Где находится истаравшан. Отдых в ура-тюбе, лучшие цены на туры в ура-тюбе. Подробнее об улицах Истаравшана на карте

Глава

Абдуллоев Ибрагим Гоибназарович

Основан Прежние названия

Уструшан, Курушкада, Кирополь, Уротеппа

Площадь Высота НУМ Официальный язык Население Национальный состав Конфессиональный состав Этнохороним

истаравшанец, истаравшанка, истаравшанцы

Часовой пояс Телефонный код Почтовый индекс Автомобильный код

География

Истаравшан расположен на высоте около 1178 метров над уровнем моря. Климат мягкий, зима - многоснежная, лето жаркое, сухое. Население города составляет 235 тыс. человек. Из них в городе живут более 70 тыс., а в сельской местности - 165 тыс. человек.

Территориальная площадь Истаравшана составляет 183009 гектаров. На севере и западе административный район граничит с Узбекистаном , на востоке - с Ганчинским районом , на юго-востоке граница проходит маленьким клином к Киргизии , а на юге - с Шахристанским районом Таджикистана.

История

Истаравшан является одним из древнейших городов Таджикистана. История города насчитывает более 2500 лет. В 1954 году при археологических раскопках на окраине города найдена крупная удлененно-треугольная по очертанию пластина из чёрного полотна сланца. Пластина относится к мустьерскому времени древнекаменного века и имеет стотысячелетнию давность.

По письменным источникам и некоторым археологическим данным известно, что в VI - IV вв. до н. э. в связи с развитием ремесел и торговли в оседлых среднеазиатских областях наряду с мелкими сельскими поселениями, возникли крупные населенные пункты городского типа. Столицей Уструшаны был самый крупный город области - Бунджикат, который большинством исследователей на основе крупных письменных источников и археологического обследования помещался в районе средневекового и нынешнего города Истаравшан.

Впервые город под названием «Уротеппа» упоминается у историка Абдураззака Самарканди ( -). В его труде «Матла" ас-саъдайн ва мажма" ал-бахрайн » [«Место восхода двух счастливых созвездий и сливание двух морей»] описываются события - гг. о принятых Улугбеком мерах по наказанию или назначению разных особ за достойные их должности, а также о том, что сам хан направился на одну из летовок Ура-Тюбе («Уратеппа яйлоки»).

Во второй половине XVIII в. Ура-Тюбинское владение усиливается и приобретает независимость. Во главе его становятся хакимы из узбекского племени юз . В состав владения, кроме г. Ура-Тюбе, в это время входили города Пенджикент , Ходжент и Джизак , укрепленные пункты Заамин, Ям и Hay. По преданию, даже один из кварталов Ташкента платил дань ура-тюбинскому беку Кулику.

В городе расположена штаб-квартира крупнейшего в Таджикистане производителя продуктов питания «Элита Истаравшан» .

В 2011 году здесь открылся музей внутри дерева, в котором ранее находились школа, изба-читальня и небольшая маслобойня .

Знаменитые люди

  • Наби Махмаджанович Акрамов - Герой Советского Союза.
  • Ахрор Мухтарович Мухтаров - таджикский учёный-историк, действительный член Академии наук Таджикистана.
  • Бабаджанов Пулод Бабаджанович - таджикский ученый-астрофизик, академик.
Мирсаидов Ульмас Мирсаидович - таджикский ученый - химик, академик. Атаханова Хуршеда -таджикский ученый филолог, академик. Маруфов Рахим - таджикский ученый физик. Саидали Мамур - таджикский поэт.

Достопримечательности

В Истаравшане действует необычный этнографический музей, десятки экспонатов которого хранятся в дупле здешней достопримечательности - реликтовой красавицы чинары (платана), прозванной местными жителями "деревом-садом".

Почти полтора века назад в дупле чинары располагалась первая туземная школа, в которой могли разместиться не менее 15 учеников. В первые годы советской власти дупло оборудовали под "красную читальню", а потом некоторое время здесь располагалась небольшая маслобойня, пока наконец, местные защитники реликвий не взяли эту чинару и еще пять ее младших "сестриц" но тоже солидных возрастом, под охрану.

Города-побратимы

На почтовых марках

Примечания

Ссылки

Исторические памятники Истаравшана.

«Ура-Тюбе, составляющий один из главнейших оплотов власти эмира в Средней Азии, пал… Можно надеяться, что падение этого столь важного для Бухары пункта будет иметь весьма большое значение не только в виде упрочения нашей власти в Средней Азии, но и весьма благотворно в видах общего умиротворения края»

Генерал Романовский.

