Афон – монастырь филофей. Святая гора Афон, монастырь Филофей История и современность

Филофей Афон

Игумен: архим. Ефрем.

Тел. (30-377) 23256.

Факс (30-377) 23674.

Монастырь Филофей (греч. Μονή Φιλοθέου) — один из афонских монастырей, занимающий в святогорской иерархии 12-е место. Находится на северо-восточной стороне Богородицы; основан в X веке.

Святой монастырь Филофей стоит среди каштановых деревьев на плато северо-восточной стороны полуострова, около развалин древнего храма Асклипия . Был основан прп. Филофеем, современником св. Афанасия Афон ского , в конце X века.

Среди византийских императоров, делавших пожертвования монастырю, Никифор Вотанит в XI в., Андроник II и Андроник III, Иоанн V - как наиболее выдающиеся в конце XIII - начале XIV в. Сербский государь Стефан Душан (1346 г.) обеспечивал монастырь работниками.

В течение первых лет турецкого ига, в начале XVI в., игумен Дионисий, известный как прп. Ди

онисий Олимпийский, изменил статус монастыря со своекоштного на общежитийный. Однако реакция части монахов (болгарского происхождения) на это была такова, что они покинули монастырь. В середине XVII в. российский государь Алексей Михайлович дал разрешение филофейс-ким монахам каждые семь лет собирать милостыню на территории Росси и. Молдо-валахский господарь Григорий Гика был также одним из наиболее известных благотворителей монастыря.

Дионисий Олимпийский

Филофей к пещере прп Дионисия:



Пещера прп. Дионисия - 234

На Филофей - 113


Разрушительный пожар 1871 г. оставил невредимым новый собор, построенный в 1746 г. на основании старой церкви, но вызвал столь большие экономические проблемы, что в 1900 г. Священный Кинот взял монастырь под свою опеку.

Что касается других монастырских построек, нужно отметить водосвятную чашу прекрасного белого мрамора и реставрированную трапезную XVI столетия. Филофей имеет 6 храмов на своей территории и 3 - вне ее. Из имеющихся у него 12-ти келлий половина ныне необитаема.

Русский паломник-пешеходец Василий (Григорович-Барский) посетил Филофей в 1744 году. Странник так описал увиденное:

Особо почитаемые иконы

Икона Богородицы Гликофилуса (Сладкое Лобзани е)

Икона находится в левом киоте соборного храма. Предание приписывает написание этой иконы апостолу Луке. Икона написана с двух сторон. На передней стороне изображена Богородица, целующая Богомладенца Иисуса с радостью и нежностью, а на обратной стороне изображено Распятие. Согласно преданию в эпоху иконоборчества (726-842 гг) чтобы избежать поругания, икона была брошена в море благочестивой Викторией, женой патриция Симеона. Икона приплыла к причалу монастыря, откуда ее взяли монахи. На месте обретения иконы появился источник. В память этого чуда каждый год в Понедельник Светлой Седмицы совершается крестный ход и водосвятный молебен

Предание:

Именуется так потому, что Богоматерь изображена на ней лобзающей младенца Христа, принадлежит, по преданию, к одной из 70 икон, писанных евангелистом Лукой. Находится в Филофеевском монастыре на Афоне.

Икона прославилась во времена иконоборства. Она принадлежала благочестивой женщине Виктории, жене некоего Симеона Патрикия. Виктория, с опасностью для жизни, чтила и хранила ее у себя в комнате. Муж потребовал, чтобы она сожгла икону, но Виктория предпочла лучше пустить ее в море — и пустила. Икона явилась на берегу пред Филофеевским монастырем. Игумен и братия внесли ее в соборный храм.

С тех пор и доныне в понедельник Пасхи совершается из монастыря крестный ход на место явления иконы - обходятся все кельи монастыря, очень рекомендуем посетить - www.сайт . Чудеса и поныне совершаются от сей иконы.

Икона Богоматери Герондисса (Старица).

Икона находится в левом пределе храма. Согласно легенде, икона чудесным образом перенеслась из города Нигрита.

Среди святынь , хранимых в монастырской ризнице, - десница Иоанна Златоуста, частица Животворящего Креста Господня , мощи святых: нога, начиная от колена, св. великомуч. Марины; левая нога св. великомуч. Пантелеимона;часть руки и лба препод. Луки Елладского; части:св. муч. Исидора, св. священномуч. Харалампия; кровь св. великомуч. Димтрия и часть св. муч. Параскевы.

