Церковь на поварской. Храм симеона столпника на поварской. Известные венчания в церкви

Этот величественный храм, расположенный на северном склоне Таганского холма, виден только непосредственно с Николоямской улицы. А кто увидит, проходя по этой, прямо сказать, малооживлённой улице, поражается его размерами и необычной архитектурой. Всех, конечно, удивляет высокая ротонда с несколькими ярусами больших окон, мало вписывающихся в архитектурный стиль храма. Вот я и решил разобраться, в чем дело?

Я вошел в ворота и поднялся вверх ко входу, который расположен за углом от мозаичного изображения Преподобного Симеона Столпника.

Вот и вход в храм.

Зайдя внутрь, я обнаружил богатое внутреннее убранство и никакого намека на объем высокого купола ротонды.

Я вышел и решил обойти церковь кругом. Вот вид с южной стороны. Стало ясно, что вход в высокую часть закрыт наглухо.

С противоположной стороны - аналогично.

Так я и ушел несолоно хлебавши и погрузился в просторы интернета для изучения вопроса. И вот что выяснил. Церковь Симеона Столпника за Яузой впервые упоминается в 1600 году, когда Борис Годунов повелел поставить здесь храм в честь святого, в день которого он венчался (как было и с храмом Симеона Столпника на Поварской). Вероятно, это был деревянный храм, позднее замененный на каменный − по крайней мере, в 1657 году храм уже значится каменным. В XVII веке слобода вокруг храма получила прозвание Семеновской − по названию прихода. Первоначально это была ямская слобода, но со временем все ямщики перебрались отсюда за Земляной вал, и их место заняли торговцы. Постепенно здесь сложилась купеческая община. Прихожане церкви Симеона Столпника решили на свои средства перестроить и обновить обветшавшее здание. В 1731 году основной объем старого храма разобрали и построили новый. В 1792 году, на средства С. П. Васильева и И. Р. Баташёва, началось строительство храма, с сильными изменениями, который и дошел до наших дней. Баташёв являлся владельцем горно-металлургических заводов. Одновременно со строительством церкви он также вёл здесь строительство своей новой городской усадьбы. Часть усадьбы примыкает непосредственно к храму. Многие считают высокую ротонду частью баташевской усадьбы.


Кому принадлежит проект храма, точно установить не удается. Есть предположение, что это кто-то из Казаковых − Матвей Федорович или Родион Родионович. Строительство храма проходило непросто. В 1798 году в практически законченном здании обрушился купол, повредив при этом стены. К 1812 году строительство было закончено и храм был готов к освящению, которому на этот раз помешали французы, захватившие Москву. Во время большого московского пожара храм был разграблен, сгорел новый иконостас. В итоге освящение новой церкви Симеона Столпника состоялось только в 1813 году. В 1847 году был сделан новый иконостас по проекту архитектора Чичагова, а немного позднее, в 1851 году, в приделах установили меньшие иконостасы по его же проекту. В 1863 году приход Симеоновской церкви приобрёл новый большой колокол весом в 418 пудов (6847 кг). Для его размещения пришлось строить новую трёхъярусную колокольню. Колокольня, отчасти повторяющая своим декором основной объём храма, была построена по проекту Козловского. В 1898 году перестройкой церкви занимался архитектор Н. В. Розов. В итоге к концу XIX века храм выглядел так.

Огромное здание храма в стиле классицизм смотрелось на Таганском холме величественно и видно было издалека. Основной объем храма − центрический, с высокой ротондой, поставленной на четверик с портиками. Четверик вполне пропорционален ротонде, но сейчас последняя визуально выглядит выше, чем изначально, за счет трех ярусов окон, прорубленных в ней в советское время. Прежде же в ротонде были высокие окна с полукруглыми завершениями, их обрамляли парные пилястры. В куполе сделаны круглые оконца − люкарны, а венчал основной объем очень тонкий барабан с крошечной главкой.

