Наутилус вымышленная подводная лодка. Первые атомные подводные лодки советского союза и сша. «Наутилус» и реальные подводные корабли

USS Nautilus (SSN-571)

Исторические данные

Общие данные

Энергетическая установка

USS Nautilus (рус. «Наутилус» ) - первая в мире атомная подводная лодка , вступила в строй ВМС США в 1954 году. Ввиду своей уникальности в основном была занята исследовательскими задачами. В 1980 году выведена из состава флота, с 1986 года функционирует как корабль-музей.

Общие сведения

Корабль получил имя Nautilus по названию подводной лодки из фантастического романа Ж.Верна. Он стал четвертым кораблем, носящим это имя - до него были две шхуны (1803 и 1838 г.) и подводная лодка типа Narwhal (1930 г.).

История создания

Предпосылки к созданию

Первые исследовательские работы по созданию корабельного ядерного реактора (ЯР) ВМС США начались в 1939 г. Однако события Второй Мировой войны и сосредоточение усилий на реализации программы создания американской атомной бомбы (проект Manhattan) отодвинули внедрение атомной энергетики на ПЛ более чем на 15 лет. Впрочем, к концу войны в Центре корабельных исследований ВМС США была укомплектована группа офицеров и инженеров, которая в 1946 г. приняла участие в строительстве ЯР в ядерном центре Оак-Ридж.

Однако в конце 1947 г. управление кораблестроения ВМС не поддержало рекомендаций группы по ускорению программы создания ЯР с габаритами, позволяющими разместить его в корпусе ПЛ, и расформировало ее. Однако работы над ЯР для подводных лодок продолжались и вскоре получили поддержку руководства ВМС США . Был создан отдел атомной энергетики при управлении кораблестроения ВМС, позже преобразованный в сектор разработки военно-морских реакторов комиссии по атомной энергии.

В 1948 году США закончили разработку проекта атомной энергетической установки (АЭУ) и приступили к проектированию и строительству опытного реактора. К концу 1949 г. была завершена разработка проекта первой корабельной АЭУ. Прототип реактора размещался внутри стального цилиндра диаметром около 9 м – согласно предполагавшемуся диаметру прочного корпуса будущей подводной лодки.

Общий вид лодок Nautilus и Seawolf

В начале 1950 г. Конгресс США принял решение о выделении в 1952 финансовом году средств на постройку первого прототипа подводной лодки с атомной энергетической установкой (проект SCB 64), а в 1953 финансовом году – второго (проект SCB 64A). Первый из них впоследствии получил название Nautilus , а второй – Seawolf .

Предшественники

Целью строительства Nautilus было выяснить возможность размещения ядерной энергетической установки на лодке и затем сравнить ее с новейшими дизельными лодками типа Tang . Первые атомоходы Nautilus и Seawolf имели схожую с ними архитектуру корпуса (с штевневой носовой оконечностью, широкой палубой надстройки и пр.).

Проектирование

В августе 1949 г. утверждаются тактико-технические данные первой атомной подводной лодки.

В январе 1950 г. было принято решение о строительстве наземного прототипа АЭУ - реактора на тепловых нейтронах STR Mark I. В феврале 1950 г. Х. Риковер запросил ведущую верфь ВМС США Portsmouth Naval Shipyard относительно возможности разработки проекта и изготовления корпуса ЯР для прототипа STR Mark I. После отказа Риковер предложил эту работу верфи Electric Boat Shipyard (Гротон, штат Коннектикут). В конце 1952 г. корпус реактора был изготовлен и доставлен в г. Арко (штат Айдахо). 30 марта 1953 г. прототип STR Mark I достиг уровня критичности, а 25 июня того же года установка была доведена до номинальной мощности.

В ходе проектирования не удалось предусмотреть все детали. Удельная масса атомной установки оказалась очень велика, из-за чего на лодке в итоге не удалось установить часть предусмотренного проектом вооружения и оборудования. Основной причиной утяжеления была биологическая защита (около 740 т).

Постройка и испытания

USS Nautilus после спуска на воду

Контракт ВМС с верфью Electric Boat был подписан 20 августа 1951 г. Стоимость субмарины в ценах 1951 г. составила $37 млн. Подлодка была заложена 14 июня 1952 г. в присутствии президента США Г.Трумэна на верфи в Гротоне. 21 января 1954 г. в присутствии президента США Эйзенхауэра корабль был спущен на воду, а через восемь месяцев - 30 сентября 1954 г. был принят на вооружение ВМС США .

В 11 часов 17 января 1955 г. USS Nautilus отдал швартовы у причала верфи Electric Boat и впервые развил ход под АЭУ. Командир корабля Уилкинсон послал ставшее историческим донесение: «Underway on nuclear power» («Идем на ядерной энергии»).

