Мьянма: Кто такие мусульмане-рохинья и почему их убивают? Нефть, Сорос и кровавый террор: что на самом деле стоит за гонениями на мусульман в Мьянме События в мьянме что случилось

За последнюю неделю мир узнал о том, что в Мьянме уже не одно десятилетие тянется религиозно-этнический конфликт между буддистами и мусульманами, араканцами и рохинджа. Жертвами очередного обострения ситуации за последние 10 дней стали более 400 человек, 123 тысячи человек были вынуждены бежать из Мьянмы. Каковы причины исторического противостояния? Что на самом деле происходит в Мьянме? Почему столкновения этнических групп так всколыхнули весь мусульманский мир и не только?

Мьянма — это вообще где?

Мьянма — государство, расположенное в Юго-Восточной Азии, в западной части полуострова Индокитай. Население Мьянмы — около 60 миллионов человек из 135 этнических групп, 90% из них — буддисты.

Страна разделена на 7 административных областей и 7 штатов (национальных областей). Один из этих штатов — Ракхайн, расположенный на западном побережье страны по соседству с Бангладеш. Его население составляет около 3 миллионов человек, из них большинство — представители народности араканцы, исповедующие буддизм (у штата также есть альтернативное название — Аракан). Меньшинство населения штата (около 1 млн человек) — это рохинджа, исповедующие ислам.

С чего все началось?

Рохинджа считают себя одним из коренных народов Мьянмы. Однако в Нейпьидо (столице Мьянмы) их считают либо сепаратистами, либо беженцами из Бангладеш. Отчасти так оно и есть — все благодаря колониальному прошлому Мьянмы.

Все началось еще в XIX веке, во времена британской колонизации региона: Лондон активно привлекал мусульман из Бенгалии (ныне — Бангладеш) в Бирму (название Мьянмы до 1989 года) в качестве рабочей силы. Когда началась Вторая мировая война, Бирму оккупировала Япония. Местные жители в обмен на признание независимости страны встали на сторону Японии, мусульмане-бенгальцы поддержали Великобританию. Количество жертв этого противостояния в 1942 году исчисляется десятками тысяч человек.

В 1948 году Бирма обрела независимость от Великобритании, но не покой. Рохинджа начали партизанскую войну за присоединение к соседнему Восточному Пакистану (ныне Бангладеш). Бирма ввела военное положение в регионе. В последующие десятилетия война между сепаратистами и бирманскими войсками то вспыхивала, то угасала, а рохинджа тем временем становились «самым угнетаемым народом на земле».

Почему «самым угнетаемым народом»?

Так рохинджа прозвали правозащитники и пресса. Из-за того, что их не считают гражданами Мьянмы, они лишены всех гражданских прав.


Рохинджа не могут занимать административные должности, им часто отказывают в оказании медицинской помощи, они не имеют права на высшее образование, да и начальное получают не все. В стране также введен запрет для рохинджа иметь более двух детей.

Представители этого народа не могут законно покинуть страну, даже на территории Мьянмы их перемещение ограничено, а десятки тысяч рохинджа содержатся в лагерях для перемещенных лиц — то бишь в резервациях.

А что случилось сейчас?

Очередной виток конфликта. Ситуация резко обострилась 25 августа этого года. Сотни сепаратистов из движения «Армии спасения рохинджа Аракана» (АСРА) совершили нападения на 30 опорных пунктов полиции, были убиты 15 полицейских и военных. После этого войска приступили к антитеррористической операции: всего за одну неделю военными были убиты 370 сепаратистов-рохинджа, также сообщалось о 17 случайно погибших местных жителях.


Сотрудник полиции Мьянмы осматривает сожженный дом в городе Маундо, Мьянма. 30 августа 2017 года. Фото: Reuters

Однако беженцы рохинджа рассказывают о тысячах убитых односельчан, уничтожении и поджогах их деревень, зверствах, пытках и групповых изнасилованиях, массово совершаемых солдатами и полицейскими либо местными добровольцами.