В конце 1920-х годов возникла угроза закрытия Симеоновской церкви. Её тогдашний настоятель, протоиерей Николай Беневоленский перенёс чудотворный храмовый образ святого Симеона Столпника и особо чтимую икону святителя Димитрия Ростовского с частицей мощей (XVIII век), в соседнюю Покровскую церковь, расположенную на противоположной стороне Николоямской улицы. А после закрытия Симеоновской церкви в 1929 году и сам перешёл туда служить. В советское время здание храма передали в Московский институт повышения квалификации инженерно-технических работников Мосгорисполкома. До 1990-х храм так и оставался в ведении Мосгорисполкома. Здание полностью перепланировали и сделали семиэтажным, пробив в ротонде 3 ряда окон. Колокольню сломали до первого яруса. Здание храма постепенно ветшало и в итоге к концу прошлого века приобрело плачевный вид.

В 1995 году после реставрации возобновились богослужения, при храме открыли воскресную школу. Действуют иконописная и реставрационная мастерские, издательство. Внутреннее убранство храма за последние годы было восстановлено. Службы ведутся в трапезной части храма, так как в ротонде по-прежнему остаются перекрытия этажей. Поэтому величественная ротонда пока продолжает удивлять прохожих множеством мелких окошек, так не соответствующих замыслу московских архитекторов, возводивших храм.

Будем надеяться, что придет время, когда Храм приобретет свой естественный вид.

Церковь Симеона Столпника на Поварской

Она белеет на фоне посеревших от времени высоток Нового Арбата. И кажется, что шум и суета этой перегруженной городской магистрали обходят её стороной. Маленькая, побелённая церковь стоит как напоминание о существовании совсем других, непреходящих ценностей.

Впервые храм на этом месте упоминается в документах в 1625 году, во времена правления Михаила Фёдоровича Романова. Тогда храм был деревянным и в некоторых документах он значился также как церковь на Дехтярном огороде, что у Арбатских ворот.

Здесь была дворцовая Поварская слобода. Это была одна из так называемых кормовых слобод, обслуживавших царскую семью. Их обитатели дали название Поварской улице. Здесь жили люди из штата Сытного дворца. Кстати, по данным 1573 года, их было почти 500 человек: повара, хлебники, скатертники, подключники и другие. Отсюда и пошли названия переулков между нынешним Новым Арбатом и Большой Никитской: Хлебный, Скатертный, Столовый, Ножовый переулки. Кстати, считается, что именно служители Поварской слободы подарили Москве ещё одно замечательное название местечка в том же районе – Курьи Ножки. Якобы царские повара выбрасывали в отходы множество куриных лапок, которыми засорили местность. Хотя, конечно, Курьи Ножки к курицам никакого отношения не имеют. По иной версии, дать «на курьи ножки» означало «дать на чай».

На самом деле слобода царских поваров не бедствовала – к XVII веку в ней значится два храма. Начиная с XII века Поварская улица была древней Волоцкой дорогой, которая вела в Волоколамск и Великий Новгород. Она служила не только торговой, но и государевой дорогой, своего рода «правительственной трассой». По ней отправлялся в Новгород и возвращался в Москву в 1471 году Иван III Васильевич, а в 1572 году тот же путь проделал Иван IV Васильевич Грозный.

Есть версия, что первоначальный деревянный храм был возведён ещё во времена Бориса Фёдоровича Годунова. Первый избранный русский царь венчался на царство 1 сентября 1598 года, в день Нового года, который отмечался на Руси и как день Симеона Столпника, или Семёнов день, день Семёна-Летопроводца.

Церковь Симеона Столпника на Поварской

И понятно, что в честь этого святого и в память о столь важном событии новый царь повелел поставить храмы. В том числе, возможно, и в дворцовой Поварской слободе у Арбатских ворот.

В 1679 году, во время правления царя Фёдора III Алексеевича, сына царя Алексея Михайловича, на месте деревянного храма построили новый из большемерного кирпича. Этот храм и сохранился до наших дней.

Небольшая церковь Симеона Столпника на Поварской улице была выполнена в стиле русского узорочья, с пятью главами, трапезной, колокольней и двумя приделами, каждый с отдельной апсидой и главкой. Главный престол храма – Введенский, а приделы – во имя Симеона Столпника и Николая Чудотворца.

Приделы примыкают к изначально более низкой трапезной, которая позднее была поднята в сводах и вытянута в длину с запада.