Вплоть до 17 января 1955 г. атомная подводная лодка (АПЛ) продолжала находиться у достроечной стенки верфи компании Electric Boat. Выполнялась доводка корабля до проектных параметров. Наиболее сложным оказалось обеспечение подводной автономности из-за неудовлетворительной работой системы регенерации и кондиционирования воздуха.

В мае 1955 г. лодка прошла под водой из Нью-Лондона (штат Коннектикут) в Пуэрто-Рико 1300 миль за 84 часа. В начале 1957 г. допустимая продолжительность пребывания под водой была увеличена до 16 суток (около 385 часов). И только в конце 1958 г. продолжительность непрерывного пребывания под водой достигла проектной величины – 31 сутки.

Описание конструкции

Внешний вид и продольный разрез АПЛ Nautilus:

1 – антенна ГАС BQR-4A; 2 – антенна ГАС SQS-4; 3 ~ носовой горизонтальный руль; 4 – носовой входной и торпедопогрузочный люк; 5 – спасательные люки; 6 – прочная рубка; 7 – ходовая рубка; 8 – перископы; 9 – ПМУ АП РЛС BPS-4; 10 – ПМУ АП станций РЭБ и РТР; 11 – ПМУ устройства «шнорхель» (воздухоприемная шахта); 12 – ПМУ систем связи; 13 – антенна станции РЭП; 14 – ПМУ устройства «шнорхель» (газовыхлопная шахта); 15 – кормовой входной люк; 16 – вертикальные рули; 17 – ось кормового горизонтального руля; 18 – шестой (кормовой) отсек; 19 – пятый (турбинный) отсек; 20 – четвертый (реакторный) отсек; 21 – третий (центрального поста) отсек; 22 – центральный пост; 23 – второй (жилой и аккумуляторный) отсек; 24 -первый (торпедный) отсек; 25 – запасные 533-мм торпеды; 26 – 533-мм ТА.

Корпус

Наутилус был первой в мире атомной подводной лодкой . От дизель-электрических лодок отличался не только наличием новой энергетической установки, но также и конструкцией корпуса, расположением цистерн, помещений и оборудования. В то же время, по форме наружных обводов корпуса лодка практически не отличалась от дизель-электрических.

Прочный корпус АПЛ Nautilus изготовлен из стали HTS и разделялся водонепроницаемыми переборками на шесть отсеков. Носовая оконечность имела штевневые обводы, кормовая – конусную форму с круговыми шпангоутами.

Отмечается, что неудачная конструкция корпуса и надстройки АПЛ привела к интенсивной вибрации. Эффективная работа ГАС и скрытность АПЛ обеспечивались на скоростях хода только менее 4 узлов. Этот урок Nautilus был учтен при разработке последующих проектов атомных ПЛ, получивших более обтекаемую форму корпуса.

Энергетическая установка и ходовые качества

Прототип реактора лодки

Атомная энергоустановка (АЭУ) корабля включала в себя один водо-водяной реактор типа S2W тепловой мощностью 50 МВт с двумя парогенераторами (ПГ) и с тремя циркуляционными насосами первого контура на каждый ПГ, два главных турбозубчатых агрегата с турбинами высокого и низкого давления суммарной эффективной мощностью 15000 л.с., два главных конденсатора, два гребных вала с пятилопастными гребными винтами.

АЭУ USS Nautilus суммарной мощностью 9860 кВт обеспечивала надводную скорость более 20 уз. Дальность плавания в подводном положении составляла 25 000 миль при расходе 450 г урана-235 в месяц. Таким образом, продолжительность плавания практически зависела только от исправной работы средств регенерации воздуха, запасов продуктов жизнедеятельности экипажа и выносливости личного состава.

Корпус реактора марки «S2W» фирмы Westinghouse Electric Corporation имел форму цилиндра со сферической крышкой и полусферическим днищем и весил около 35 тонн. Высота реактора составляла 3 м, диаметр - 2,7 м. Корпус реактора крепился в вертикальном положении на основании цистерны водяной защиты. Данная цистерна крепилась на фундаменте в трюме реакторного отсека. Вместе с водяной и композитной защитой высота реактора составляла около 6 метров, а диаметр 4,6 метра. Активная зона реактора была цилиндрической формы и диаметром около 1 метра. Общий вес загрузки реактора составлял около 100 кг. КПД энергетической установки достигал 16%. Биологическая защита ЯР обеспечивала снижение проникающей радиации до уровня ниже естественного фона – около 3 бэр за 30 лет.

Вспомогательное оборудование

Для аварийных случаев и прибрежного маневрирования на атомоходе имелись два дизель-генератора, а также устройство типа «шноркель».