Одновременно в интернете и мировых СМИ стали появляться свидетельства живущих в Ракхайне буддистов, рассказывающих о точно таких же массовых преступлениях против человечности, совершаемых как боевиками-рохинджа, так и просто их соседями-мусульманами.

А как на самом деле?

В точности о происходящем на западе Мьянмы сейчас никто не знает — в штате объявлено военное положение. В Ракхайн не допускаются журналисты и сотрудники правозащитных организаций.

Кроме того, в Нейпьидо отказали ООН в поставке предметов первой необходимости, воды и медикаментов для пострадавших от столкновений рохинджа. Не принимают помощь власти Мьянмы и от других гуманитарных организаций.

И да — международных инспекторов в зону конфликта также не допускают.


Какова мировая реакция?

На прошлой неделе Великобритания потребовала рассмотреть положение народа рохинджа в Мьянме на специальном заседании Совета Безопасности ООН, однако это предложение отверг Китай. Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш призывает Нейпьидо к урегулированию конфликта на постоянной основе.

Многие мировые лидеры также осудили проявления насилия в Мьянме и призвали власти страны взять ситуацию под контроль.

С резкой критикой действий властей Мьянмы выступил президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган. 1 сентября он обвинил власти страны в геноциде рохинджи.

«Была бы моя воля, была бы возможность, я бы нанес туда ядерный удар. Просто уничтожил бы тех людей, которые убивают детей, женщин, стариков», — заявил 2 сентября глава Чечни Рамзан Кадыров. А 3 сентября в Грозном, столице Чечни, прошел митинг, на который, по словам местной полиции собралось около миллиона человек.


Также различные акции протеста прошли в Пакистане, Индонезии, Бангладеш и других странах.

Так, а что сейчас происходит с рохинджа?

Они массово покидают Ракхайн, как это уже было в 1989, 2012, 2015 годах, после каждого обострения религиозно-этнического конфликта.

Выбор, куда бежать, у рохинджа невелик. Штат граничит с Бангладеш, поэтому основные потоки беженцев устремляются в эту страну по суше — но там их никто не ждет. Бангладеш и так является одной из самых густонаселенных стран в мире, к тому же на территории страны в лагерях беженцев за последние годы уже скопились, по разным оценкам, от 300 до 400 тысяч представителей этого народа, из них 123 тысячи рохинджа — только за последние 10 дней.


Лодка, на борту которой находились бежавшие из Мьянмы рохинджа, перевернулась в реке Наф. Тела погибших обнаружили бангладешские пограничники. 31 августа 2017 года. Фото: Reuters

Рохинджа также бегут в Индию — по морю: но там их тоже не ждут. Власти Индии заявили о намерении выслать 40 тысяч рохинджа, несмотря на то что ООН признала часть из них беженцами, а международное право запрещает высылать беженцев в страну, где им может грозить опасность. Но в Нью-Дели парируют тем, что страна не подписала конвенцию о статусе беженцев и все нелегальные иммигранты будут депортированы.

Часть рохинджа принимают Таиланд, Индонезия и Малайзия. Но даже в мусульманской Малайзии власти отказались выдавать удостоверения беженцев всем без исключения рохинджа, объяснив свое решение тем, что это приведет к массовому притоку мусульман из Мьянмы, что для руководства Малайзии «недопустимо». При этом в Малайзии уже находятся не меньше 120 тысяч беженцев-рохинджа.

Единственная страна, которая официально предложила убежище всем без исключения рохинджа — это Гана. Но рохинджа надеются на то, что смогут жить в стране, которую считают своей родиной, а не в Западной Африке.

Смогут ли?

На этот вопрос, к сожалению, нет ответа.

Долгое время Мьянмой управляла военная хунта, которая все вопросы с рохинджа решала единственным методом — силовым.