Внешнее убранство церкви просто и в то же время позволяет ей выглядеть очень нарядной. Во многом это достигается благодаря верхней части основного объёма с рядами кокошников и узорчатыми барабанами под небольшими луковками куполов. С рядами кокошников и барабанами перекликается ажурный шатёр колокольни с арочными проёмами и двумя рядами окошек-«слухов», обрамленных наличниками.

Под рядами кокошников проведён широкий резной фриз. Пышно украшены и барабаны приделов.

Перезвоны колоколов Симеоновской церкви были особенными. Ведь на колокольне были установлены колокола, отлитые Фёдором Дмитриевичем Моториным. Знаменитый мастер литья XVII века был ведущим литейщиком Пушечного двора и основателем целой династии литейщиков. На Пушечном дворе он не только руководил работами, но и сам лил колокола для церквей и монастырей. Сохранившиеся колокола, как, например, отлитые для Новодевичьего монастыря, исправно звонят и сейчас. А вот колокола Симеоновской церкви были утрачены в 30–е годы ХХ века.

Интересно, что этот храм был популярен среди москвичей, и особенно среди московской интеллигенции, как место венчания. Возможно, что всё началось в 1801 году. Здесь состоялось одно из самых тайных и в то же время самых известных и нашумевших в высшем свете венчаний. Один из богатейших людей своего времени, граф Николай Петрович Шереметев, венчался с актрисой своего театра Прасковьей Ивановной Жемчуговой-Ковалёвой. Таинство совершалось в строжайшем секрете, на него были приглашены только четверо самых близких и верных друзей молодой пары. Но об этом событии всё равно стало известно, как и стало известно об удивительной истории любви графа и крепостной.

Есть научная версия, что таинство сего брака совершалось в храме Николы Чудотворца, стоявшего когда-то на Сапожковской площади близ Троицких ворот Кремля. Но в народной памяти именно храм на Поварской навсегда будет связан с именами Николая Петровича и Прасковьи Ивановны.

Спустя пятнадцать лет здесь, в церкви на Поварской, венчались писатель Сергей Тимофеевич Аксаков и Ольга Семёновна Заплатина. Ольга Семёновна была дочерью суворовского генерала и пленной турчанки Игель-Сюм. Их сын, Константин Сергеевич Аксаков, пошёл по стопам отца и посвятил свою жизнь литературе, истории, филологии. И стал одним из идеологов славянофильства.

А из прихожан, конечно, вспоминают Николая Васильевича Гоголя. Писатель жил тогда в доме Толстых на Никитском бульваре. Священник церкви причащал умирающего писателя в феврале 1852 года.

После революции церковь была закрыта. В 1930 году фактически отдана на слом. Снесли красивую ограду, разобрали часть деталей самой церкви. Полуразрушенная, она достояла до решения о строительстве новой московской магистрали – проспекта Калинина (Нового Арбата). С 1962 по 1967 год часть Арбата была снесена. На чётной стороне Нового Арбата возвели пять 24–этажных сдвоенных каркасно-панельных жилых домов-башен, похожих друг на друга. На нечётной стороне Нового Арбата были выстроены административные здания, похожие на раскрытые книги. В народе новые высотки прозвали «вставные челюсти Москвы».

В 1990 году из проспекта была выделена его начальная часть – улица Воздвиженка. Остальная его часть в 1993 году была названа улицей Новый Арбат.

Строительство привело к нарушению планировки и уничтожению ряда памятников архитектуры XVIII–XIX веков. Но, к счастью, церковь Симеона Столпника удалось сохранить. В 1966 году её даже стали реставрировать как памятник архитектуры. Правда, затем разместили в ней выставочный зал Всероссийского общества охраны природы. То есть живой уголок с животными и птицами.

В 1990 году на главы храма снова водрузили кресты. В 1992 году церковь была передана верующим. И тогда оказалось, что от прежнего убранства уцелела храмовая икона преподобного Симеона Столпника. Она хранилась у прихожан. И в храме вновь стали проходить некогда популярные таинства венчания.