Истаравшан является одним из древнейших городов Таджикистана. В 1954 году при археологических раскопках на окраине города найдена крупная удлинённо-треугольная по очертанию пластина из чёрного сланца.
Пластина относится к мустьерскому времени древнекаменного века и имеет возраст около 100 000 лет. По письменным источникам и некоторым археологическим данным известно, что в VI - IV в.в. до н. э. в связи с развитием ремёсел и торговли в оседлых среднеазиатских областях наряду с мелкими сельскими поселениями, возникли крупные населённые пункты городского типа.
Столицей Уструшаны был самый крупный город области - Бунджикат, который большинством исследователей на основе крупных письменных источников и археологического обследования помещается в районе нынешнего города Истаравшан.
Впервые город под названием «Уротеппа» упоминается у историка Абдураззака Самарканди (1413 - 1482 г.г.). В его труде «Матла ас-саъдайн ва мажма ал-бахрайн» («Место восхода двух счастливых созвездий и сливание двух морей») описываются события 1409 - 1410 г.г. о принятых Улугбеком мерах по наказанию или назначению разных особ за достойные их должности, а также о том, что сам хан направился на одну из летовок Ура-Тюбе («Уратеппа яйлоки»).
В конце XV века город находился под властью тимуридского правителя Султана Махмудхана. В его ярлыке, датированном 1449 г., Ура-Тюбе назван «Уротеппа». Во второй половине XVIII в. Ура-Тюбинское владение усиливается и приобретает независимость. Во главе его становятся хакимы из узбекского племени юз. В состав владения, кроме г. Ура-Тюбе, в это время входили города Пенджикент, Ходжент и Джизак, укрепленные пункты Заамин, Ям и Hay.
По преданию, даже один из кварталов Ташкента платил дань ура-тюбинскому беку Кулику. Город-музей, древний центр торговли, ремесел и промыслов, один из древнейших городов Центральной Азии, которому в 2002 году исполнилось 2500 лет, расположен в 73 км от города Ходжента.
В 1954 году при археологических раскопках на окраине города найдена крупная удлиненно-треугольная по очертанию пластина из черного плотного сланца. Пластина относится к мустьерскому времени древнекаменного века и имеет стотысячелетнюю давность.
По письменным источникам и некоторым археологическим данным известно, что в VI - IV вв. до нашей эры в связи с развитием ремесел и торговли в оседлых среднеазиатских областях наряду с мелкими сельскими поселениями, возникли крупные населенные пункты городского типа.
Помимо Самарканда в Средней Азии того периода существовали и другие города. Одним из них был нынешний Истаравшан, а в прошлом Кирополь (Курушкада), названный так по имени основателя персидской державы Кира-Куруша (529 - 559 г.г. до нашей эры).
Кирополь обязан своим происхождением росту ремесленного производства и торговли. К тому времени, когда Александр Македонский завоевал Среднюю Азию (IV в до н. э.), Курушкада была уже большим, хорошо укрепленным городом.
В его обороне приняли участие 18 тысяч человек. Жители Кирополя оказали ожесточенное сопротивление войскам Александра Македонского. Тогда он подтянул к городу много войск. Захватчики ввели в действие стенобитные машины.
Но и они не помогли. Только хитростью удалось воинам Александра Македонского небольшим отрядом проникнуть по сухому руслу реки и открыть ворота. Жители города продолжали мужественно защищаться, однако из-за недостатка воды они не смогли долго продержаться.
Именно здесь, у стен города, Александр Македонский впервые получает ранение. Из-за частых восстаний город был разрушен по приказу Александра Македонского. Позже под разными названиями город упоминается в различных источниках.
Одно из них - Устурушана. Она занимала территорию между Гиссарским хребтом на юге, Голодной Степью и Сырдарьей на севере. Уструшана граничила на западе с Согдом, а на востоке с Ферганским округом Аспара (ныне Исфара).
Если это перенести на административную карту, то Уструшана включала в себя территорию нынешних районов Истаравшан - Нов, Дж. Расуловский, Ганчинский, Айнинский и Горную Матчу Согдийской области Республики Таджикистан, Хаваст, Заамин, Джизах и Фариш Самаркандской области Республики Узбекистан, а также Лайлакский район Ошской области Республики Кыргызстан.
Столицей Уструшаны был самый крупный город области Бунджикат, который большинством исследователей на основе совокупных данных письменных источников и археологического обследования помещается в районе средневекового и нынешнего города Истаравшан.
В конце XV века город находился под властью тимуридского правителя Султана Махмудхона. В его указе (ярлыке), датированном 900 г. (1449 г.) город называют - Уратюбе. В 40 - 50 г.г XVIII века здесь образовалось самостоятельное Уратюбинское феодальное владение.
В его состав входили города Худжанд, Джизах, Пенджикент, укрепленные пункты Замин, Ем, а также населенные пункты в верховьях реки Зарафшан, Матча и Фалгар. В VI веке до н.э. город был укреплён тремя рядами стен, имел цитадель, окруженную стенами, длина которых составляла шесть тысяч метров, и славился своими ремеслами, искусными мастерами и выгодными торговыми сделками.
Некоторые ученые полагают, что в I – II в.в. до н.э. и I – II в.в. нашей эры Истаравшан был известен как Уструшана и входил в состав самостоятельной области Уструшана со столицей Бунджикат. Он являлся важным коммерческим центром, отсюда вели дороги к Ходженту, Бухаре, Самарканду, Ферганской долине.
В годы арабского владычества Истаравшан, а он стал провинцией Халифата в 822 г., был широко известен на мусульманском средневековом Востоке как торговый и культурный центр.
Здесь получили развитие новые типы архитектурных сооружений ислама (мечеть, медресе, мавзолей, минарет и др.), основанные на развитии портально-купольных конструкций.
В XIII веке поступательное развитие Истаравшана было прервано нашествием войск Чингис-хана в Центральную Азию, они грабили и истребляли местное население, в результате чего многие поселения превратились в руины, ирригационные системы пришли в негодность, города опустели.
В конце XIV века, когда набирала силу могущественная империя Тимуридов со столицей в Самарканде, и Мавераннахр переживал небывалый расцвет, вновь появились исторические сообщения о городе, но теперь его именовали как Ура–Тюбе.
Впервые город под названием Уротеппа упоминается, - пишет автор книги «История Ура-Тюбе» Ахрор Мухторов, - у таджикского историка Абдураззока Самарканди (1413 – 1482 г.г.).