В 2016 году в Мьянме впервые за полвека к власти пришли либерально-демократические силы, хотя 25% депутатов обеих палат парламента по-прежнему назначаются армейским руководством. Пост президента занял представитель партии «Национальная лига за демократию» Тхин Чжо, а лидер партии Аун Сан Су Чжи получила пост министра иностранных дел и государственного советника (должность, примерно соответствующая премьер-министру). Аун Сан Су Чжи — лауреат Нобелевской премии мира 1991 года. Она почти 15 лет находилась под домашним арестом, куда была заключена военной хунтой.


Западная пресса называла ее признанным борцом за демократические ценности и другом многих известных западных лидеров. Однако теперь западные СМИ указывают, что с приходом ее партии к власти в стране мало что изменилось.

На самом деле Аун Сан Су Чжи по Конституции не имеет влияния на военные силы страны, обладающие в Мьянме особым статусом.

Год назад она создала специальную комиссию по проблемам рохинджа, которую возглавил Кофи Аннан. В течение года комиссия постоянно посещала штат Ракхайн, обсуждала ситуацию с местными жителями — араканцами и рохинджа — и детально документировала все происходящее. По итогам собранного материала 24 августа 2017 года комиссия опубликовала 70-страничный доклад с рекомендациями, как правительству Мьянмы выйти из существующего положения. А 25 августа сепаратисты из АСРА напали на правительственные блокпосты и началась очередная эскалация конфликта.

По данным «Международной антикризисной группы», лидером АСРА является Ата Улла. Он представитель народности рохинджа, родился в Пакистане, но вырос в Саудовской Аравии. Там же он получил религиозное образование, до сих пор поддерживает тесные связи с этой страной и получает от нее финансовую помощь. Предполагается, что сепартисты из АСРА проходят подготовку в тренировочных лагерях в Пакистане, Афганистане и Бангладеш.

Мьянма: Сотни человек на прошлой неделе погибли в Мьянме (Бирма) в результате религиозного конфликта между правительственными силами и мусульманами-рохинджа.

Так как доступ прессы в страну ограничен сейчас трудно оценить последствия бойни, но по поступающим фотографиям из Мьянмы число жертв перевалило за 400 человек.

Мьянма: Геноцид мусульман

По информации агенства «Рейтер» конфликт разгорелся после нападения “боевиков-рохинджа” на несколько полицейских и армейских постов в штате Ракхайн. Армия Мьянмы утверждает, что с 25 августа произошло 90 боестолкновений, со стороны боевиков уничтожено почти 390 человек. Правильственные войска потеряли убитыми 15 человек.

Боевиков также обвиняют в убийстве 14 мирных жителей. После данного вооруженного конфликта беженцы рохинджа спешно эвакуируются в Бангладеш, куда уже сбежало почти 30 тысяч человек. Из них 40 человек в основном женщины и дети погибли при пересечении реки Наф на лодке.

Рохинджа - «самый гонимый народ в мире» этническая группа состоит из бенгальцев-мусульман, которые были переселены в штат Ракхайн в XIX – начале XX века британскими колониальными властями. Общая численность группы почти два миллиона человек.

Власти Мьянмы считают, что рохинджа – нелегальными мигрантами из Бангладеш. Между буддистами и мусульманами-рохинджа конфликт произошел очень давно, но с новой силой он разгорелся когда к власти в Мьянме в результате военного переворота 2011-2012 годах пришли гражданские.

Конфликт можно было бы решить с помощью ООН но Россия блокирует все резолюции по Мьянме. Президент Турции Тайип Эрдоган называет эти события “геноцидом мусульман”. Сторонники мусульман собрались в Москве на несанкционированный митинг и просили отправить их на “защиту братьев”.

Мьянма вновь оказалась в центре внимания мировой прессы: 1 июля толпа буддистов сожгла мечеть в деревне Хпакант, штат Качин. Нападавших вывел из себя тот факт, что мусульманское молитвенное сооружение построено слишком близко к буддистскому храму. За неделю до этого аналогичный инцидент случился в провинции Пегу (Баго). Там тоже была разрушена мечеть, а также избит местный житель — мусульманин.