Из книги Великая смута. Конец Империи автора

1. От смерти «Грозного» = Симеона-Ивана до Великой Смуты Согласно романовской версии русской истории, в 1584 году умер «Грозный». Но по нашей реконструкции в тот год умер престарелый хан Симеон с царским именем Иван. В конце его правления большой вес приобретает боярин

Из книги Новая хронология и концепция древней истории Руси, Англии и Рима автора Носовский Глеб Владимирович

От смерти «Грозного» (= Симеона - Ивана) - до смуты Согласно романовской версии, в 1584 году умер «Грозный». Согласно нашей гипотезе, это был престарелый хан Симеон (царское имя - Иван). В конце его правления большой вес приобретает боярин Годунов. Считается, что это был

Из книги 100 великих достопримечательностей Санкт-Петербурга автора Мясников старший Александр Леонидович

Чесменская церковь (Церковь Рождества святого Иоанна Предтечи) и Чесменский дворец Всё-таки это здорово, что в мире существуют творения, на восприятие которых не влияют ни времена года, ни погода. И каждая встреча с ними – это праздник. Такое ощущение праздника дарит вид

Из книги Легендарные улицы Санкт-Петербурга автора Ерофеев Алексей Дмитриевич

Из книги Русь. Китай. Англия. Датировка Рождества Христова и Первого Вселенского Собора автора Носовский Глеб Владимирович

Из книги Москва, которую мы потеряли автора Гончаренко Олег Геннадьевич

Аристократы и каторжане, или Размышления на месте церкви Рождества Христова, что была на Поварской улице, близ Кудрина Детство, да и, пожалуй, другие времена моей жизни самым праздничным образом были связаны с Поварской улицей – и не только потому, что долгие годы я

Из книги Древняя Москва. XII-XV вв. автора Тихомиров Михаил Николаевич

СМЕРТЬ СИМЕОНА И КНЯЖЕНИЕ ИВАНА КРАСНОГО 1353 год был страшным и сопровождался смертоносной эпидемией в Москве. 11 марта умер митрополит Феогност, на той же неделе умерли дети великого князя Иван и Семен, вслед за ними настала очередь Симеона Ивановича, скончавшегося 26

Из книги Книга 1. Западный миф [«Античный» Рим и «немецкие» Габсбурги - это отражения Русско-Ордынской истории XIV–XVII веков. Наследие Великой Империи в культ автора Носовский Глеб Владимирович

2.13. Фарс с возведением на трон Челяднина и хана Симеона Ветхий Завет подчеркивает, что арестованного Самсона приводят к филистимлянам в разгар их веселья, дабы ПОЗАБАВИТЬ присутствующих: «Владельцы Филистимские собрались, чтобы принести ВЕЛИКУЮ ЖЕРТВУ Дагону, богу

автора

Особняк Миндовского на Поварской улице, № 44/2 (1904) Вначале несколько слов о Поварской улице (в 1923–1993 годах – улица Воровского). Она располагалась на торговой Волоцкой дороге, которая шла от Кремля к Великому Новгороду. О происхождении названия нетрудно догадаться: здесь,

Из книги Московский модерн в лицах и судьбах автора Соколова Людмила Анатольевна

Особняк М.Г. Понизовского на Поварской улице, № 42 (1903) Я сознательно отступила от хронологии, поскольку особняк Миндовского более известен, и соседний дом, № 42, принято с ним сравнивать, а не наоборот. Особняк М.Г. Понизовского Так вот, двухэтажный дом № 42, расположенный

Из книги Москва акунинская автора Беседина Мария Борисовна

От Ваганькова до Поварской Миновав Ваганьковское кладбище, оказываемся на Пресне. Сегодняшние москвичи так привыкли называть ее «Красной», что порой кажется, будто так этот район города именовался испокон веков. Однако эта приставка к названию Пресни была добавлена

Из книги Введение в святоотеческое богословие автора Мейендорф Иоанн Феофилович

Из книги Тайны седого Урала автора Сонин Лев Михайлович

Житие святого Симеона Верхотурского Урал подарил русскому православному миру одного из наиболее почитаемых святых. Речь идет о Симеоне Верхотурском, культ которого и поныне широко распространен в России. Примечательная деталь: среди икон, сопровождавших семью

Из книги Шпаргалка по истории политических и правовых учений автора Халин Константин Евгеньевич

50. ФИЛОСОФИЯ ПРОСВЕЩЕННОГО АБСОЛЮТИЗМА СИМЕОНА ПОЛОЦКОГО С обоснованием правомерности просвещенной абсолютной монархии выступил Самуил Петровский-Сит-нианович (Полоцкий)(1629–1680). Симеон выступил в своих произведениях проводником западной культуры и образованности.