В его труде «Матла-и Саъдайн ва можма и бахрайн» («Место восхода двух счастливых созвездий и слияние двух морей») описываются события 812 г.х. (1409 – 1410 г.г.) о принятых Улугбеком мерах по наказанию или назначению разных особ за достойные их должности, а также о том, что сам хан направился на одну из летовок Ура-Тюбе («Уратеппа яйлоки»).
В конце XV века город находился под властью тимуридского правителя Султана Махмудхона. В его указе (ярлыке), датированном 900 г.х. (1449 г.) Ура-тюбе назван «Уротеппа».
Это название упоминает и в труде Мухаммади Солеха (1455 – 1535 г.г.) и в «Бабур-наме» Бабура. Это может означать, что в ХV в. город и отдельные местности, относящиеся к его территории, носили это название.
Поэтому можно предположить, что настоящее название город Ура-тюбе носит с XIV в. Новое название города стало общеупотребительным и название Уртепа или Уротеппа стало известно далеко за его пределами.
В XVI веке Мавераннахр (вместе с ним и Ура–Тюбе) потерял свое важное значение и престиж в результате образования нового государства, управляемого династией Шейбанидов, со столицей в Бухаре. Транзитная торговля из Индии становилась монополией других стран.
В XVIII веке Ура–Тюбе вновь получил развитие. Именно в это время были укреплены цитадель и стены крепости, реставрированы старые и возведены новые фортификационные сооружения, способные выдержать атаки многочисленных кочевых тюрко–монгольских племен, которые беспрерывно атаковали город.
Городская территория занимала в то время 527 гектаров, на которых располагались древняя цитадель, мечети, медресе, шесть бань, много чайхан.
В 40 - 50 г.г. XVIII века здесь образовалось самостоятельное Уротеппинское феодальное владение. В его состав входили города Худжанд, Джизах, Пенджикент, укрепленные пункты Заамин, Ем, а также верховья реки Зарафшан, Матча и Фалгар.
В начале XIX века Уротеппинское владение потеряло ряд территорий, которые были захвачены Бухарским и Кокандским ханствами. 2 октября 1866 года начался штурм города Уротеппа.
По случая Победы, генерал Крыжановский 3 октября издал приказ, в котором говорилось: «2 октября бухарская крепость Ура-Тюбе, весьма важная для нас во всех отношениях, после восьмидневной осады, взята штурмом. Гарнизон защищался упорно».
О значении города Уротеппа генерал Романовский, командовавший войсками при штурме города, писал: «Ура-Тюбе, составляющий один из главнейших оплотов власти эмира в Средней Азии, пал…
Можно надеяться, что падение этого столь важного для Бухары пункта будет иметь весьма большое значение не только в виде упрочения нашей власти в Средней Азии, но и весьма благотворно в видах общего умиротворения края».
Вторая половина XIX века в истории Уротеппа характеризуется установлением царской власти в Средней Азии, коренным образом отличающейся от порядков предыдущих периодов истории.
С другой стороны, это положило конец междусобным феодальным войнам и переходу Уротеппинского владения из рук в руки, способствовало развитию земледелия, ремесленному производству и торговли. Однако положение ремесленников мало отличалось от положения крестьян. Их заработка едва хватало на обеспечение семьи и покупки сырья.
После присоединения к России были сохранены прежние границы Уротеппинского владения. В 1887 году Уротеппинский район перешел в состав вновь образованной Самаркандской области.
В конце XIX и в начале XX веков Уротеппа оставалась одним из центров ремесла и торговли, садоводства и огородничества. По сведениям 1878 г. под садами и огородами здесь было занято 676 десятин, под виноградниками - 792 десятин земель.
Академик академии наук Таджикистана Ахрор Мухторов в своей книге «Очерк истории Ура-тюбинского владения в XIX в.» приводит любопытные сведения о первом винзаводе.
Царские власти смотрели на Уротеппинский район, помимо всего прочего, как на базу по производству вина. В 1985 г. от проливных и частых дождей здесь сгнило много винограда. С 792 десятин его было собрано 84897 пудов.
В том же году в Уротеппа вступил в строй винодельческий завод Е. С. Степанова, получающий по 1800 ведер вина в год. В 1882 г. в Уротеппа один из местных баев построил кирпичный завод.
После завоевания Средней Азии Россией в Уротеппа, по сведениям 1871 года имелись 4 медресе и 19 школ, где обучались 477 учеников, в основном, сыновья купцов, должностных лиц местной администрации и состоятельных людей.
В 1886 году, до вхождения в состав России в Ура-Тюбе сменились 17 правителей (некоторые из которых управляли не более недели). На город в этот период было совершено 50 набегов с грабежами и угоном населения.
В конце XIX века в Ура-Тюбе насчитывалось 68 мечетей, 16 караван-сараев, 5 маслобоен, 7 мельниц, 7 бань и множество базаров: пшеничный, морковный, мясной, дынный, скотный, рогожный, шерстяной, клеверный, по продаже хлопчатобумажных платьев, ниток, ватных халатов, пуха, ножей, соли и чая.
В начале XIX века Уратюбинское владение потеряло ряд территорий, которые были захвачены Бухарским и Кокандским ханствами. После присоединения к России были сохранены прежние территории Уратюбинского владения.
В 1875 году начали проводить телеграфную линию от Ташкента до Самарканда через Ходжент, Уротеппа и Джизах. В 1888 г. в русско-туземной школе занимались 17 мальчиков. Была открыта и женская школа. Изменились культура и быт людей.
В 1887 году Уратюбинский район перешел в состав вновь образованной Самаркандской области. До наших дней в Истравшане сохранился ряд интересных исторических и архитектурных памятников.
Ещё одним примечательным историческим местом города является городище на холме Муг, где располагалась резиденция местного правителя. К сожалению, до наших дней сохранились лишь ворота с куполом и колоннами по бокам.
В 1898 г. в Уротеппа существовал приемный покой, аптека и военный лазарет, где работали в основном русские врачи и младший медперсонал. По некоторым сведениям, еще в 1908 году в Уротеппа существовала общественная библиотека.
Таким образом, несмотря на сильное сопротивление местной феодальной верхушки и реакционного мусульманского духовенства, на реакционную политику царизма, задерживающего экономическое и культурное развитие своей колонии, под влиянием передовой, мировой культуры, во второй половине ХIХ-го и начале XX века произошли большие изменения во всех областях жизни среднеазиатских народов.
Город становился одним из многонаселенных, динамичных центров нового государства. Расширялись жилые кварталы, благоустраивалась городская территория. Население снабжалось водой посредством арыков, подземных труб, колодцев.
Для того, чтобы обеспечить потребность местных жителей в водных ресурсах, в каждом квартале создавались рекреационные зоны с прудами и закрытые резервуары с водой.