Экипаж и обитаемость

На этой лодке впервые получилось обеспечить весь экипаж штатными койками, отказавшись от принципа «теплой койки» (когда сменившийся с вахты моряк занимал любую свободную койку, с которой недавно встал подвахтенный). Старшины и матросы размещались на трехъярусных койках в кубриках, офицеры – в каютах, командир корабля имел отдельную каюту. Жилые помещения располагались в 2-м, 3-м и 6-м отсеках.

Вооружение

Торпедный отсек USS Nautilus

Минно-торпедное вооружение

Лодка имела шесть носовых торпедных аппаратов типа Mk 50 калибра 533 мм для стрельбы торпедами Mk 14 Mod 6, Mk 16 Mod 6, Mk 16 Mod 8, Mk 37 Mod 1b и Mod 3. Система управления стрельбой – Mk 101 Mod 6. Боезапас включал 24 торпеды (6 – в торпедных аппаратах и 18 – на стеллажах).

При строительстве корабля рассматривалась возможность оснащения его ракетами RGM-6 Regulus, но из-за сложности проекта, было решено прекратить его разработку.

Средства связи, обнаружения, вспомогательное оборудование

АПЛ располагала активно/пассивной гидроакустической станцией (ГАС) типа AN/SQS-4 с цилиндрической антенной в носовой оконечности. Дальность обнаружения в режиме эхопеленгования – 5 миль, рабочая частота – 14 кГц. Однако работающие турбины и конструкции корпуса создавали такую вибрацию и шум, что сонар становился бесполезным уже на скорости 4 узла. Лодка становилась глухой, к тому же такая шумность демаскировала её.

История службы

Доводка АПЛ продолжалась во время испытаний. На начало февраля 1957 г. подводная лодка прошла под водой 60000 миль.

В течение 1957-1959 гг. Nautilus выполнял различные задачи, в том числе предпринял четыре попытки достичь Северного полюса.

Маршрут похода к Северному полюсу

В августе 1957 года сорвалась первая попытка похода на Северный полюс. Зайдя под паковые льды, атомоход попытался всплыть в точке, где эхоледомер показал полынью, но напоролся на дрейфующую льдину, серьёзно повредив единственный перископ. Попытки покорения полюса были продолжены. 3 августа 1958 года, пройдя в подводном положении подо льдами, Nautilus достиг Северного полюса. Субмарина в 23:15 прошла через точку Северного полюса на глубине около 120 м под паковыми льдами толщиной в 7,6 м. Nautilus стал первым кораблем в истории человечества, прошедшим эту точку Земли своим ходом.

В 1958 году вовремя обнаружено проникновение забортной воды внутрь прочного корпуса. Течь возникла в машинном отсеке вследствие того, что главный конденсатор паротурбинной установки не обладал необходимой коррозионной стойкостью. Течь могла привести к выходу из строя энергетической системы корабля.

4 мая 1958 года на лодке, находящейся в подводном положении, вспыхнул пожар из-за воспламенения тепловой изоляции турбины высокого давления. Личный состав в течение нескольких часов боролся с возгоранием, очаг был ликвидирован. Возможно, имелись жертвы, но данные об этом весьма противоречивы.

С 28 мая 1959 г. по 15 августа 1960 г. АПЛ прошла первый капитальный ремонт и перезарядку АЗ ЯР на верфи Portsmouth Naval Shipyard. После завершения ремонта в августе 1960 г. он был приписан к 6-му флоту и стал первой атомной лодкой на Средиземном море.

Повреждения после столкновения с USS Essex

С конца октября до середины декабря 1960 г. Nautilus находился в Средиземном море в составе 6-го флота ВМС США. После этого лодка участвовала в ряде учений НАТО в Атлантике. Осенью 1962 г. субмарина принимала участие в морской блокаде Кубы.

С 17 января 1964 г. по 15 мая 1966 г. состоялся второй капитальный ремонт и перезарядка активной зоны ЯР. К весне 1966 г. АПЛ прошла под водой 300000 миль. В течение следующих двенадцати лет она участвовала в ряде исследовательских программ ВМС.

10 ноября 1966 года Nautilus в ходе учений в перископном положении маневрировал, готовясь атаковать авианосец USS Essex (CVS-9). От столкновения авианосец получил подводную пробоину, но остался на плаву. Лодка серьёзно повредила рубку, но хода не лишилась и ушла в базу на ремонт.

Весной 1979 г. Nautilus отправился из Гротона в свой последний подводный переход на верфь Mare Island Naval Shipyard, где корабль был выведен из состава флота.

Память

Корабль-музей Nautilus

В октябре 1979 г. ВМС приняли решение о переоборудовании Nautilus в музейный экспонат. В мае 1982 г. было объявлено, что АПЛ является «национальным памятником исключительного значения» (National Historic Landmark).