Облачения и священные сосуды.

Библиотека содержит 250 рукописей, два литургических свитка и около 2500 книг (500 из которых - на русском и на румынском). Монастырь освящен в честь Благовещения Пресвятой Богородицы и с 1574 г. занимает 12-е место среди афонских монастырей. Начиная с 1973 г. -
В настоящее время обитель насчитывает приблизительно 60 монахов.

(Рисунок Григоровича-Барского)

Параклисы, или отдельные храмы, здесь следующие:

1) св. Иоанна Златоустого;

2) св. Николая Чудотворца;

3) трёх Иерархов;

4) св. Предтечи;

5) св. Архангелов;

6) св. Марины;

7) Всех Святых.

Вне монастыря 17 церквей.

Предание

www.сайт ... Попечение иконы Божией Матери Гликофилусы об обители

Во время запасы пшеницы в монастыре преподобного Филофея были на исходе, и отцы решили прекратить принимать посетителей. Один благочестивый старец отец Савва, узнав об этом, опечалился и начал упрашивать совет старцев обители не делать этого, потому что этим они опечалят Христа и монастырь лишится благословения. Он привел множество примеров из Священного Писания, в том числе историю вдовицы из Сарепты Сидонской и пророка Илии (см. 3Цар.17), и его, наконец, послушались. Однако по прошествии какого-то времени старца стали донимать укорами, говоря:

- Мука закончилась. Что теперь будет? Старец им отвечал:

- Отцы мои, то немногое, что еще осталось, доедим вместе с народом, а Божия Матерь нас не оставит.

В кладовых монастыря оставалось лишь двадцать пять окад пшеницы и больше ничего, и монахи начали довольно язвительно выговаривать отцу Савве:

- Отец Савва, пшеница закончилась, что теперь будет?

Но благочестивый и исполненный веры старец на это отвечал:

- Не теряйте надежды на Гликофилусу . Замесите оставшиеся двадцать пять окад, испеките из них хлеб и раздайте его братии и мирянам, а Бог, как Благий Отец, позаботится о всех нас.

Когда у них закончился последний хлеб, то не успели они даже проголодаться, как к пристани монастыря причалил корабль, шедший из Кавалы, и капитан предложил обменять пшеницу, которую он вез, на дрова. Монахи, видя очевидный Промысл Божией Матери, Которая, как Добрая Мать, позаботилась о Своих детях, прославили Бога. Конечно, больше всех славил Бога и благодарил Божию Матерь отец Савва, всегда воссылавший Ей благодарения самой своей святой жизнью.

После этого он напоминал отцам: "Разве я не говорил вам, что Божия Матерь нас не оставит?"

Каракалл - Филофей - Ивирон


Каракалл - 227

Филофей - 229

Зеленым тропа Каракалл - Филофей

Красным - Ивирон - Филофей

Желтым - поворот на Русскую Келью с добрыми насельниками...

Осн. в 990 г., престольный праздник 25 марта/7 апреля, в день Благовещения, и 24 августа/6 сентября в день преп. Козьмы Этолийского. Игумен: архим. Ефрем. Тел. (30-377) 23256. Факс (30-377) 23674.

В получасе ходьбы от Каракалова монастыря находится Филофеев монастырь. Он стоит на обильном растительностью плато, где, согласно традиции, в древности существовал Асклепийон. До Кареи можно дойти за два с половиной часа. Праздником монастыря является Благовещение Богородицы (25 марта).

В официальных документах монастырь появляется впервые в 1015 году в меморандуме прота Никифора, где среди прочего встречается имя «Георгий, монах и настоятель Филофея». Сохранился также другой, почти современный предыдущему (1021) документ, где Филофеев монастырь носит название «монастырь Птеры». причем речь идет о попытке установления границ между тремя соседними монастырями – Кравату (Лавры), Магульr и Птеры, т.е. Филофеева. Несколько позднее, во Втором Уставе Святой Горы, на двенадцатом месте стоит подпись Луки «настоятеля монастыре Богородицы или Филофея».