  • Reuters

Такие происшествия — не редкость в современной Мьянме. Это государство Юго-Восточной Азии граничит с Китаем, Лаосом, Таиландом, Индией и Бангладеш. Из Бангладеш с населением 170 млн человек мусульмане незаконно переселяются в преимущественно буддистскую Мьянму с населением 55 млн человек. Те, кто именует себя рохинджа, проделали этот путь много лет назад. Они обосновались в штате Ракхайн (Аракан), исторической для мьянманцев земле, колыбели бирманской нации. Обосновались, но не ассимилировались.

Мигранты с корнями

«Традиционные мусульмане Мьянмы, такие как индусы-малабары, бенгальцы, мусульмане-китайцы, мусульмане-бирманцы, живут на всей территории Мьянмы, — поясняет в беседе с RT живущий в Мьянме востоковед Пётр Козьма, ведущий популярный блог о стране. — С этой традиционной мусульманской уммой у буддистов опыт сосуществования на протяжении многих десятилетий, поэтому, несмотря на эксцессы, дело редко доходило до масштабных конфликтов».

С бенгальцами рохинджа — совсем другая история. Официально считается, что несколько поколений назад они нелегально проникли на территорию Мьянмы. «После того как к власти пришла Национальная лига за демократию во главе с нобелевским лауреатом Аун Сан Су Чжи, официальная формулировка была скорректирована. Перестали говорить «бенгальцы», стали говорить «мусульмане, проживающие в араканской области», — рассказывает RT доцент МГИМО, специалист по Мьянме Ксения Ефремова. — Но проблема в том, что сами эти мусульмане считают себя народом Мьянмы и претендуют на гражданство, которое им не предоставляют».

  • Reuters

По словам Петра Козьмы, долгие годы правительство Мьянмы не знало, как поступить с рохинджа. Их не признавали гражданами, однако неверно утверждать, что делали это из-за религиозных или этнических предрассудков. «Среди рохинджа много тех, кто перебежал из Бангладеш, в том числе по причине проблем с законом, — рассказывает Пётр Козьма. — Вот и представьте себе анклавы, где правят бал сбежавшие из соседнего государства радикалы и преступники».

Эксперт отмечает, что у рохинджа традиционно высокая рождаемость — в каждой семье по 5-10 детей. Это привело к тому, что за одно поколение количество переселенцев возросло в несколько раз. «Вот однажды эту крышку и сорвало. И тут даже не важно, кто первый начал», — заключает востоковед.

Обострение конфликта

Процесс вышел из-под контроля в 2012 году. Тогда в июне и октябре в вооружённых столкновениях в Ракхайне между буддистами и мусульманами погибло более ста человек. По данным ООН, примерно 5300 домов и культовых сооружений были разрушены.

В штате было введено чрезвычайное положение, но опухоль конфликта уже распространилась по Мьянме. К весне 2013 года погромы переместились с западной части страны в центр. В конце марта беспорядки начались в городе Мейтхила. 23 июня 2016 года конфликт вспыхнул в провинции Пегу, 1 июля — в Хпаканте. Казалось, произошло то, чего больше всего опасалась традиционная умма Мьянмы: недовольство рохинджа экстраполировалось на мусульман в целом.

  • Reuters

Межкоммунальное противоречие

Мусульмане — одна из сторон конфликта, но некорректно рассматривать беспорядки в Мьянме как межрелигиозные, считает заведующий кафедрой регионоведения Московского государственного университета Дмитрий Мосяков: «Происходит значительное увеличение численности беженцев из Бангладеш, которые пересекают море и заселяются в исторической области Аракан. Появление этих людей никак не радует местное население. И тут не имеет значения, мусульмане они или представители иной религии». По словам Мосякова, Мьянма — это сложный конгломерат народностей, но всех их объединяет общая бирманская история и государственность. Рохинджа выпадают из этой системы общностей, и именно в этом зерно конфликта, в результате которого гибнут как мусульмане, так и буддисты.