В Средней Азии каждый найдёт что-то своё. Меломанам можно порекомендовать Кок-Джон или Сары-Джаз; людям с заниженной самооценкой определённо стоит посетить Ура-Тюбе, ну а вообще всем надо ехать в Хорасан, потому что там, наверное, должно быть хорошо.

Так я шутил ещё несколько лет назад, приезжая в пески Туркестана впервые. И тем не менее Ура-Тюбе (с 2000 года официальной стала таджикская версия Истаравшан, как у эстонцев Ревель всегда был Таллином) оправдывает своё название: совсем не маленький (57 тыс. жителей, а по общущениям в 2-3 раза больше), довольно шумный город - но с гостеприимством горного кишлака, где ты постоянно в центре внимания и все кругом тебе рады. Ну а если вы не любитель советской архитектуры - то Ура-Тюбе и самый интересный город Таджикистана.

На кадре выше - базарный ряд кузниц, и ключевой момент прогулки по Истаравшану у нас случился здесь, но об этом - позже, в следующей части. Пока же просто пойдём дальше. Вот такие в Истаравшане люди, и женщины здесь ходят с покрытыми головами, мужчины - в тюбетейках, а дети и молодёжь кричат "хэллоу!" да зазывают в гости. Но по сравнению с Югом здесь нет той агрссивной религиозности, вместо неё - спокойная патриархальность:

Сухое русло Аксу и лавки на мосту, как в средневековой Европе. У базара проспект идёт справа (по ходу нашего движения) от речки, но сразу за базаром перепрыгивает на левый берег:

Симпатичное здание спортивной школы на той стороне - совершенно не понятного возраста, "на глаз" я дал бы 1920-е годы, и если так, то интересно, что здесь могло быть тогда:

Погода и время суток на фотографиях с базара, как обычно, переменчивы - сюда ведут все дороги, и мы здесь были несколько раз:

Махалли подступают к проспекту справа. На самом деле Старый город, который я оставлю на следующую часть, девственная сельва его махаллей, лежит слева, западнее проспекта, за этими фасадами советских школ:

Школа с кадра выше обращена к проспекту вот такой композицей совершенно русского вида - и ведь за ней наверняка стоит своя история:

Дом напротив, у поворота. Пустота улиц на фотографиях обманчива - машины загораживают вид, поэтому я дожидался "окон". На самом деле Истаравшан - город очень оживлённый, на глаз я бы дал ему не 50 тысяч, а хотя бы 120. С окрестными кишлаками его население оценивается в 300 тысяч человек, но это тоже явный перебор.

А за поворотом из-за пятиэтажек показывается высокий минарет:

Обратите внимание на вывеску "Самарканд". На другом перекрёстке, одном из главных в городе, есть и кафе "Памир", и если первое скорее напоминает об отданной Узбекистану столице всея таджиков, то второе, вполне может быть, держат сами памирцы - хоть я и слышал, что в первые годы после гражданской войны они ненавидели северян, по прошествии лет две окраины страны забыли старую вражду на почве общей неприязни к кулябцам.

Минарет же принадлежит одному из центральных в Истаравшане ансамблю Хазрати-Шох ("Святой царь"), расположенному буквально во дворе многоэтажки с "тематически" оформленным торцом:

Во дворе - четыре постройки разных эпох. Справа - большая и приземистая мечеть Намазгох (1891-93):

Из одного только названия которой можно понять, что за сотню лет Ура-Тюбе переполз на несколько километров восточнее - сейчас это самый центр города, но "намазгох" в Средней Азии назывались загородные мечети для самых многолюдных богослужений на открытом воздухе, так что молящиеся по праздникам занимали поле от этих айванов до берега Аксу, ныне занятое проспектом и пятиэтажкой:

Намазгох устроена примерно так же, как и большинство мечетей Истаравшана - приземистая и невзрачная постройка с расписными потолками и капителями колонн:

Что здесь аутентично с конца 19 века - боюсь даже предполагать, уж слишком размыта в Средней Азии грань между историей и современнстью:

В тёмном зале мечети начиналась молитва. Мулла очень дружелюбно попросил меня смотреть и уходить побыстрее, пока не подошла основная часть народу:

Вроде бы в те же 1890-е годы построен и минарет с вязью кирпичных орнаментов. Так строили в домонгольской Средней Азии, но до Нового времени этот стиль сохранился в Ферганской долине. Других высоких минаретов я в Истаравшане не припмоню, так что вполне может быть, что и этот строили мастера откуда-нибудь из Коканда.

У подножья минарета - маленький мавзолей-"матрёшка", построенный в 18 веке вокруг более старого мавзолея Худояра Валами 17 века как усыпальница знати Ура-Тюбинского бекства. И может быть поэтому здесь теперь подсобка - таджики точно знают, что в этом мавзолее покоятся тюрки:

Ну а посредине - самый маленький и новодельный, но самый чтимый в комплексе мавзолей Хазрати-Шох на могиле, по преданию, двоюродного брата арабского миссионера Кусама ибн Абасса, вокруг легендарного убежища которого выросла самаркандская . На самом деле здесь покоится скорее всего один из арабских полководцев, а легенда о Кусаме ибн Абассе (двоюродным братом которого был, вообще-то, пророк Мухаммед) появилась здесь с лёгкой руки Дильшод - ура-тюбинской поэтессы 19 века, после очередную войны попавшей в гарем кокандского хана.

Но в архитектурном смысле чтимый Хазрати-Шох - далеко не самый интересный ансамбль Истаравшана, однако красоты Старого города я, как водится, оставлю на следующую часть. Сейчас углубимся туда буквально на один квартал:

К мечети почти по соседству с Хазрати-Шохом, таджикское название которой я забыл, запомнив лишь русский перевод - Змеиный пруд: с её хаузом связана совершенно христианская легенда о змеях, которых изгнал молитвой некий праведник. Под зданием с колоннами - пара колодцев, из которых течёт чистая вода:

Но продолжим путь по главной улице. За улочкой, ведущей к Змеиному пруду, напротив Аллеи Героев - местный хукумат:

В сквере перед которым - ещё какие-то композиции. Мы вот над "глобусом Украины" смеялись, а в Узбекистане и Таджикистане такие глобусы - это почти официальный символ, который я бы интерпретировал как "таджикский гастрбайтер шагает по планете".

А майолика магазиначика напротив сообщает, что Истаравшану и вовсе целых 6100 лет. Не знаю точно, от каких дат его хозяева вычисляли такой возраст, но в принципе при желании и 120 тысяч написать можно - близ Ура-Тюбе археологи находили примитивные инструменты глубокого каменного века.

В основном же по проспекту у администрации тянутся новостройки гостиниц и торговых комплексов, по дворам которых течёт Аксу, где-то по течению подхватившая ожививший её русло ручей:

Здесь мы свернули с проспекта и начали подъём на Мугтепе:

На этом склоне располагалась в царские времена и русская слободка, но европейцев на 15-тысячный Ура-Тюбе приходилось дай бог если сотня человек. Однако даже у такой скромной община была глинобитная церковь, попавшая в "Туркестанский альбом" 1870-х годов:

Какие-то из домиков на этой улице, вполне может быть, остались от русского поселения:

Один из них - так точно. В описаниях дореволюционного Ура-Тюбе фигурирует больница с русским медперсоналом, но это домик куда больше похож на администрацию. Сейчас здесь в любом случае музей:

Выше пятиэтакжи с "Авророй" на одном из торцов, нарисованной явно от балды - силуэт революционного крейсера был абсолютно другим. Но большинство этих детей вряд ли видели хоть раз в своей жизни даже вёсельную лодку.