Из этих и других данных явствует, что монастырь был основан в последней четверти Х века, и эта датировка согласуется с другой традицией, в соответствии с которой основателем его был современник Афанасия Афонского Преподобный Филофей. Кроме того, в пользу этого взгляда свидетельствует послание – т.н. энклитика, которую написал для Павла Ксиропотамского вышеупомянутый настоятель Филофеева монастыря Георгий (1016).

Некоторое время Филофеев монастырь пребывал в безвестности, несмотря на все пожертвования, сделанные императором Никифором Вотаниатом (1078-1081), благодаря которым и был построен монастырь, только тогда и получивший вид настоящего монастыря. В конце XIII и XIV веках императоры из династии Палеологов и особенно Андроник II, Андроник III и Иоанн V проявили о монастыре большую заботу. Появление в ту же эпоху хрисовула Стефана Душана (1346), который старался вновь заселить монастырь, имело своим следствием то, что сюда прибыли многие сербские, а затем и болгарские монахи. Примером, характеризующим создавшееся положение, является акт прота от 1483 года, который настоятель Филофеева монастыря подписывает не по-гречески, а по-славянски.

Во Втором Уставе Святой Горы (1046) монастырь занимает давятнадцатое, а в Третьем Уставе (1394) – тринадцатое место среди афонских монастырей.

В начале XVI века настоятель Дионисий совершил много деяний на благо монастыря, преобразовав его из идиоритмического в общежительный. Однако по причине враждебного отношения славянофильски настроенных монахов Филофеева монастыря, которые ушли отсюда значительно позднее, он был вынужден покинуть Афон и отправился на Олимп, где основал свой монастырь, который сохранился до сих пор и известен под названием «монастырь Святого Дионисия на Олимпе».

Почти в середине следующего, XVII века (1641) царь Михаил позволил монахам Филофеевого монастыря раз в семь или восемь лет странствовать по России. собирая добровольные пожертвования. Однако этого оказалось недостаточным для существенного улучшения положения, которое изменилось только в XVIII веке благодаря интересу, проявленному со стороны греческих правителей придунайских княжеств. Так, валашский воевода Григорий Гикас в 1734 году определил в специальном хрисовуле ежегодную денежную помощь в 6600 аспр при условии, что раз в год в его княжество будут присылать для освящения правую руку Златоуста. Подобное решение принял позднее и Константин Маврокордатос. Эта помощь, хотя и продолжавшаяся всего несколько лет, оказалась достаточной для того, чтобы монастырь смог подняться, отстроив целый ряд своих сооружений.

В эту эпоху среди монахов монастыря выделяется такая выдающаяся личность, сыгравшая значительную роль в истории церкви и всего греческого народа, как Косьма Этолийский, известный своей борьбой против исламизации Греции в суровые годы турецкого порабощения.

В 1871 году монастырь сгорел почти полностью, за исключением собора, трапезной и библиотеки. Однако благочестие монахов позволило сохранить жизнь в монастыре, чему способствовали и разного рода пожертвования, на которые он был постепенно восстановлен и приобрел свой нынешний вид. В эти годы прибыть сюда получило возможность большое число русских монахов, которые желали захватить монастырь, чего однако не произошло, благодаря твердой позиции греческих монахов.

Здания монастыря расположены внутри прямоугольной ограды и, как и в других афонских монастырях, относятся главным образом к трем периодам началу XVI, середине XVIII и концу XIX века. При этом в Филофеевом монастыре в настоящее время непрерывно проводятся те или иные работы, в частности реконструируется его северная сторона.

Собор монастыря

Монастырский собор , согласно надписи в стене у окна правого хора для певчих, был построен в 1746 году поверх остатков другого монастыря, который к тому времени был разрушен. Фресковая живопись создавалась постоянно в течение многих лет и была завершена в 1752 году в главном храме, а в 1765 году в литийном притворе и наружном нартексе. Кроме того, в 1848 году была завершена мраморная облицовка, а в 1853 году – раскраска и полировка иконостаса. Башня звонницы является постройкой 1764 года.

Встроенная в западное крыло монастыря, строго напротив главного входа в собор трапезная была расширена в XVI веке. В ней сохранились, хотя и в поврежденном состоянии, ценные фрески XVI века, возможно, критской школы. Между собором и трапезной находится фиал водосвятия, сооруженный целиком из прекрасного белого мрамора.

