно вам? Ориентируйтесь на собственные умения, предпочтения, и, разумеется, планируемый бюджет покупки – и обязательно найдете оптимальное решение!

Возможно, Вам будет интересно

Ассортимент интернет-магазина «ТК Турин» (Москва) включает профессиональную спортивную и туристическую экипировку. У нас вы можете подобрать и купить туристические лыжи производства востребованных отечественных и зарубежных брендов: мы предлагаем привлекательные цены и гарантированное сертифицированное качество.

Все, что нужно для свежей лыжни

Туристические модели используются не для занятий спортом, а для коротких и долговременных прогулок по снегу. Они конструктивно и визуально отличаются от беговых и горных лыж: на их тыльную поверхность часто наносят специальные насечки, чтобы обезопасить лыжника от проскальзывания. Независимо от того, проходит ли выбранная для движения трасса по равнинной местности или идет через лес, правильно подобранные лыжи позволят пройти ее максимально комфортно. Туристские варианты современных лыж всегда отличаются повышенной жесткостью, благодаря использованию особой технологии производства – «сэндвич» или «наборной клин». Оптимальная ширина скользящей поверхности (от 70 мм) обеспечивает проходимость даже в условиях бездорожья, а дополнительное укрепление кантом из металла гарантирует минимальный износ.

В условиях современных производственных мануфактур, каждая модель туристических лыж специально разрабатывается на основе статданных о традиционных нагрузках туриста, который перемещается по снежному покрову, имея на плечах достаточно внушительный груз. Исходя из этого, в них закладывается высокий потенциал устойчивости. Как и любой другой персональный туристический инвентарь, пара лыж подбирается в индивидуальном порядке: от точности этого выбора напрямую зависит уровень комфорта при движении. Чтобы подобрать собственную пару, учитывается не только характер предстоящей нагрузки, но и вес самого лыжника.

Мы предлагаем большой выбор моделей лыж, которые подходят для разных типов нагрузки. Ваше путешествие будет стремительным, без отрыва от лыжни и вынужденных пит-стопов, благодаря качественной экипировке. Закупайтесь перед лыжным сезоном в «ТК Турин»!