Чёрное и белое

«А в это время в мировых СМИ звучит тема исключительно пострадавших мусульман и ничего не говорится о буддистах, — добавляет Пётр Козьма. — Такая односторонность в освещении конфликта родила у мьянманских буддистов чувство осаждённой крепости, а это прямой путь к радикализму».

  • Reuters

По словам блогера, освещение в ведущих мировых СМИ беспорядков в Мьянме трудно назвать объективным, очевидно, что публикации ориентированы на многочисленную исламскую аудиторию. «В штате Ракхайн мусульман было убито не намного больше, чем буддистов, а по числу разрушенных и сожжённых домов стороны примерно равны. То есть не было резни «мирных и беззащитных мусульман», был конфликт, в котором почти в равной степени отличились обе стороны. Но, к сожалению, у буддистов нет своей Al Jazeera и подобных ей рейтинговых телестанций общемирового уровня, чтобы сообщить об этом», — говорит Пётр Козьма.

Эксперты утверждают, что власти Мьянмы заинтересованы в сглаживании конфликта или хотя бы сохранении статус-кво. Они готовы идти на уступки — за последнее время достигнуты мирные договорённости с другими нацменьшинствами. Но в случае с рохинджа это не сработает. «Эти люди садятся в джонки и плывут вдоль Бенгальского залива на бирманские берега. Новая волна беженцев провоцирует новые погромы местного населения. Ситуацию можно сравнить с миграционным кризисом в Европе — что делать с потоком этих чужестранцев, толком никто не знает», — заключает заведующий кафедрой регионоведения Московского государственного университета Дмитрий Мосяков.

За три дня более 3000 мусульман зверски убиты буддистами в Мьянме. Люди убиваю себе подобных не жалея ни женщин ни детей.

Антимусульманские погромы в Мьянме снова повторились, в еще более ужасающих масштабах.

Свыше 3000 человек погибли в результате конфликта в Мьянме (старое название — Бирма) между правительственными силами и мусульманами-рохинджа, который разгорелся неделю назад. Об этом сообщает Reuters со ссылкой на армию Мьянмы. По информации местных властей, все началось с того, что «боевики-рохинджа» напали на несколько полицейских постов и армейские казармы в штате Ракхайн (старое название Аракан — прим.). В заявлении армии Мьянмы говорится, что с 25 августа произошло 90 боестолкновений, в ходе которых было уничтожено 370 боевиков. Потери среди правительственных сил составили 15 человек. Кроме того, боевиков обвиняют в убийстве 14 мирных жителей.

Из-за столкновений около 27 тысяч беженцев рохинджа пересекли границу с Бангладеш, спасаясь от преследования. При этом, как передает агентство Синьхуа, почти 40 человек, в том числе женщины и дети, погибли в реке Наф при попытке пересечь границу на лодке.

Рохинджа — этнические бенгальцы-мусульмане, переселенные в Аракан в XIX — начале XX века британскими колониальными властями. При общей численности около полутора миллионов человек в настоящее время они составляют большинство населения штата Ракхайн, однако очень немногие из них имеют гражданство Мьянмы. Официальные власти и буддийское население считают рохинджа нелегальными мигрантами из Бангладеш. У конфликта между ними и коренными «араканцами» — буддистами — давние корни, однако эскалация этого конфликта до вооруженных столкновений и гуманитарного кризиса началась только после перехода власти в Мьянме от военных к гражданским правительствам в 2011-2012 годах.

Между тем президент Турции Тайип Эрдоган назвал события в Мьянме «геноцидом мусульман». «Те, кто закрывает глаза на этот геноцид, совершаемый под маской демократии, являются его соучастниками. Мировые СМИ, не придающие этим людям в Аракане никакого значения, также являются соучастниками этого преступления. Численность мусульманского населения в Аракане, составляющая еще полвека назад четыре миллиона, в результате преследований и кровопролития сократилась на одну треть. Тот факт, что мировое сообщество хранит молчание в ответ на это, является отдельной драмой», — цитирует его агентство Anadolu.