Кроме центрального храма, Филофеев монастырь располагает еще 6 часовнями на территории внутри крепостных стен. Это две расписанные фресками часовни по обе стороны от литийного притвора – Архангельская (1752) и Иоанна Предтечи (1776), где находится замечательный резной деревянный иконостас (1786), часовня Святой Марины в башне звонницы, часовня Святых Пяти Мучеников на восточной стороне и Святого Иоанна Златоуста и Святого Николая на западной. За пределами монастыря находятся еще три его часовни – Всех Святых на кладбище, Трех Иерархов или Святого Трифона в саду и Панагуды или Рождества Богородицы. Кроме того, вокруг монастыря расположены его 12 келий, половина из которых необитаема, а одна келья, Святого Косьмы Этолийского, находится в Карее и является представительством монастыря.

В монастырской ризнице хранятся часть Животворящего Древа, дар императора Никифора III Вотаниата, правая рука Златоуста, дар Андроник II, реликвии других святых, кресты, много риз и церковной утвари. Однако самой знаменитой из регалий Филофеева монастыря, составляющей предмет его гордости, несомненно является чудотворная икона Богородицы Сладостного Лобзания, которая находится в левом проскинитарии собора. Предание гласит, что икона эта очень старая и была принесена на Афон волнами, в которые ее бросила в Константинополе Виктория, супруга патрикия Симеона, чтобы сохранить от ярости иконоборцев. Эта икона считается одной из наиболее почитаемых на Афоне и покрыта более поздним и весьма массивным окладом. Кроме иконы Сладостного Лобзания, в монастыре есть другая значительная икона Богородицы Геронтиссы (Старицы), о которой говорят, что она прибыла чудесным образом из Нигриты.

Монастырская библиотека , кроме многих печатных книг, содержит также 250 рукописей, 54 из которых написаны на пергаменте, а также 2 литургических, опять-таки пергаментных свитка. Из иллюстрированных рукописей следует упомянуть Четверное Евангелие (№ 33), одно из самых старинных на Афоне, с изображением Евангелиста Марка.

После длительного периода идиоритмической жизни 1 октября 1973 года по решению Священного Кинота патриарха Димитрия Филофеев монастырь стал общежительным. С 1574 года он занимает двенадцатое место среди 20 афонских монастырей и насчитывает в общей сложности более 90 монахов.

�ед�]��X�JX�J�ека на месте более раннего собора Богородицы и реконструирован в 1627-1628 годах. Нартекс его построен после 1630 года. Собор находится к востоку от очень узкого монастырского двора и располагает очень ценными фресками критской школы, автором которых являются знаменитый живописец Феофан Критский и его сын Симеон (1546). На этих фресках можно видеть также портрет патриарха Иеремии I, который изображен как ктитор с подобием храма в руках. замечательный резной деревянный иконостас храма был создан, согласно содержащейся на нем надписи, в 1743 году, когда настоятелем монастыря был Григорий с Хиоса.

Кроме собора, монастырь располагает несколькими часовнями на своей территории и за ее пределами в экзартимах. Монастырю принадлежат также 33 каливы в селении Капсала и 4 кельи в Карее.

Трапезная встроена в верхний этаж южной стороны и содержит замечательные фрески (по всей вероятности, критской школы).

Из монастырских регалий следует упомянуть очень интересную мозаичную икону Святого Николая Устричного (устрица впилась в лоб святому, когда он был найден рыбаками в море), которая хранится в соборе, интересный Додекаорт на иконостасе (1546), фрагменты святых реликвий, старинные священные ризы, церковную утварь и др.

Библиотека располагается в помещении нижнего этажа собора и содержит 171 рукопись, 58 из которых, а также 3 литургических свитка написаны на пергаменте. Из рукописей выделяются некоторые иллюстрированные (напр., №№ 43, 50, 56 и др.) с богатым декором. Кроме того, здесь есть значительное число печатных книг.

Ставроникитский монастырь – первый монастырь, изменивший образ жизни в последние годы, став из идиоритмическоro общежительным, чему последовали и другие монастыри. Монастырь насчитывает около 50 монахов, которые проживают на его территории и за ее пределами, и занимает пятнадцатое место в иерархии 20 афонских монастырей.

Предание.