Детишек же кругом было как-то неописуемо много - судя по всему, при местной рождаемости школы работают в две смены, и вот с вечерних уроков и ученики и расходились по домам шумными стайками. От их хэллоукания я отмахивался что от мух, всем своим видом игнорируя такое внимание, порядком утомляющее в Средней Азии. Оля же была настроена куда благодушнее, и в очередной раз услышав заветное "хэллоу!" от поровнявшейся с нами компании мальчиков лет 10-11, с улыбкой спросила:
-Английские практикуете, да?
Мальчик, к которому она обратилась, не растерялся, и уж не помню с каких фраз завёл с нами разговор, так что путь на вершину Мугтепе мы продолжили в потихоньку редеющей компании школьников. Мальчика звали Камол, и по светлому лицу да безупречной русской речи с мянкими тажикским акцентом Ольга сразу признала в нём "умницу". В глазах его читался очень живой интерес, и ближе к вершине он просто засыпал нас вопросами о России, о путешествиях, о других странах, где мы не бывали, и ещё бог весть о чём. Надо сказать, о России знал не только понаслышке - несколько раз бывал в гостях у старшей сестры, которая училась и вышла замуж где-то "в Ленинграде". Самого Камола я толком не сфотографировал, но столь интеллигентны здесь конечно далеко не все:

Между тем, тропами и склонами, мимо новостроек и бараньих отар мы взошли на вершину Мугтепе. Здесь и стоял город, основанный Киром Великим, и под этими обрывами был ранен Александр Македонский. Теперь на древнем городище, как водится, лишь глина да бурьян:

Каменные ворота и глиняные оплывшие фундаменты остались, как я понимаю, от цитадели Ура-Тюбинских беков 18 века:

Здания, от которых остались фундаменты, ещё стояли в 1870-е годы, а потом скорее обезлюдели да оползли серой глиной по склону - эпоха войн кончилась, и жить стало комфортнее не на защищенном холме, а в низинке поближе к ручью и колодцу:

Ниже крепостных ворот - площадка с памятником кому-то конному и царственному, скорее всего Исмаилу Самани, но может быть, например, Киру Великому? Таблички на памятнике нет, а местные сами точно не знают:

Среди домиков на склоне левее Мугтепе - то ли мавзолей, то ли мечеть:

Почти под ногами - тот старинный домик, занятый музеем:

Правее - бескрайний простор махаллей Старого города за новостройками главной улицы:

Здесь же и Хазрати-Шох, панно на другом торце той же пятиэтажки да маленький киоск с гирляндами сырого мяса, не мне одному попадавший в кадр :

Увы, в отличие от Бухары, Хивы и даже Самарканда панорама Старого Ура-Тюбе почти напрочь лишена вертикалей - как уже говорилось, мечети здесь в основном невзрачны и приземисты, без минаретов, куполов или широких фасадов. Выделяются лишь золотые купола мечетей-новостроек да огромная Кок-Гумбаз ("Голубой купол") 16 века:

А горы на заднем плане - начало Туркестанского хребта. Сам Истаравшан лежит примерно в километре над уровнем моря, и это хорошо ощущается - когда на следующее утро испортилась погода и над Худжандом ходили фактурные тёмные тучи, в Истаравшане те же тучи лежали на земле промозглым густым туманом.

Хорошо заметные "ворота" двух холмов на кадре выше ограничивают старый город с севера - местоположение Ура-Тюбе определила естественная крепость. Вид с валов цитадели:

Пятиэтажки на склонах... но в таком городе колоритны даже микрорайоны:

Кварталы напротив них, у дороги к древнему кишлаку Ругунд:

А прямо под горой забавная стилизация под дореволюционку. А может и не стилизация, а например та самая построенная русскими больница?

Камол, через полчаса прогулки по Мугтепе оставшийся с нами один, долго уговаривал нас пойти к нему в гости ночевать. Я колебался: с одной стороны, мне хотелось успеть в Худжанд, где была забронирована гостиница, с другой - можно было сэкономить денег да посмотреть изнутри ещё один дом чужого народа, но с третьей - у мальчика не было своего мобильника, он мог нас привести только без разрешения родителей, и те конечно нас не погонят, но и вряд ли будут рады непрошенным гостям. И всё-таки в итоге я согласился, отчасти попросту уступив напору Камола, пропустившего не 3, а все 33 отказа. Его дом - за горой, но прямо на главной улице, куда мы в сумерках спускались по закоулкам. За Мугтепе торгуют с машин диким камнем:

Придя к изукрашенным воротам нового и ухоженного дома, Камол позвонил в дверь, но никто долго не отзывался. Мы уже думали идти, но он сказал, что сейчас зайдёт "через магазин" и откроет ворота, и было побежал к дверям минимаркета рядом, когда мы услышали скрип засова. Нам открыла его старшая сестра (как я понял, в семьё он был единственным сыном), и вскоре мы уже располагались на циновках в гостевой комнате. Камол оказался мальчиком из весьма обеспеченной пожалуй что даже не по местным. а и по нашим меркам семьи - каре их дома вокруг сада раскинулось пол-квартала, от ворот вела роскошная белая лестница, сужающаяся кверху, а частью усадьбы, как уже говорилось, был выходящий на главную улицу магазин. Ужин мы не начинали довольно долго - ждали возвращения Камолова отца. Последний оказался крупным, солидным, но тоже очень интеллигентным человеком с отчётливой проседью в волосах. Он нашим визитом явно был не доволен, но естественно старался этого не проявлять, мы же старательно делали вид, что не замечаем. Когда дело дошло до кухни, и я упоминул между делом курутоб как самое интересное таджикское блюдо, хозяин дома авторитетно поправил: "Не таджикское, а кулябское". На кулябских, которые "выгнали наших из Душанбе и превратили его в кишлак, коров держат на балконах", он явно имел зуб, и я подумал, что возможно при Советах у него была в Душанбе неплохую должность и ещё более радужные перспективы, но всё отняли война и последовавший за ней передел сфер. Ещё раньше у нас зашёл традиционно среднеазиатский разговор о семье и детях, и я сказал, что детей у меня нет, готовясь к поучениям о том, почему это неправильно, но отец Камола к моему удивлению спокойно ответил, что он сам женился в 30 лет. Для Средней Азии это невероятно поздно, и конечно за 10-12 годами холостой молодости у него стояла какая-то своя история. Таким людям, не русским, но поверившим русским, что скоро наступит новая жизнь без наций, иерархий и косных традиций, и вместо кумгана поставившим душ, с распадом СССР тоже пришлось несладко. Семья Камола по местным меркам явно успешна, но путь к этому благополучию вряд ли был прост.