«Также я провел телефонный разговор с генсеком ООН. С 19 сентября будут проводиться заседания Совбеза ООН по данному вопросу. Турция сделает все возможное, чтобы донести до мирового сообщества факты, касающиеся ситуации в Аракане. Вопрос будет обсуждаться и в ходе двусторонних переговоров. Турция будет говорить, даже если остальные решат молчать», — заявил Эрдоган.

Прокомментировал события в Мьянме и глава Чечни Рамзан Кадыров. «Читаю комментарии и заявления политиков по ситуации в Мьянме. Напрашивается вывод, что лицемерию и бесчеловечности тех, кто обязан защищать ЧЕЛОВЕКА, нет предела! Всему миру известно, что в течение ряда лет в этой стране происходят события, которые невозможно не только показывать, но и описать. Подобную жестокость человечество не видело со времен Второй мировой войны. Если это говорю я, человек, прошедший через две страшные войны, то можно судить о масштабах трагедии полутора миллионов мусульман-рохинья. Прежде всего, следует сказать о госпоже Аун Сан Су Чжи, фактически руководящей Мьянмой. Ее многие годы называли борцом за демократию. Шесть лет назад военных сменило гражданское правительство, Аун Сан Су Чжи, получившая Нобелевскую премию мира, заимела власть, а вслед за этим началась этническая и религиозная чистка. Фашистские душегубки ничто в сравнении с тем, что творится в Мьянме. Массовые убийства, изнасилования, сжигание живых людей на кострах, разведенных под железными листами, уничтожение всего, что принадлежит мусульманам. Осенью минувшего года разрушены и сожжены более одной тысячи домов, школ и мечетей рохинья. Власти Мьянмы стремятся уничтожить народ, а соседние страны не принимают беженцев, вводя смешные квоты. Весь мир видит, что происходит гуманитарная катастрофа, видит, что это открытое преступление против человечности, НО МОЛЧИТ! Генсек ООН Антониу Гуттериш вместо жесткого осуждения властей Мьянмы просит Бангладеш принять беженцев! Вместо борьбы с причиной, рассуждает о последствиях. А Верховный комиссар ООН по ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА Зейд Раад аль-Хуссейн призвал руководство Мьянмы «осудить резкую риторику и разжигание розни в соцсетях». Разве это не смешно? Буддистское правительство Мьянмы пытается объяснить массовые убийства и геноцид рохинья действиями тех, кто пытается оказать вооруженное сопротивление. Мы осуждаем насилие, с чьей бы стороны оно не происходило. Но возникает вопрос, какой иной выбор оставлен народу, который загнали в кромешный ад? Что же сегодня молчат политики десятков стран и правозащитные организации, которые в день дважды делают заявления, если в Чечне кто-то просто чихнет от простуды?» — написал чеченский лидер в своем Instagram.

Какую религию не исповедовал человек такие массовые зверства не должны происходить. Ни одна религия не стоит жизни человека. Поделитесь этой информацией, остановим массовое уничтожение людей.

Слова «геноцид», «религиозная война», «этнические чистки», подкрепленные фотографиями, не предназначенными для детских глаз – вещи устрашающие.

Но такой страх нередко мешает правильно понимать и оценивать происходящее, а следовательно, искать и находить пути прекращения конфликта и защиты его жертв.

Россия не признает официально геноцид в Мьянме мусульманского населения и не ограничивает контакты с этой страной и туристические поездки в нее.

Неужели же наше государство оправдывает убийства безоружных людей по религиозному признаку?

Конечно, нет. Но причины войны в Мьянме глубже и сложней, чем просто религиозная нетерпимость.

Корни зла

Жертвой геноцида в Мьянме позиционируются рохинджа – религиозно-этническая группа численностью около миллиона человек, проживающая в основном в провинции Ракхайн.