Икона Божией Матери «Гликофилусса». Фрагмент

По преданию, чудотворной иконе Божий Матери «Гликофилусса» (Сладкое лобзание) грозила опас ность быть уничтоженной в период гонения на иконопочитателей (726-842 гг). Жена римского патриция Симеона, благочестивая Виктория, стремясь спасти святой образ от поругания, вверила его Божиему промыслу и отпустила плыть по водам. Икона приплыла к причалу монастыря Филофей и была взята монахами в храм. На месте обретения иконы возник источник. Он существует и по сей день.

25 марта (7 апреля) - Благовещение Пресвятой Богородицы - престольный праздник.

Монастырь Филофей расположен в двух с половиной часах ходьбы от Кареи и в получасе от монастыря Каракал. Он стоит на возвышенности в северовосточной части полуострова в окружении садов и огородов.
Обитель была основана в конце X века преподобным Филофеем, современником св. Афанасия Афонского. Но ещё в 323 - 327 годах на этом месте находилась епископская резиденция, построенная Константином Великим. Впервые о монастыре упоминается в меморандуме Прота Никифора в 1015 году.

Среди византийских императоров, делавших пожертвования монастырю известны: Никифор Вотанит, Андроник II и Андроник III, Иоанн V. Сербский государь Стефан Душан также оказывал монастырю всяческую помощь.

В течение первых лет турецкого ига, в начале XVI века, игумен Дионисий расширил монастырь, изменил его статус с особножительного на общежительный и ввёл в качестве богослужебного языка греческий вместо церковнославянского. Это вызвало недовольство братии и ему пришлось покинуть Святую Гору. Он поселился на горе Олимп, где основал монастырь, до сегодняшнего дня называемый его именем. Впоследствии он был причислен к лику святых и теперь известен нам как преподобный Дионисий Олимпийский.

В середине XVII века российский государь Алексей Михайлович дал разрешение филофейским монахам каждые семь лет собирать милостыню на территории России. Молдо-валахский господарь Григорий Гика был также одним из наиболее известных благотворителей монастыря.

Одним из наиболее известных и почитаемых греками святых - инок монастыря Филофей - Косма Этолийский, живший в восемнадцатом веке. Он много путешествовал по оккупированной турками Греции в один из тяжелейших периодов её истории, призывая народ не поддаваться влиянию турецкой культуры и стараться сохранить Православие путём строительства храмов и школ. Известны множества его предсказаний о судьбах Греции и мира. Он принял мученическую смерть в 1779 году от рук турок.

Разрушительный пожар 1871 года оставил невредимым новый собор, построенный в 1746 году на основании старой церкви. К монастырю относятся 9 небольших храмов и часовен и 13 келлий, одна их них находится в Карее и посвящена святому Косме Этолийскому.

Среди святынь, хранимых в монастырской ризнице: десница Иоанна Златоуста, частица Животворящего Креста Господня, мощи святого великомученика Пантелеимона, Дмитрия Солунского, священномученика Харалампия , святой Параскевы и мученика Исидора Хиосского. Здесь также хранятся чудотворные иконы: «Гликофилуса» - Сладкое Лобзание, на которой изображена Богородица, целующая Божественного Младенца. По преданию, эта икона как и «Портаитиса» приплыла на Афон по морю. И ещё одна чудотворная икона принадлежит монастырю - «Герондиса» - «Старица». В настоящее время обитель насчитывает приблизительно 60 монахов.

Слава Богу, я бывал на святой горе уже трижды, и мне очень полюбился монастырь Филофей. Я решил выложить некоторые фотографии, которые были сделаны мною и моими друзьями во время поездки летом 2007 года. Тем, у кого позволяет интернет, рекомендую смотреть картинки в полный размер. Мне кажется, оно того стоит. На превьюшках вообще ничего толком не видно.

1. Напротив входа в монастырь Филофей стоит эта огромная липа. Под ней расположено несколько скамеечек, и до чего же хорошо на них сидеть, спасаясь от дневного зноя! Да и в вечернюю прохладу тоже очень хорошо. Вечером сюда выходит вместе с паломниками монастырский духовник отец Лука, и беседует с ними, отвечает на вопросы.



2. Если сесть на скамеечку под этой липой, то взгляду откроется вот такой вид. Очень располагает к созерцательному настрою. Слева видна церковка ближайшей келии, а справа, вдалеке, монастырь Ставроникита.