Из книги Энциклопедия славянской культуры, письменности и мифологии автора Кононенко Алексей Анатольевич

Даниила столпника 30 декабря преподобного Даниила столпника, который 33 года провел на столпе (410–490). К святому схимнику за советами и исцелением обращались византийские императоры.В этот день запрещалось работать режущими, всякими острыми предметами. Не стригли ногти,

Из книги Прогулки по допетровской Москве автора Беседина Мария Борисовна

Деревянная церковь стояла на этом месте уже в 1625 году. По одной из версий, она была освящена ко дню венчания на царство Бориса Годунова, так как этот день пришелся на праздник Симеона Столпника.

Каменная церковь

Каменная церковь была построена в 1676 году по указу царя Фёдора Алексеевича (по другим версиям - в 1679 г.) в стиле русского узорочья, с пятью главами, трапезной, колокольней и двумя приделами, каждый с отдельной апсидой и главкой.

Престолы

Главный престол храма - Введенский, а приделы - во имя Симеона Столпника и Николая Чудотворца, последний в 1759 году был переосвящён во имя Димитрия Ростовского.

Н. А. Найдёнов , Public Domain

В стенах здания сохранились белокаменные надгробные плиты XVII-XVIII вв.

На церковном участке стоял деревянный дом, в котором в 1819 - середине 1820-х гг. жил актёр П. С. Мочалов.

Годы богоборчества

После революции церковь была закрыта и в 1930 году фактически отдана на слом.

Чудом уцелев, полуразрушенная, она дожила до строительства трассы Калининского проспекта, и её собирались снести чтобы она не вносила архитектурный диссонанс с возводимыми высотными зданиями, но усилиями общественности её удалось отстоять. В. А. Десятников в своей книге писал:

«То, что этот памятник украшает ныне проспект, заслуга вовсе не бывшего главного архитектора Москвы и автора проспекта М. В. Посохина. Сохранил её для Москвы Л. И. Антропов. Когда мощный экскаватор прибыл, чтобы развалить обезображенное перестройками древнее сооружение, Леонид Иванович залез в ковш экскаватора и не дал возможности работать до тех пор, пока Г. В. Алферова и П. Д. Барановский не принесли приказ из Министерства культуры СССР о постановке памятника на государственную охрану»

К 1966 году здание почти совсем разрушилось.

В 1966–68 годах прошла его масштабная реставрация, в результате которой была восстановлена изначальная форма кровли, появились даже кресты, которые почти сразу по распоряжению высшего начальства были срезаны; разобраны искажавшие вид здания пристройки и поздние элементы, снят культурный слой до уровня XVII века и сделана вымостка участка вокруг церкви.

Adam Baker , CC BY 2.0

В первоначальном виде были восстановлены сводчатые перекрытия трапезной, два яруса кокошников и основной объём храма, первоначальные формы оконных и дверных проёмов и их декоративное обрамление.

Выставочный зал

В 1968 году здание храма отдали Всероссийскому обществу охраны природы, и в нём разместился выставочный зал мелких животных и птиц: морских свинок, белых крыс, попугайчиков, канареек и т. д.

Александр Плющев , CC BY 2.0

Вскоре небольшое здание насквозь пропиталось навозным запахом. Интерьеры храма были окончательно уничтожены. В 1990-х годах в храме устраивались выставки живописи и народного искусства.

В фильме «Иван Васильевич меняет профессию» в эпизоде, где автомобили милиции и скорой помощи едут на вызов, эта церковь дважды попала в кадр, а один раз её изображение было наложено на видео. Обращает внимание надпись «Выставка» крупным шрифтом на щите перед зданием церкви.

Возрождение

В 1990 году на главы храма снова водрузили кресты (по распоряжению зам. председателя Мосгорисполкома Матросова).

В 1992 году церковь Симеона Столпника была вновь передана церкви и заново расписана молодыми художниками. Оказалось, что от прежнего убранства уцелела храмовая икона преподобного Симеона Столпника, сохранявшаяся у прихожан.