Но вот у разных сторон конфликта и даже у иностранных специалистов возникают разногласия в выделении определяющих факторов этой группы.

Сами рохинджа относят к себе только мусульман, проживающих в Ракхайне. Остальные мусульмане Мьянмы (их 5% населения страны) рохинджа не являются.

Буддисты Мьянмы заявляют, что ничего не имеют против мусульман как верующих, но рохинджа – не мусульмане и не этническая группа, а незаконные мигранты из Бангладеш и их потомки.

Среди них немало экстремистов и преступников. Этнически они в основном бенгальцы, а никакой не отдельный народ.

Собственного языка они не имеют (а говорят на бенгальском), и к образованию бирманского государства никакого отношения не имеют (в отличие от более чем сотни других народностей, в том числе и исповедующих ислам).

Признание рохинджа

Международное сообщество готово признать рохинджа отдельным народом, то есть не чисто религиозной или территориальной, но этнической общностью. Из этого определения рождается и понятие «геноцид».

Государство же Мьянмы, применяя силу против рохинджа, заявляет, что не занимается выяснением межнациональных отношений, а подавляет беспорядки и пресекает деятельность незаконных экстремистских организаций.

«Армия спасения Аркан рохинджа», бесспорно, является таковой. Кроме того, у рохинджа очень высокая рождаемость, увеличивается их община прямо-таки в геометрической прогрессии.

Мьянма же – бедное государство, и лишнего жилья, работы и социальных гарантий здесь нет.

Проблема усугубляется памятью о давней трагедии. Во время Второй мировой войны буддистское население Бирмы (Мьянмой страна стала только в 1989 году) поддерживало в основном Японию – в японцах видели освободителей от британского владычества.

Мусульмане же Ракхайна (а они и тогда были весьма многочисленны) поддержали колонизаторов и занимались массовыми «зачистками» буддийских поселений – якобы за «коллаборационизм».

Их тогда уже рассматривали как рохинджа, то есть заезжих, «не своих» мусульман. В независимой Бирме права гражданства получили и мусульмане из других штатов, и христиане – ограничений по вероисповеданию не было.

Но рохинджа Ракхайна остались негражданами – их рассматривали как нелегальных иммигрантов и их потомков, не имеющих права на равенство с исконно бирманским населением.

События военных действий

Война в Мьянме между буддистами и рохинджа началась в 2012 году , когда в одном из смешанных поселений жертвой изнасилования и убийства стала молодая женщина-буддистка.

В ее смерти (с некоторыми основаниями, но без однозначных доказательств) обвинили нескольких молодых мусульман. В ответ пошли такие же обвинения. И вспыхнул конфликт с человеческими жертвами.

Точных данных о масштабах ущерба нет, но, во всяком случае, пострадавших считали на десятки, а разрушенные дома – на сотни. Властям пришлось эвакуировать несколько тысяч человек. Были попытки перехода границы с Бангладеш в поисках убежища.

Но там сожалели о преследованиях собратьев по вере, но беженцев принимать особым желанием не горели.

Напротив, в Мьянму на лодках продолжали прибывать мигранты из этой страны, имеющей один из самых высоких показателей плотности и бедности населения в мире!

На первом этапе противостояние в Мьянме все же выражалось в местных проявлениях – угрозах, нападениях, драках, порче имущества.

«Армия спасения Аркан рохинджа» активно участвовала в беспорядках, а представители власти и буддистский общин не трудились отличать просто крепких молодых мусульман от боевиков.

В 2016 году начался новый виток конфликта – группа боевиков напала на несколько военных постов на границе. Теперь государство уже просто обязано было вмешаться.

После этого в западных и арабских СМИ стала появляться информация о массовом уничтожении рохинджа армией и полицией Мьянмы, а также представителями буддистских общин.