3. Если же отойти от липы чуть вправо, то мы найдём источник, где можно попить воды. Такие есть у входа в каждый афонский монастырь и скит, да и по дороге иногда встречаются. Очень актуально для тех, кто ходит пешком, да ещё и летним днём, под палящим солнцем. Красными кирпичами по обе стороны источника выложены древнехристианские символы – «хрисма» (соединённые вместе первые две буквы слова Христос) и буквы альфа и омега, указывающие на Его слова: Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель (Откр 1:8). Справа склонилась оливка, за ней виднеется монастырский огород, в 2004-м я там собирал фасоль.




4. Если же повернуться к этой оливке спиной и пройти несколько шагов, то мы как раз войдём в монастырские ворота:




5. А войдя, увидим такую картину. Справа братский корпус. На первом этаже библиотека, там же есть небольшой монастырский музей, где представлены средневековые манускрипты, переписанные насельниками Филофейской обители, и прочие древности.




6. Можно посмотреть налево, тут у стен главного храма обители (кафоликона) радует глаз вот такой цветочек:



7. Если же нам вдруг вздумается посмотреть назад, нашему взгляду предстанет следующий вид. Кстати, справа от ворот находится магазинчик, где продаются иконки, аудиокассеты и книжки, а также принимаются записки. Там трудится отец Георгий, - старый монах с большой белой бородой. Всё время дарит посетителям что-нибудь, а также обильно угощает конфетами. Работает лавочка только пару часов в день, уже после ужина, когда есть свободное время.




8. А пройдя чуть дальше, можно разглядеть кафоликон обители во всей его красе. Обратите внимание на лестицу справа, увитую зеленью.



Расположен в 12,5 км от Кареи в северо-восточной части Святой Горы.
Основан в Х веке.
Престольный праздник - Благовещение Пресвятой Богородицы.
Настоятель - архимандрит Ефрем.
Занимает двенадцатое место в святогорской иерархии.
Братство составляет 60 человек.

Монастырь Филофей находится на плоской зеленой возвышенности северо-восточной части Святой Горы на высоте 533 метра над уровнем моря. По общему мнению, окрестности монастыря, окруженные густым лесом, относятся к числу живописнейших мест на Святой Горе. В округе большое количество источников прекрасной питьевой воды. Владения монастыря на Святой Горе и в других местах не обширны.

История основания монастыря

Филофей - один из древнейших афонских монастырей. Он был основан в Х веке современником Афанасия Афонского прп. Филофеем. Обитель была построена в ХI веке благодаря пожертвованиям византийского императора Никифора III Вотаниата (1078–1081 гг.). В конце XIII и в XIV веков внимание Филофею оказывали императоры из династии Палеологов Андроник II (1282–1328 гг.), Андроник III (1328–1341 гг.) и Иоанн V (1341–1376, 1379–1391 гг.). Благодаря грамоте сербского короля Стефана Уроша IV Душана (1346–1355 гг.) от 1346 года, братия монастыря пополнилась большим числом сербских и болгарских монахов.

Очевидно, следствием этого стало подписание в 1483 году настоятелем Филофеева монастыря акта Прота по-славянски, а не по-гречески. В начале XVI века при настоятеле Дионисии монастырь был преобразован из идиоритмического в общежительный.

В 1641 году первый русский царь из династии Романовых Михаил Федорович (1613–1645 гг.) позволил монахам монастыря Филофей раз в семь-восемь лет странствовать по России, собирая добровольные пожертвования.
Финансовое положение монастыря существенно улучшилось лишь в XVIII веке благодаря помощи со стороны таких фанариотов (греческих правителей придунайских княжеств) как валашский воевода Григорий Гикас и молдавский господарь Константин Маврокордато. Эта помощь, хотя и продолжавшаяся всего несколько лет, оказалась достаточной для того, чтобы монастырь смог отстроить целый ряд своих сооружений.

В эпоху борьбы против турецкого порабощения и попыток исламизации Греции среди братии монастыря выделяется монах Косьма Этолийский (1714–1779 гг.), сыгравший огромную роль в истории Православной Церкви, греческого просвещения и всего греческого народа в XVIII веке.

Во время пожара 1871 года монастырь почти полностью сгорел, за исключением собора, трапезной и библиотеки. Однако Божья Помощь, выраженная в преданности и трудолюбии насельников Филофея, позволила возродить жизнь монастыря. Бесспорна поддержка и разного рода пожертвований, на которые обитель была постепенно восстановлена и приобрела свой нынешний вид.