Переоборудование в музейный экспонат выполнялось на верфи Mare Island. Реактор сохранен и законсервирован, активная зона ядерного реактора была выгружена. Для входа и выхода посетителей в правом (парадном) борту были прорезаны два проема в прочном корпусе. Для посетителей доступны 1, 2 и 6 отсеки.

В 1985 г. Nautilus отбуксировали в Гротон и разместили в акватории Музея подводных сил. Для посетителей АПЛ открыли 11 апреля 1986 г. – в день 86-й годовщины учреждения подводных сил ВМС США.

20 мая 1982 г. Nautilus был объявлен национальным историческим памятником. Были разработаны планы конверсии подводной лодки в музей для общественного показа. После дезактивации и выполнения большого объема подготовительных работ 6 июля 1985 г. Nautilus был отбуксирован в Гротон (штат Коннектикут). Здесь в музее подводного флота США первая в мире атомная подводная лодка открыта для публики.

Командиры

Коммандер Андерсон

Имя командира, звание Начало службы Окончание службы
Коммандер Вилкинсон (Eugene P. Wilkinson) Сентябрь 1954 г. Июнь 1957 г.
Коммандер Андерсон (William R. Anderson) Июнь 1957 г. Июнь 1959 г.
Коммандер Зек (Lando W. Zech, Jr.) Июнь 1959 г. Апрель 1962 г.
Коммандер Метцел (Jeffery C. Metzel, Jr.) Апрель 1962 г. Октябрь 1963 г.
Коммандер Фогарти (Francis C. Fogarty) Октябрь 1963 г. Апрель 1967 г.
Коммандер Григс (Norman E. Griggs) Апрель 1967 г. Январь 1970 г.
Коммандер Кокфилд (David W. Cockfield) Январь 1970 г. Июнь 1972 г.
Коммандер Анкони (Alex Anckonie, III) Июнь 1972 г. Декабрь 1976 г.
Коммандер Ридел (Richard A. Riddell) Декабрь 1976 г. Март 1980 г.

Награды

В ходе службы корабль получил ряд наград:

  • Благодарность президента за операцию «Солнечный свет» (покорение Северного полюса)
  • Медаль за службу национальной обороне

Оценка проекта

Как показали испытания Nautilus , благодаря атомной энергетической установке новый корабль получил практически неограниченную, в пределах автономности по запасам провизии, дальность непрерывного подводного плавания. Причем скорость его движения под водой оказалась выше скорости движения в надводном положении. Благодаря этому корабль мог быстро занять выгодную для атаки позицию или длительное время преследовать цель, используя собственные гидроакустические средства и в первую очередь шумопеленгаторную станцию BQR-4. Во всех отношениях он имел значительные преимущества перед дизель-электрическими подлодками, за исключением, разве что производимого самой лодкой шума.

Конечно же ее назвали "Наутилус" - это имя подводной лодке капитана Немо, приключения которого Жюль Верн описал в своем фантастическом романе "20.000 лье под водой". Американский Наутилус являлся первой атомной подводной лодкой в мире. Она была спущена на воду 21 января 1954 года в США. Позже "Наутилус" стал означать определенный класс американских подводных лодок.

С Наутилусом связана одна интересная история - 3 августа 1958 года, примерно через 100 часов плавания, пройдя 3400 км, первая подводная лодка достигает Северного полюса. Подводники идут под бесконечными льдами Арктики на глубине около ста метров. Но такая работа требовала годы подготовки и дойти до него Наутилус смог только с пятой попытки. Впервые в истории подводного флота 3 августа 1958 года субмарина пересекает Северный полюс и снова возвращается к берегам Гренландии.

Это были годы непрерывной технологической гонки во время холодной войны, когда американцы спешили реабилитироваться из-за запущенного СССР "Спутника". В 1957 году он стал первым искусственный аппаратом, посланным человеком в космос. Обогнать неважно в чем Советский Союз в те годы было делом чести для Америки.

Таким образом американские военные заняли первое место в гонке под водой, хотя Советский Союз официально всегда отрицал прохождения "Наутилуса" в его территориальных водах Сибири.

Наутилус установил в свое время несколько рекордов для подводных лодок. Один из главных это беспрерывное подводное плавание более 90 часов на крейсерской скорости 20 узлов. Наутилус прошел за это время 1213 миль (2250 километров) . Лодка стояла на боевом дежурстве до 1972 года, потом она использовалась в учебных целях. С 6 июля 1985 года «Наутилус» переоборудован в музей подводных сил ВМС США. Желающие посмотреть на нее могут в гавани Гротона, находящейся штате Коннектикут.

На атомной энергии.