И тем не менее даже в Таджикистане с его зашкаливающим гостеприимством это был единственный случай, когда меня зазвали ночевать в городе. О других ура-тюбинцах и о Старом городе с его древностями - в следующей части.

ТАДЖИКИСТАН-2016

В Таджикистан я попал, можно сказать, случайно... :) Основной целью моего первого путешествия 2016 года был Узбекистан. Но как только я узнал, что из Москвы есть прямой перелет до северной столицы Таджикистана города Худжант, находящего недалеко от границы двух государств, я решил заодно посетить и его.

Я прилетел рано утром, более часа проходил таможню. Самолет был полный и поэтому мне пришлось потолкаться в очереди с гражданами Таджикистана. Это было очень экзотично, тем более, что из туристов я был совершенно один:)

После штампа в паспорте был еще чемоданный контроль. Все летели с баулами, яблоку негде было упасть — мне было нелегко протиснутся со своим рюкзачком к выходу. Несколько минут сэкономил, заметивший меня пограничник и пропустил без очереди.

За периметром меня ждал водитель (договорились ещё до поездки). Гид родился тут, но по национальности был узбеком. По этой или другой причине историю страны знал на троечку с минусом:) Но как к водителю и человеку нареканий нет, все прошло четко и организовано.

Мы сели в машину, за окном шел дождь и было холодно. Начали думать, что делать в такую рань и темень. На часах стрелка показывала 6 утра. Я взглянул еще раз на листок, где дома записал список достопримечательностей (которых было немного) и понял, что весь день на Худжант это слишком много.

Хорошо, что последним пунктом, т. е. запасным вариантом, был указан городок Истаравшан, находящийся в 80 км южнее. Я читал про него в интернете и меня впечатлила история.

Узнав о том, что в городе был Александр Македонский мне захотелось пройтись по его нетленным следам.

Две тысячи рублей и мой каприз был воплощен в жизнь. Сразу из аэропорта мы поехали в Истаравшан. Правда, водитель не сразу сообразил куда нужно двигаться. Ему пришлось брать помощь — "звонок другу". Дело в том, что все это место знают как город Ура-Тюбе. Даже на картах он так и значится (см.выше).

Я был расстроен погодой. В последнее время как-то я частенько попадаю под немилость богини Дионы. Но, удивительно, проехав чуть больше половины пути начался красивый снегопад. В нескольких километрах от города меня встретили вот эти колоритные дорожные ворота. Фото сделал на обратном пути.

В Истаравшан мы въехали с западной стороны. На фото его окраина.

Ранее в интернете я видел только одну картинку города, ее и хотел найти воочию. Вскоре увидел знакомое сооружение на холме.

Спросив у местного жителя дорогу, поднялись на верх.

Как я уже писал, было ранее время, да еще и понедельник — дверь на замке, вокруг ни души. Позже я узнал, что здесь расположен интересный музей. Мне ничего не оставалось, как просто прогуляться вокруг.

Именно здесь находятся остатки крепости, которую брал Македонский.

С холма открываются панорамные виды на город. Жаль, что было пасмурно, но в тоже время здорово, ведь крыши домов покрылись снежными шапками.

Похоже эти холмы раньше были объединены в один оборонительный комплекс.

Рядом стоит памятник, но на нем нет таблички и в интернете никакой информации. Скорее всего это местный военачальник из далекого прошлого.

После этой исторической и самой значимой достопримечательности Истаравшана я попросил водителя просто немного прокатиться по провинциальному городку.

Портреты президента Таджикистана были повсюду. Один раз увидел фото и с нашим руководителем.

За 2 часа в Истаравшане мы подвезли трех разных человек. Эти были обычные прохожие. Они грелись на заднем сиденье и заодно показывали дорогу. С каждым из них я пытался пообщаться, но русского они не знали. Переводил водитель. Все приятно удивлялись, что я из России. Видимо туристы здесь бывают крайне редко, особенно зимой.

Я предложил найти какую-нибудь старую мечеть. В ее поисках мы заехали в глухие районы города, где может пройти только одна машина.

Мамы вели своих детей в школы и сады. Снег все не прекращался...

Мечетей в городе много, но как-то их все не было видно. Одну из них мы с трудом, но нашли.

Название её так же осталось для меня неизвестным.

Я снял несколько деталей крупным планом и мы уехали.

Было еще несколько коротких остановок, где я не мог не выйти из машины.

Больше всего времени я провел в центре города вот в этом месте.

Я нашел его название — Медресе Хазрати Шох (Намозгох)

По легенде, мечеть была построена богачом из квартала Тал, Мирзо Кобилом, в 1891-1892 гг. Айван мечети был построен позже аксакалом Салимбаем. Айван мечети с двумя рядами резных колонн возвышался над прозрачным хаузом с родниковой водой. Возле родника действовала холодная баня (тахоратхона) с несколькими комнатами. Мечеть отремонтирована в 1913 году.

Мечеть находится на территории гузара Намозгох, который в конце ХVIII и до начала XX века считался культурным, религиозным, торговым и общественным центром Ура-Тюбе.

Соборная мечеть Хазрат Шох являлась одновременно квартальной мечетью гузара Хазрати Шох и служила местом пятничных молитв жителей города в крупных мусульманских праздниках и в будние дни.

К данному религиозному объекту примыкает сквер с большим кол-вом памятников. Герои соцтруда и другие почетные жители города.

В снегу бюсты смотрятся нарядно.

В центре стоит самый большой монумент посвященный таджикскому и персидскому поэту - Рудаки.

За ним символическая крепостная стена, на которой изображены все знаменитые деятели творившие в этом городе. Несмотря на сильный снег я сделал фото почти всех персонажей. Я всегда фотографирую памятники, потому, что потом дома изучаю биографию этих личностей.

Город маленький, но информации по нему в интернете оказалось достаточно много, в основном по истории.

Истаравшан — второй по величине город в Согдийской области, административный центр Истаравшанского района. Расположен на севере Таджикистана, в предгорьях Туркестанского хребта.

Ранее по тюркоязычной традиции назывался Ура-Тюбе. 10 ноября 2000 года Постановлением Национального Совета Высшего Собрания Республики Таджикистан город был переименован на ираноязычный манер в Истаравшан.

Население города составляет 59,9 тыс. человек (2015). По переписи населения 1897 года 16 287 жителей города указало в качестве родного таджикский язык, 4 020 узбекский, 118 русский.