Устройство монастыря

Монастырь построен в виде правильного четырехугольника, с монашескими кельями в верхней части стен, надстроенными в два и три этажа. Здания монастыря относятся главным образом к трем периодам - началу XVI, середине XVIII и концу XIX века. При этом в настоящее время в монастыре Филофей, как и во всех других Афонских обителях, непрерывно проводятся строительные и реставрационные работы, в частности идет реконструкция его северной стороны.

Напротив главного входа в собор расположена трапезная. Она встроена в западное крыло монастыря и была расширена в XVI веке. В ней сохранились ценные фрески XVI века, предположительно критской школы.

Монастырский храм

В середине двора находится Соборный храм, посвященный Благовещению Пресвятой Богородицы. В период с 1746 по 1765 годы на месте старого храма с самого фундамента был воздвигнут нынешний храм с колокольней, крытый свинцовыми листами. Фресковые росписи в Соборном храме были завершены в 1752 году, а в литийном притворе и наружном нартексе - в 1765 году. По обе стороны паперти устроены два малых придела с алтарями. Кроме того, в 1848 году была завершена мраморная облицовка, а в 1853 году были окончены работы по установке иконостаса. Постройка башни звонницы была завершена в 1764 году. У входа в Соборный храм и трапезную находится беломраморный фиал водосвятия.

Святыни Филофея

В Соборном храме находятся следующие святыни: часть Животворящего Древа Креста Господня и один из гвоздей, которым Христос был пригвождён к кресту (дар императора Никифора III Вотаниата), части св. мощей свт. Иоанна Златоустого, св. вмц. Марины, св. вмч. Пантелеймона, преп. Луки Элладского, св. мчч. Исидора и Харалампия, вмч. Димитрия и св. мц. Параскевы.

Кроме того, в соборе при колонне левого клироса стоит величайшая драгоценность Филофея, чудотворная икона Божией Матери, известная под названием «Сладкое лобзание» (по-гречески - «Гликофилуса»).

Икона, размерами 125х87 см, изображает Богородицу, которая с неизмеримой нежностью и любовью обнимает Младенца Христа. Предание говорит о чудесном появлении этой иконы на Афоне. Ее владелица, благородная госпожа Виктория, супруга патриция Симеона, во времена иконоборчества бросила икону в море близ Константинополя. Морем икона добралась до Афона и впоследствии до монастыря Филофей. Сегодня она покрыта изящным окладом из драгоценных металлов.

Еще одна драгоценность монастыря - икона Божией Матери Старицы («Геронтисса»), о которой говорят, что она прибыла чудесным образом из греческой провинции Македонии - Нигриты.

В этом монастыре кроме самого основателя св. Филофея славились святостию жизни св. Феодосий, митрополит Трапезундский (брат Дионисия, основателя в ХIV веке Дионисиатской обители, игумен Филофеевской обители; почитается одним из основателей), св. прмч. Дамиан (проповедовал Слово Божие на Олимпе, был оклеветан перед турецким правительством и после пыток и требований принятия ислама был сожжен), прп. Дометий (молчальник и друг Дамиана).

Часовни монастыря

Внутри монастырских стен в обители располагаются еще 6 часовен: Архангельская (1752 г.) с фресковыми росписями по обе стороны от литийного притвора, Иоанна Предтечи (1776 г.) с резным деревянным иконостасом (1786 г.), святой Марины в башне звонницы, святых Пяти Мучеников на восточной стороне, святого Иоанна Златоуста и святого Николая на западной. За пределами монастыря находятся еще три его часовни - Всех Святых на кладбище, Трех Иерархов или Святого Трифона в саду и Панагуды или Рождества Богородицы.

Вне монастыря расположены 17 церквей, принадлежащих монастырю, и 12 келий, половина из которых необитаема, а одна келья, Святого Косьмы Этолийского, находится в Карее и является представительством монастыря.

Книжное собрание Филофея

Библиотека владеет 250 ценными рукописями на пергаменте, двумя литургическими пергаментными свитками и многими печатными книгами. Из иллюстрированных рукописей следует упомянуть Четверное Евангелие, одно из самых старинных на Афоне, с изображением евангелиста Марка.