В декабре 1938 г., когда весь мир с тревогой взирал на агрессивные устремления фашизма, немецкие ученые-физики О. Ган и Ф. Штрасман открыли деление ядер урана в результате бомбардировки их нейтронами, а в начале 1939 г. австрийский физик Л. Майтнер дала правильную интерпретацию опытам Гана и Штрасмана, впервые ввела для этого понятие "деление ядра".

Об истории атомной энергетики написано много, поэтому не будем повторяться. Напомним только, что под руководством эмигрировавшего в США выдающегося итальянского физика Энрико Ферми 2 декабря 1942 г. впервые была осуществлена управляемая цепная реакция деления ядер урана. Это факт общеизвестный в отличие от некоторых событий, ему предшествовавших...

Еще 17 марта 1939 г. Ферми был приглашен в Вашингтон и на совещании, в котором участвовали ученые и офицеры ВМС США, подробно рассказал о тех возможностях, которые открывает для энергетики управляемая реакция ядерного распада. На совещании присутствовал человек, который сразу ухватился за эту идею применительно к подводному кораблестроению. Им был физик научно-исследовательской лаборатории ВМС США доктор Р. Ганн. В течение считанных дней, последовавших за информацией Ферми, Ганн при поддержке руководства Морского инженерного управления (ныне Управление кораблестроения) предпринял попытку получить средства для развёртывания работ по созданию атомной энергетической установки (АЭУ) для подводной лодки, но потерпел неудачу. Большинство научных авторитетов армии и флота не разделяло мнение о необходимости работ в области корабельной ядерной энергетики и считало, что все усилия науки и экономики США следует сосредоточить исключительно на создании атомной бомбы. Не помог и доклад, врученный 1 ноября 1939 г. президенту Ф. Рузвельту, в котором, в частности, говорилось:

...При расщеплении атомов урана выделяется огромное количество тепла. Если управлять цепной реакцией таким образом, что она будет развиваться постепенно, ее, очевидно, можно использовать как постоянный источник энергии для подводных лодок, что позволит обходиться без больших аккумуляторных батарей.

Только в ноябре 1944 г. представители ВМС США сумели убедить комитет, созданный для разработки рекомендаций по послевоенному развитию атомной энергии, в необходимости создания атомных подводных лодок (ПЛА). В декабре 1945 г. была разработана обширная программа строительства ПЛА, предложения по реализации которой в апреле 1946 г. Научно-исследовательская лаборатория ВМС США представила Управлению кораблестроения. Рекомендовалось, в частности, сосредоточить усилия на создании корабельных ядерных реакторов двух типов: на медленных и промежуточных нейтронах, применив в качестве теплоносителя воду и жидкий металл.

В основе работы АЭУ лежит превращение ядерной энергии в механическую путем использования атомного реактора как источника тепла, за счет которого вода превращается в пар. Таким образом, уместна аналогия между реактором и паровым котлом паросиловой установки, но с Той разницей, что пар в котле генерируется в результате сжигания органического топлива, а в АЭУ - за счет тепла, выделяющегося при делении ядерного горючего в реакторе. Принципиальное преимущество АЭУ вытекает из огромной концентрации ядерной энергии в веществе по сравнению с концентрацией химической энергии в органическом топливе. Так, если при сгорании одного килограмма дизельного топлива выделяется около 42 МДж теплоты, то такое же количество ядерного горючого дает теплоты в два миллиона раз больше. При этом (что особенно важно) АЭУ не нуждается в подводе атмосферного воздуха или другого окислителя, без которых не может обойтись ни один тепловой двигатель, работающий на органическом топливе.

АЭУ состоит из двух контуров. Вода первого контура, нагретая в активной зоне реактора, поступает в парогенераторы , где отдает теплоту воде второго контура, превращая ее в пар, поступающий в паротурбинную часть, мало чем отличающуюся от применяемых в обычных корабельных паросиловых установках. Таким образом, в АЭУ рассматриваемого типа теплоносителем является вода, а рабочим телом водяной пар.

Работы по созданию ПЛА велись ускоренными темпами. В 1948 г. был закончен проект АЭУ и заключен контракт на проектирование и строительство опытного реактора, а в августе 1949 г. утверждены тактико-технические данные первой ПЛА, которая была заложена в июне 1952 г. на верфи в Гротоне и названа Наутилусом . 21 января 1954 г. в присутствии президента США Эйзенхауэра Наутилус был спущен на воду, а 18 января 1955 г. вышел на испытания и командир передал в эфир открытым текстом "Идем под атомным двигателем ".

АПЛ Наутилус

При водоизмещении Наутилуса 3764/4040 т двухвальная АЭУ суммарной мощностью 9860 кВт обеспечивала скорость 20/23 уз. Дальность плавания в подводном положении составляла 25 тыс. миль при расходе 450 г 235U в месяц. Таким образом, продолжительность плавания практически зависела только от исправной работы средств регенерации воздуха, запасов продуктов жизнедеятельности экипажа и выносливости личного состава.