Сегодня храм святого Симеона Столпника остался один на Поварской улице - все ее остальные церкви были уничтожены в ХХ веке. Историческое окружение храма также почти утрачено – его окружает Новый Арбат.

Фотогалерея






Основан: 1625 год

Полезная информация

Контакты

Адрес: Москва, Поварская ул., д. 5С1
Тел: 8 495 691 21 84
Эл. почта: [email protected]

Престолы

Введения во храм Пресвятой Богородицы
Димитрия Ростовского
Симеона Столпника

Святыня

Храмовая икона прп. Симеона Столпника, сохраненная прихожанами.

Духовенство

Настоятель - иерей Сергий Никитин

Богослужения

по субботам, воскресеньям и праздникам - Литургия в 9 час, всенощная с акаф. празднуемым на текущей неделе святым, иконам Божией Матери - в 17 час; по средам в 17 час. акаф. прп. Симеону Столпнику.

Как добраться

Станция метро Арбатская

Известные венчания в церкви

Храм был популярен среди московской интеллигенции как место венчания.

6 ноября 1801 года тут состоялось тайное венчание графа Николая Петровича Шереметева и актрисы Прасковьи Ивановны Жемчуговой-Ковалёвой. Венчание проводилось в Москве - подальше от чопорного великосветского Петербурга, но все равно наделало немало шума в высшем свете. Дочь крепостного кузнеца Ковалёва, Параша с 7 лет была взята в шереметьевскую усадьбу Кусково для обучения театральному мастерству. Уроки пения ей давала знаменитая Елизавета Сандунова, жена прославленного комика Силы Сандунова, впоследствии владельца главной из московских бань. Драматическому искусству будущую графиню учила артистка театра Медокса М. С. Синявская. Последний раз Жемчугова сыграла в спектакле «Самнитские бани» в театре подмосковной усадьбы Останкино в 1797 году. Её оперный талант была настолько велик, что говорили, что она могла бы занять одно из первых мест среди прославленных певиц Европы. Владелец крепостного театра граф Николай Петрович Шереметев страстно влюбился в актрису.

Здесь же в 1816 году венчались писатель Сергей Тимофеевич Аксаков и Ольга Семеновна Заплатина, дочь суворовского генерала Заплатина и пленной турчанки, красавицы Игель-Сюм.

В декабре 1918 года тут венчалась будущая жена Михаила Булгакова, Елена Сергеевна Нюренберг, со своим первым мужем - Юрием Мамонтовичем Неёловым, сыном артиста Мамонта Дальского и адъютантом командующего 16-й армией РККА. А ещё через два года она разошлась с Неёловым и вышла замуж за самого командующего - Евгения Александровича Шиловского (прототип мужа Маргариты из знаменитого романа Булгакова).

1 августа 2005 года в церкви венчались Николай Караченцов и его супруга Людмила Поргина. Таинство состоялось в 30-ю годовщину их свадьбы. Место венчания также было выбрано не случайно. Некоторые эпизоды фильма «Счастье ты моё», в котором Николай Петрович снимался незадолго до аварии, проходили в церкви Симеона Столпника. В этом же храме крестили и его внучку Янину.

Известные прихожане церкви

Прихожанином церкви Симеона Столпника на Поварской в последние годы жизни был Н. В. Гоголь, живший тогда в доме Толстых на Никитском бульваре.

Священник церкви отец Алексий (Соколов) причащал умирающего писателя в феврале 1852 года на дому.

Перед смертью он произнес свои последние знаменитые слова: «Лестницу! Скорее подавайте лестницу!»

Археологи нашли в центре Москвы храмовую табличку XIX века

На артефакте из латуни выгравирована история появления ограды старинной церкви на Новом Арбате:

«1889 год. 30 июля. Воскресенье. Сия ограда вновь устроена на средства жертвователя, прихожанина, дворянина, отставного капитана Степана Андреевича Чихачева при настоятеле церкви Св. Симеона Столпника на Поварской, священнике Михаиле Дмитриевиче Успенском и церковном старосте, дворянине, надворном советнике Николае Николаевиче Галузине» - гласит гравировка.