Истаравшан расположен на высоте около 1178 метров над уровнем моря. Климат мягкий, зима — многоснежная, лето жаркое, сухое. Площадь Истаравшана составляет 700 кв. км.
Климат мягкий, зима — многоснежная, лето нежаркое, сухое.

Истаравшан (Уротеппа) является одним из древнейших городов Азии. Ему более 2500 лет.

В 1954 году при археологических раскопках на окраине города найдена крупная удлиненно-треугольная по очертанию пластина из черного плотного сланца. Пластина относится к мустьерскому времени древне-каменного века и имеет стотысячелетнюю давность.

По письменным источникам и некоторым археологическим данным известно, что в VI—IV вв. до нашей эры в связи с развитием ремесел и торговли в оседлых среднеазиатских областях наряду с мелкими сельскими поселениями, возникли крупные населенные пункты городского типа.

Помимо Самарканда в Средней Азии того периода существовали и другие города. Одним из них был нынешний Истаравшан, а в прошлом Кирополь (Курушкада), названный так по имени основателя персидской державы Кира-Куруша (529—559 гг. до нашей эры).

Кирополь обязан своим происхождением росту ремесленного производства и торговли. К тому времени, когда Александр Македонский завоевал Среднюю Азию (IV в до н. э.), Курушкада была уже большим, хорошо укрепленным городом. В его обороне приняли участие 18 тысяч человек.

Жители Кирополя оказали ожесточенное сопротивление войскам Александра Македонского. Тогда он подтянул к городу много войск. Захватчики ввели в действие стенобитные машины. Но и они не помогли. Только хитростью удалось воинам Александра Македонского небольшим отрядом проникнуть по сухому руслу реки и открыть ворота.

Люди продолжали мужественно защищаться, однако из-за недостатка воды они не смогли долго продержаться. Именно здесь, у стен города, Александр Македонский впервые получает ранение.

По его приказу из-за частых восстаний город был разрушен. Позже под разными названиями город упоминается в различных источниках. Одно из них — Устурушана. Она занимала территорию между Гиссарским хребтом на юге, Голодной Степью и Сырдарьей на севере. Уструшана граничила на западе с Согдом, а на востоке с Ферганским округом Аспара (ныне Исфара).

Столицей Уструшаны был самый крупный город области Бунджикат, который большинством исследователей на основе совокупных данных письменных источников и археологического обследования помещается в районе средневекового и нынешнего города Истаравшан.

В конце XV века город находился под властью тимуридского правителя Султана Махмудхона. В его указе (ярлыке), датированном 900 г.х. (1449) Ура-тюбе назван «Уротеппа». Это название упоминает и в труде Мухаммади Солеха (1455—1535) и в «Бабур-наме» Бабура…

Это может означать, что в ХV в. город и отдельные местности, относящиеся к его территории, носили это название. Поэтому можно предположить, что настоящее название город Ура-тюбе носит с XIV в. Новое название города стало общеупотребительным и название Уртепа или Уротеппа стало известно далеко за его пределами.

Во второй половине XVIII в. Ура-Тюбинское владение усиливается и приобретает независимость. Во главе его становятся хакимы из узбекского племени юз. В состав владения, кроме г. Ура-Тюбе, в это время входили города Пенджикент, Ходжент и Джизак, укрепленные пункты Заамин, Ям и Hay. По преданию, даже один из кварталов Ташкента платил дань ура-тюбинскому беку Кулику.

По случая Победы, генерал Крыжановский 3 октября издал приказ, в котором говорилось: «2 октября бухарская крепость Ура-Тюбе, весьма важная для нас во всех отношениях, после восьмидневной осады, взята штурмом. Гарнизон защищался упорно».

О значении города Уротеппа генерал Романовский, командовавший войсками при штурме города, писал: «Ура-Тюбе, составляющий один из главнейших оплотов власти эмира в Средней Азии, пал… Можно надеяться, что падение этого столь важного для Бухары пункта будет иметь весьма большое значение не только в виде упрочения нашей власти в Средней Азии, но и весьма благотворно в видах общего умиротворения края».

Вторая половина XIX века в истории Уротеппа характеризуется установлением царской власти в Средней Азии, коренным образом отличающейся от порядков предыдущих периодов истории.

С другой стороны, это положило конец междоусобным феодальным войнам и переходу Уротеппинского владения из рук в руки, способствовало развитию земледелия, ремесленному производству и торговли. Однако положение ремесленников мало отличалось от положения крестьян. Их заработка едва хватало на обеспечение семьи и покупки сырья.

После присоединения к России были сохранены прежние границы Уротеппинского владения. В 1887 году Уротеппинский район перешел в состав вновь образованной Самаркандской области.

В конце XIX и в начале XX веков Уротеппа оставалась одним из центров ремесла и торговли, садоводства и огородничества. По сведениям 1878 г. под садами и огородами здесь было занято 676 десятин, под виноградниками — 792 десятин земель.
В 1882 г. в Уротеппа один из местных баев построил кирпичный завод.

После завоевания Средней Азии Россией в Уротеппа, по сведениям 1871 года имелись 4 медресе и 19 школ, где обучались 477 учеников, в основном, сыновья купцов, должностных лиц местной администрации и состоятельных людей.

В 1875 году начали проводить телеграфную линию от Ташкента до Самарканда через Худжант, Уротеппа и Джизах. В 1888 г. в русско-туземной школе занимались 17 мальчиков. Была открыта и женская школа. Изменились культура и быт людей.

В 1898 г. в Уротеппа существовал приемный покой, аптека и военный лазарет, где работали в основном русские врачи и младший медперсонал. По некоторым сведениям, еще в 1908 году в Уротеппа существовала общественная библиотека.

Таким образом, несмотря на сильное сопротивление местной феодальной верхушки и реакционного мусульманского духовенства, на реакционную политику царизма, задерживающего экономическое и культурное развитие своей колонии, под влиянием передовой, мировой культуры, во второй половине ХIХ-го и начале XX века произошли большие изменения во всех областях жизни среднеазиатских народов.

За годы Советской власти развивались и укреплялись культурно-просветительные учреждения. Первые кружки художественной самодеятельности работали ещё в первые годы Советской власти.

Сегодня Истаравшан является одним из крупнейших центров ремесла, в частности, по резьбе по дереву, гончарным изделиям и изготовлению национальной кожи. Народные умельцы города славятся не только в области, но и далеко за пределами Таджикистана.