Опыт создания первой ПЛА выявил много вопросов. Удельная масса АЭУ была очень велика - около 80 кг/кВт, из-за этого на Наутилусе не удалось установить часть предусмотренного проектом вооружения и оборудования. Низкие удельные массовые показатели АЭУ объясняются конструктивной спецификой ее паропроизводительной части, масса которой на Наутилусе составляла около 85 % массы всей АЭУ.

Основной причиной утяжеления установки является биологическая защита, в состав которой входят свинец, сталь и другие материалы. В связи с этим возникает и другая сложность. Столь большую массу (около 740 т), сосредоточенную в одном отсеке, очень трудно согласовать с геометрией и массой подводной лодки в целом, которая после укомплектования всеми штатными грузами не должна иметь крена и дифферента.

В 1957 г. в США была построена вторая ПЛА Сивулф водоизмещением 3765/4200 т, реактор которой работал на промежуточных нейтронах, а в качестве теплоносителя применен жидкий натрий - металл с очень низкой температурой плавления. Расплавленный натрий циркулировал в первом контуре АЭУ, что позволяло при относительно небольшом давлении в контуре - порядка 600 кПа - резко поднять температуру в нем и за счет этого значительно увеличить параметры пара во втором контуре, повысив удельную мощность АЭУ при одновременном снижении ее удельной массы. Турбины Сивулфа работали на перегретом паре давлением 4000-4800 кПа с температурой 410-442°С. Для сравнения укажем, что к турбинам Наутилуса подводился насыщенный пар с давлением 1500-2500 кПа и температурой 200-250°С.

Управление кораблестроения США рассчитывало, что проектирование, строительство и эксплуатация двух первых лодок с разнотипными АЭУ позволит сравнить установки и выбрать оптимальный вариант. Но сравнение не удалось. Расплавленный натрий, как и другие щелочные металлы, химически агрессивен. В результате трубопроводы первого контура АЭУ Сивулфа быстро корродировали вплоть до появления свищей. Утечка натрия из первого контура и его высокая радиоактивность вынудили вначале отключить систему перегрева пара, что привело к снижению мощности установки до 80 %, а позже и вообще отказаться от применения на подводных лодках АЭУ с жидкометаллическим теплоносителем. В 1959 г. Сивулф вывели из состава флота и переоборудовали под АЭУ, аналогичную установленной на Наутилусе .

АЭУ произвела революцию в подводном плавании, открыв широкую перспективу существенного улучшения тактико-технических элементов подводных лодок. Уже первые ПЛА около 80 % ходового времени находились в подводном положении, а на отдельных переходах - до 98 %. Атомная установка позволила значительно увеличить энерговооруженность лодок. Даже на Наутилусе с далекой от совершенства АЭУ энерговооруженность в подводном положении составила 2,9 кВт/т, в то время как на дизель-электрических подводных лодках США той поры она не превышала 1,6 кВт/т.

Конечно, низкие удельные массовые показатели АЭУ являлись существенным тормозом к их внедрению в подводное кораблестроение. Правда, по мнению американских специалистов, следовало ожидать существенного уменьшения удельной массы АЭУ по мере их совершенствования. При этом указывалось, что для АЭУ мощностью 33 тыс. кВт удельная масса может составить 15-19 кг/кВт, что позволит разместить установку в три с лишним раза более мощную, чем на Наутилусе , в энергетических отсеках, по габаритам не превышающих такие же первой ПЛА. Но, как показало будущее, все оказалось намного сложнее.

Однако сам факт создания АЭУ для подводных лодок был впечатляющим. Единый двигатель для надводного и подводного хода лодки стал реальностью.

21 января 1954 года была спущена на воду атомная подводная лодка Nautilus. Она стала первой в мире субмариной с ядерным реактором. Пять фактов о подлодке, с созданием которой открылась новая страница в истории "холодной войны", - в нашем материале

Nautilus был спущен на воду 21 января 1954 года в присутствии президента США Дуайта Эйзенхауэра, через восемь месяцев субмарина была принята на вооружение ВМС США, а 17 января 1955 года Nautilus вышел на ходовые испытания в открытый океан. Спустя 25 лет первая в мире атомная подводная лодка была выведена из состава американского флота, в 1985 году она превратилась в музей.