В Москве на пересечении улиц Поварской и Нового Арбата находится храм Симеона Столпника на Поварской, чудом уцелевший после прокладки вдоль него проспекта Калинина (ныне это Новый Арбат). В настоящее время храм является памятником архитектуры федерального значения, а построен он приблизительно в 1676-1679 годах по указу царя Фёдора Алексеевича в стиле русского узорочья.

Деревянная церковь стояла на этом месте уже в 1625 году. По одной из версий, она была освящена ко дню венчания на царство Бориса Годунова, так как этот день пришелся на праздник Симеона Столпника.


Каменная церковь была построена в 1676 году по указу царя Фёдора Алексеевича (по другим версиям - в 1679 году) в стиле русского узорочья, с пятью главами, трапезной, колокольней и двумя приделами, каждый с отдельной апсидой и главкой.


Главный престол храма - Введенский, а приделы - во имя Симеона Столпника и Николая Чудотворца, последний в 1759 году был переосвящён во имя Димитрия Ростовского.

В стенах здания сохранились белокаменные надгробные плиты XVII-XVIII веков.

На церковном участке стоял деревянный дом, в котором в 1819 - середине 1820-х годов жил актёр П.С.Мочалов.

Прихожанином церкви Симеона Столпника на Поварской в последние годы жизни был Н.В.Гоголь, живший тогда в доме Толстых на Никитском бульваре.


Мне удалось найти только два дореволюционных фото храма, но и на них хорошо можно увидеть как он выглядел до своей "реставрации" в XX веке. Самый ранний снимок датируется 1881 годом:

Хорошо можно разглядеть колокольню храма на снимке рубежа XIX-XX веков - за ней не видно уродливого 25-этажного панельного дома, который появится после образования улицы Новый Арбат.

После революции церковь была закрыта и в 1930 году фактически отдана на слом. Чудом уцелев, полуразрушенная, она дожила до строительства трассы Калининского проспекта, и её собирались снести чтобы она не вносила архитектурный диссонанс с возводимыми высотными зданиями, но усилиями общественности её удалось отстоять. Так храм выглядел в первой половине 1960-х годов:

К 1966 году здание почти совсем разрушилось. Вид со стороны Поварской улицы на уже несуществующую и ещё нереконструированную колокольню храма в 1965 году:

При проектировании проспекта Калинина (Нового Арбата) храм решили оставить. Здание было отреставрировано. Восстановили изначальную форму кровли, даже украсили маковки ажурными крестами, которые почти сразу по распоряжению высшего начальства срезали автогеном. Отреставрированный храм в 1969 году со стороны Нового Арбата:

Окружающие старые дома были разрушены, и храм стоит теперь среди высотных зданий Нового Арбата на маленьком зеленом островке газона.

Еще один снимок 1969 года - храм совсем потерялся на фоне выстроенных многоквартирных домов, поэтому то как он вообще уцелел не вписываясь в новые масштабы только что образовавшегося проспекта - очень удивительно.

На кадре из фильма "Белорусский вокзал" 1970 года хорошо виден храм и начало Поварской улицы (тогда это была улица Воровского), а также серое здание жилой многоэтажки, ставшее теперь фоном для современных фотографий храма.

В 1968 году здание храма отдали Всероссийскому обществу охраны природы, и в нём разместился выставочный зал мелких животных и птиц. Вскоре небольшое здание насквозь пропиталось навозным запахом. Интерьеры храма были окончательно уничтожены. На снимке 1973 года видно, что в храме проходит как раз эта выставка:

А вот так весело проводили зимой время местные жители и их дети в 1976 году - увидеть такое в наше время на этом месте невозможно.

1982 год - хорошо видно, что храм находится на углу улиц Поварской и Нового Арбата - здесь ничего больше не менялось до настоящего времени:

Очень нравится мне найденный снимок 1984 года - само фото хорошего качества и храм отчётливо видно:

1987-1988 года - снимок храма вновь на фоне серой многоэтажки:

В 1989 году видно, что храм подвергся небольшой реставрационной работе:

К 1990-м годам в храме устраивались выставки живописи и народного искусства. Небольшая часть храма в 1991 году:

В 1990 году на главы храма снова водрузили кресты (по распоряжению заместителя председателя Мосгорисполкома Матросова).