В 25 км к северо-западу от города Истаравшан, на высоте 600 метров над уровнем моря расположены буровые скважины Хаватаг. Горячая минеральная вода хлоридно-натриевого типа, слабощелочная, кремнистая лечит в основном кожно-венерологические, женские заболевания, радикулит — ревматизм, печень и желудок. В 1954 году построена водолечебница на 70 коек. В настоящее время санаторий «Хаватаг» в сезон принимает до 1000 больных.

Санаторий «Уротеппа» — единственная в республике лечебница, где занимаются профилактикой и лечением различных заболеваний сердца, кровеносных сосудов, гипертонии, атеросклероза, ревматизма, дыхательных органов, нервной системы, радикулита.

Работают 28 клубных учреждений, из них 22 в сельских местностях, 2 автоклуба. Кроме этого в городе функционирует народный театр, историко-краеведческий музей, детская музыкальная и художественная школы, парк культуры и отдыха имени Сухайли.

Развивается физическая культура и спорт. Имеется стадион с трибунами на 15 тысяч мест и спортивными дорожками. Выросли хорошие спортсмены. Сейчас в городе живёт чемпион мира по таэквандо Калонов А. (1998 г.)

В городе немало древних средневековых исторических памятников, из них 7 исторических памятников республиканского значения, 14 памятников архитектуры городского значения, 30 памятников архитектуры областного значения, 59 археологических памятников республиканского значения, среди которых можно отметить городище Муг-теппа, крепость Ках-каха, Чилдухтарон, медресе Кук-гумбаз, мавзолей Боботаго, Худоёра Балъами, Хазрати Шох, ансамбль Сари Мазор, Чоргумбаз, 5 жилых домов Хайдара Рахматова, Абдулло Шамсиева и др. (источник Википедия).

На севере Таджикистана, в Согдийской области, неподалеку от Туркестанского хребта расположен прекрасный город Истаравшан. На востоке он граничит с Ганчинским р-ном Таджикистана, на юге — с Айнинским р-ном страны, на юго-востоке — с Киргизией, на северо-западе — с Узбекистаном. Примерно в 80 км от Истаравшана расположен г. Худжанд. Благоприятный местный климат отличается мягкостью, летом здесь наблюдается мало осадков и довольно жарко, а зимой выпадает очень много снега. Согласно статистике за 2000 г. в городе проживает 80500 человек.

Истаравшан принято считать музеем, который расположился прямо под открытым небом. В 2002 г. в городе отметили знаменательную дату — 2500 лет с момента его основания. С давних времен в этом живописном городе наблюдалось активное развитие ремесел и торговли. Истаравшан представляет собой одно из наиболее древних поселений в Центральной Азии. Город назывался Ура-Тюбе вплоть до конца 2000 г., но впоследствии его переименовали в Истаравшан.

Местных жителей называют уратюбинцами. Они известны в качестве профессиональных ремесленников, превзойти мастерство которых практически невозможно. Преимущественно они занимались изготовлением обуви, посуды, тканей и ножей, которые украшались резьбой. В Средней Азии эти изделия оценивались на высшем уровне. Сегодня город представляет собой важнейший центр оптовой торговли. Современный Истаравшан славится успешным функционированием и развитием предприятий, которые занимаются переработкой фруктов и виноделием.

Истаравшан в VI в. до нашей эры основал царь Кир, представитель династии Ахеменидов. Он приказал заняться укреплением поселка, находившегося на месте нынешнего города. Для этого была построена цитадель и возведены высокие стены в три ряда. Новый город стал называться Кирополь в честь царя, хотя определенные источники утверждают, что он назывался Курушкадой. Здесь наблюдался активный рост торговли, а также стремительное развитие ремесел.

В IV в. до н. э. войска А. Македонского завоевывали Среднюю Азию. На тот момент Кирополь представлял собой большой город, имеющий хорошее укрепление. Участие в оборонительных действиях приняли 18000 человек. Местные жители смогли оказать атакующим войскам серьезное сопротивление, после чего к стенам подошло многочисленное войско. Применение орудий для пробития стен не дало никакого результата. Тогда они решили использовать хитрость. Маленький отряд проник в Кирополь по высохшему руслу реки и открыл ворота. Несмотря на то, что местные жители продолжили оборону, критическая нехватка воды не позволила им выдержать наступление. По словам историков, А. Македонский впервые был ранен именно возле городских стен Кирополя. Впоследствии Александр Македонский приказал разрушить город по причине восстаний, которые происходили слишком часто.

В период со II по VII вв. до н. э. на территории Истаравшана находилось поселение под названием Мугтеппа. Оно было известно тем, что здесь жили аристократы, которые возводили замки, отличающиеся особой архитектурной выразительностью. Подтверждением этого являются такие города, как Чильхуджра и Бунджикат. Они имели прекрасно укрепленные здания. Здесь находилось множество дворцов и культовых сооружений. В те времена их украшали резными панно и росписями. В Бунджикате удалось обнаружить довольно интересную роспись. На ней была изображена волчица, которая кормила младенцев. Это свидетельствует о наличии определенных связей между восточными и западными странами.

Бунджикат представлял собой столицу Уструшана. Это государство граничило на востоке с Аспарой, а на западе — с Согдом. При переносе данной местности на административную карту можно убедиться, что в состав Уструшаны входила территория таких современных регионов Согдийской обл. Таджикистана как Айнинский, Гайчинский, Джаббар-Расуловский, Нау, некоторых районов Самаркандской области Узбекистана (Фариш, Джизак, Замин) и Лайлакского района Ошской области Кыргызстана.

Резиденция правительства находилась на холме Муг. Сегодня от нее остались только колонны и ворота между ними, а также купол. Во времена, когда здесь властвовали арабы, Истравшан являлся частью Арабского Халифата. Именно тогда появились сооружения исламской архитектуры, имеющие характерную конструкцию. Город стремительно развивался в IX — X вв. во времена правления династии Саманидов. Ее представители считаются прародителями таджиков.

Переломным в истории Истаравшана стал XIII в. Именно тогда монголы разрушили его. Однако город заново расцвел в XV в. во времена империи Тимуридов и стал называться Ура-Тюбе.

В XVI в. Ура-Тюбе, как и Мавераннахр, потерял свою значимость, поскольку образовалось государство Шейбанидов. Его столицей стал город Бухара.

В XVIII в. наступает следующий этап развития города. В этот период укрепляются стены и цитадель, реставрируются существующие сооружения и возводятся новые для защиты от набегов кочевников.

В 1886 г. Ура-Тюбе стал частью Российской Империи.