1. Имя "украдено" у Жюля Верна

Подлодка была названа в честь легендарного корабля капитана Немо из романа Жюля Верна "Двадцать тысяч лье под водой". Вымышленный Nautilus обладал выдающимися для своего времени размерами и техническими характеристиками. Так, капитан Немо на своей подлодке всего за семь месяцев преодолел расстояние в 20 тысяч лье под водой (примерно 90 тысяч километров). Nautilus Жюля Верна мог опускаться на глубину до 16 километров, разгоняться под водой до 50 узлов. Кроме того, литературная субмарина могла уничтожать надводные корабли с помощью специального тарана — металлического "бивня", который размещался на носу. Однако по другой версии, первая в мире атомная подлодка была названа не в честь немовской субмарины, а в честь другой американской подводной лодки - USS Nautilus (SS-168), которая принимала участие в сражениях Второй мировой войны.


2. Русские корни создателя Nautilus

"Отец атомного флота" Хайман Риковер родился в 1900 году в городке Макув-Мазовецки, который до Октябрьской революции входил в состав Российской Империи. Фамилия Риковер произошла от названия деревни Рыки, расположенной неподалеку от Варшавы. В США создатель первой в мире атомной подводной лодки попал в шестилетнем возрасте, его семья была вынуждена эмигрировать.

3. Огромная масса

Из-за слишком высокой удельной массы атомной установки на подлодке не удалось расположить часть предусмотренного проектом вооружения и оборудования. Основной причиной утяжеления была биологическая защита, в состав которой входит свинец, сталь и другие материалы - всего около 740 тонн. В итоге все вооружение Nautilus составляли шесть носовых торпедных аппаратов с боекомплектом в 24 торпеды, несмотря на то, что при проектировании субмарины предполагалось большее количество.


4. Слишком много шума

Одной из главных недоработок подлодки был назван страшный шум. Причиной его возникновения были сильные колебания неустановленного рода. Волны, которые создавал Nautilus, вызывали вибрацию конструкций субмарины частотой около 180 Герц, что опасно приближалось к значениям вибрации корпуса лодки. При совпадении этих вибраций субмарина могла разрушиться. Во время испытаний было установлено, что шум, который создавался уже на скорости хода в восемь узлов, и вибрация были препятствием для нормального запуска и управления торпедами. На скорости хода 15-17 узлов экипаж подлодки вынужден был общаться при помощи крика. Высокий уровень шума делал бесполезным сонар уже на скорости четыре узла.


5. Достигла Северного полюса

3 августа 1958 года Nautilus стал первым кораблем, который достиг Северного полюса своим ходом. Для покорения данной географической точки на субмарине была установлена специальная аппаратура, позволявшая определить состояние льда, и новый компас, который действовал в высоких широтах. Перед самым походом Уильям Андерсон, который стоял во главе операции, раздобыл самые свежие карты и лоции с глубинами Арктики и даже совершил авиаперелет, повторявший запланированный для Nautilus маршрут.


22 июля 1958 года подводная лодка вышла из Перл-Харбора с целью достичь Северного полюса. В ночь на 27 июля корабль пришел в Берингово море, а еще через два дня он был уже на окраине Северного Ледовитого океана в Чукотском море. 1 августа субмарина опустилась под паковые арктические льды и спустя два дня Nautilus достиг своей цели - Северного географического полюса Земли.

21 января 1954 года, была спущена на воду атомная подводная лодка «Наутилус» («Nautilus»). Это была первая субмарина с ядерным реактором, позволяющим месяцами находиться в автономном плавании без подъема на поверхность. Открывалась новая страница в истории Холодной войны…

Идея использовать ядерный реактор в качестве силовой установки субмарин возникла еще в Третьем рейхе. Не потребляющие кислород «урановые машины» (так назывались тогда ядерные реакторы) профессора Гейзенберга предназначались прежде всего для «подводных волков» Криегсмарине. Однако довести работу до логического завершения у немецких физиков не получилось, и инициатива перешла к США, которые некоторое время были единственной страной в мире, располагавшей атомными реакторами и бомбами.

В первые годы Холодной войны между СССР и США в качестве носителей атомной бомбы американским стратегам мыслились бомбардировщики дальнего действия. У США имелся большой опыт боевого применения этого вида вооружения, американская стратегическая авиация обладала репутацией самой мощной в мире, наконец, территория США считалась в значительной степени неуязвимой для ответного удара противника. Однако использование самолетов требовало их базирования в непосредственной близости к границам СССР. В результате предпринятых дипломатических усилий уже в июле 1948 года лейбористское правительство дало согласие на размещение в Великобритании 60 бомбардировщиков «Б-29» с атомными бомбами на борту. После подписания в апреле 1949 года Североатлантического пакта вся Западная Европа оказалась втянутой в ядерную стратегию США, а число американских баз за рубежом к концу 1960-х годов достигло 3400!

Однако с течением времени американские военные и политики пришли к пониманию того, что присутствие стратегической авиации на иностранных территориях связано с риском изменения политической ситуации в той или иной стране, поэтому носителем атомного оружия в будущей войне всё чаще виделся флот. Окончательно эта тенденция укрепилась после убедительных испытаний атомных бомб у атолла Бикини.