Сообщалось о гибели нескольких сот человек, о сожжении деревень с целью принуждения их жителей к бегству, о пребывании полумиллиона беженцев-рохинджа в Бангладеш, о закрытии на въезд и выезд некоторых районов страны.

Гражданская война или геноцид

Ни у кого не вызывает сомнений – война в Мьянме является большим злом и должна быть прекращена ради представителей всех заинтересованных групп. Но вот определение ее как геноцида рохинджа – под большим сомнением.

Среди погибших и пострадавших в ходе конфликта действительно много мусульман, в том числе детей и женщин. Но не меньше жертв и среди буддистов.

Армия подавляла очаги сопротивления с большой жестокостью, но боевики «Армии спасения» действовали не мягче, и среди полицейских и военных тоже есть жертвы.

Более того – конфликт вокруг рохинджа в 2016-2017 гг. в Мьянме был не единственным. Но остальные группировки уже давно пошли на переговоры с правительством страны; были заключены соответствующие договоренности, и напряженность пошла на спад.

Лидеры рохинджа на переговоры не согласны, хотя конфликт в Ракхайне уже привел к росту негативизма по отношению к мусульманам по всей стране, чего раньше не было.

Известно также, что правительство Ганы предложило помочь рохинджа (хоть всем до единого) переселиться в их страну. Дать им место для поселения и предоставить все гражданские права.

Рохинджа отказались. Их радикальная идеология требует отрыва Ракхайна от Мьянмы и создания собственного государства.

Не пошло на пользу делу и разоблачение некоторых мусульманских издательств в подтасовке видео- и фотоматериалов с целью подтвердить факт «геноцида».

За фиксацию убийств в Ракхайне выдавались кадры из Таиланда, Китая, Непала и даже Конго, Нигерии и Руанды (непонятно, кем при этом считались читатели и зрители, которым выдавали за бирманцев нигерийцев и конголезцев!).

Многие журналисты и общественные деятели стали обращать внимание на то, что другие районы Мьянмы почему-то не демонстрируют такой степени обозленности против мусульман – там если встречается неприязнь, то на бытовом уровне.

Стали обращать внимание и на то, что агрессивность вообще редко присуща буддистам, отличающимся большой веротерпимостью и по всему миру спокойно уживающимся с соседями других исповеданий.

Итог

Так что же, война в Мьянме – выдумка? Геноцида нет? А что есть?

Война не выдумана – люди в Мьянме погибают. Но стоит ли называть это геноцидом – вопрос. Страдают и мусульмане, и буддисты.

Гибнут также представители армии и сил охраны порядка. Люди остаются без крова и теряют последнее имущество.

Но все же есть веские основания сомневаться в том, что мусульман в Мьянме сжигают живыми на улицах или убивают целыми селами.

Похоже, старый этнический и религиозный конфликт оказался выгоден представителям радикального ислама, которые готовят боевиков для рохинджа и продвигают идею «государства Аркан».

Вряд ли таких деятелей интересует, сколько мусульманских или буддистских детей и женщин погибнет ради этой призрачной «великой цели».

Правительство страны применило очень жесткие меры для подавления волнений. Но оно готово и вести переговоры с рохинджа, ожидая, однако, уступок и с их стороны.

Можно понять руководство Мьянмы, не желающее стимулировать предоставлением гражданства бурный приток мигрантов из Бангладеш – страна с имеющимися-то материальными проблемами справляется с трудом.

Жестокость проявили и остальные стороны – мусульманская и буддистская общины.

Войну надо заканчивать. Но закончится она только при условии правильного понимания ее природы и обнаружения тех, кто заинтересован в эскалации конфликта.

Людей в Мьянме убивают, и они не оживут от того, что погубивший их конфликт назовут геноцидом.

На такой случай есть неофициальная русская поговорка: «дело ясное, что дело темное».

В сути мьянманского конфликта еще многое непонятно. Поэтому российское руководство и не спешит осуждать коллег из Мьянмы, предпочитая не придумывать ярлыки, а способствовать реальному разрешению проблемы.