В 1992 году храм Симеона Столпника был вновь передан церкви и заново расписан художниками. Оказалось, что от прежнего убранства уцелела храмовая икона преподобного Симеона Столпника, сохранявшаяся у прихожан.

Храм также известен тем, что здесь венчались известные люди своего времени: в 1801 году тут состоялось тайное венчание графа Н.П.Шереметева и актрисы П.И.Жемчуговой-Ковалёвой; в 1816 году венчались писатель С.Т.Аксаков и О.С.Заплатина; в 1918 году тут венчалась будущая жена Михаила Булгакова, Е.С.Нюренберг, со своим первым мужем - Ю.М.Неёловым; в 2005 году в храме венчались Николай Караченцов и его супруга Людмила Поргина (таинство состоялось в 30-ю годовщину их свадьбы).


Расположен храм Симеона Столпника на Поварской по адресу: улица Поварская, д.5. Ближайшая станции метро - "Арбатская".
При написании статьи кроме моих собственных фотографий были использованы снимки старой Москвы с сайта

Первое упоминание о церкви относится к 1625 году, но предполагается, что она возникла еще в конце XVI века. Скорее всего, ее посвящение связано с тем, что венчание Бориса Годунова на царство в 1598 году пришлось на день святого Симеона Столпника. В память об этом в Москве появилось две симеоновских церкви – одна за Яузой, а другая в Поварской слободе. Деревянное здание сгорело в Смутное время, но вскоре было заново отстроено. Каменный храм возведен на средства казны по указу царя Федора Алексеевича в 1676–1679 годах.

Структура церкви выполнена традиционно: шатровая колокольня с запада примыкает к широкой трапезной с двумя одноглавыми приделами, а с востока расположен четверик с тремя алтарными апсидами. Основная часть храма увенчала пятиглавием, покоящимся на горке кокошников. Внимание привлекает карниз: он выполнен из кирпичей, поставленных под углом друг к другу. В южной и северной стенах церкви сохранилось несколько белокаменных надгробных таблиц XVII–XVIII веков – напоминание о существовавшем здесь приходском кладбище.

После создания каменного храма Симеоновским стал только один из приделов в трапезной. Главный же престол храма был освящен в честь праздника Введения Пресвятой Богородицы во Храм. Еще один придел изначально был Никольским, а в 1759 году оказался переосвящен во имя святого Димитрия Ростовского.

Церковь известна как место венчания многих деятелей российской истории и культуры: в 1816 году здесь сочетались браком писатель С.Т. Аксаков и О.С. Заплатина, в 1866 году – будущий обер-прокурор Святейшего Синода К.П. Победоносцев (его дед был священником Симеоновского храма) и Е.А. Энгельгардт. Но самое известное венчание происходило здесь в 1801 году: в брак вступили граф и его крепостная, актриса П.И. Жемчугова-Ковалёва. Церемонию пришлось проводить тайно: молодые не желали скандала, связанного со столь «неравнородным браком», в среде российского дворянства.

Были у Симеоновской церкви и знаменитые прихожане. Прежде всего, Н.В. Гоголь: он жил в доме Толстых на Никитском бульваре и перед смертью в 1852 году его причащал настоятель храма. В деревянном доме, стоявшем с севера от церкви до 1960-х годов, проживал известный русский актер П.С. Мочалов. В 1829–1832 годах на Малой Молчановке вместе со своей бабушкой жил – в этом доме сегодня располагается музей.

В 1938 году церковь святого Симеона Столпника была закрыта и назначена к сносу. Эти планы не были реализованы, но здание сильно пострадало, лишившись глав и шатрового завершения колокольни. Внутри расположилась столярная мастерская. Во время строительства в 1961–1964 годах Нового Арбата церковь опять едва не снесли, но, в результате вмешательства деятелей культуры, напротив даже приступили к реставрации. К 1966 году Симеоновский храм обрел свой исторический облик, но без крестов на главах. Их восстановили только в 1990 году, когда начался процесс возвращения здания общине верующих. Вскоре церковь была заново расписана изнутри, воссозданы иконостасы главного храма и приделов, возобновились богослужения. Сегодня храм святого Симеона Столпника остался один на Поварской улице – все ее остальные церкви были уничтожены в ХХ веке. Историческое окружение храма также почти утрачено – его окружает Новый Арбат.