В 1948 году американские конструкторы закончили разработку проекта атомной энергетической установки и приступили к проектированию и строительству опытного реактора.
Таким образом, существовали все предпосылки для создания флота атомных субмарин, которые не только должны были нести на себе ядерное оружие, но и иметь атомный реактор в качестве силовой установки.

Строительство первой такой лодки, нареченной в честь фантастической субмарины, придуманной Жюлем Верном, «Наутилусом» и имевшей обозначение SSN-571, началось 14 июня 1952 года в присутствии президента США Гарри Трумэна на верфи в Гротоне.

21 января 1954 года в присутствии президента США Эйзенхауэра «Наутилус» был спущен на воду, а через восемь месяцев – 30 сентября 1954 года – принят на вооружение ВМС США.
17 января 1955 года «Наутилус» вышел на ходовые испытания в открытый океан, и его первый командир Юджин Вилкинсон передал в эфир открытым текстом: «Идем под атомным двигателем».
Не считая абсолютно новой энергетической установки «Марк-2», лодка имела обычную конструкцию. При водоизмещении Наутилуса около 4000 тонн двухвальная атомная энергетическая установка суммарной мощностью 9860 киловатт обеспечивала скорость более 20 узлов. Дальность плавания в подводном положении составляла 25 тысяч миль при расходе 450 граммов U235 в месяц. Таким образом, продолжительность плавания зависела только от исправной работы средств регенерации воздуха, запасов продуктов жизнедеятельности экипажа и выносливости личного состава.

При этом однако удельная масса атомной установки оказалась очень велика, из-за этого на Наутилусе не удалось установить часть предусмотренного проектом вооружения и оборудования. Основной причиной утяжеления была биологическая защита, в состав которой входит свинец, сталь и другие материалы (около 740 тонн). В итоге всё вооружение «Наутилуса» составляли 6 носовых торпедных аппаратов с боекомплектом в 24 торпеды.

* * *
Как и в любом новом деле, не обошлось без проблем.

Еще в ходе постройки «Наутилуса», а конкретно – во время испытаний энергетической установки, произошел разрыв трубопровода второго контура, по которому насыщенный пар с температурой около 220 °C и под давлением 18 атмосфер поступал из парогенератора к турбине. К счастью, это был не главный, а вспомогательный паропровод.

Причиной аварии, как установили в процессе расследования, был производственный дефект: вместо труб из качественной углеродистой стали марки А-106 в паропровод включили трубы из менее прочного материала А-53. Авария заставила американских конструкторов поставить под сомнение целесообразность использования сварных труб в системах подводных лодок, работающих под давлением.

Устранение последствий аварии и замена уже смонтированных сварных труб безшовными задержали окончание постройки «Наутилуса» на несколько месяцев.

После вступления лодки в строй по средствам массовой информации начали циркулировать слухи, будто бы личный состав «Наутилуса» получил серьезные дозы радиации вследствие недостатков в конструкции биозащиты. Сообщалось, что военно-морскому командованию пришлось в спешном порядке произвести частичную замену экипажа, а подводную лодку поставить в док для внесения в конструкцию защиты необходимых изменений. Насколько верна эта информация, не известно до сих пор.

4 мая 1958 года на «Наутилусе», следовавшем в подводном положении из Панамы в Сан-Франциско, произошел пожар в турбинном отсеке. Возгорание пропитанной маслом изоляции турбины левого борта, как было установлено, началось за несколько дней до пожара, но его признаки оставили без должного внимания. Легкий запах дыма приняли за запах свежей краски. Пожар обнаружили лишь тогда, когда нахождение личного состава в отсеке из-за задымленности стало невозможным. В отсеке было так много дыма, что подводники в противодымных масках не смогли найти его источник.

Не выяснив причин появления дыма, командир корабля отдал приказ остановить турбину, всплыть на перископную глубину и попытаться провентилировать отсек через шноркель. Однако эти меры не помогли, и лодка была вынуждена всплывать в надводное положение. Усиленная вентиляция отсека через открытый люк с помощью вспомогательного дизель-генератора наконец принесла свои результаты. Количество дыма в отсеке уменьшилось, и экипажу удалось найти место возгорания. Два матроса в противодымных масках (на лодке оказалось лишь четыре таких маски) с помощью ножей и плоскогубцев принялись сдирать тлеющую изоляцию с корпуса турбины. Из-под сорванного куска изоляции выбился столб пламени высотой около метра. В ход пошли пенные огнетушители. Пламя было сбито, и работы по удалению изоляции продолжались. Людей приходилось менять через каждые 10-15 минут, так как едкий дым проникал даже в маски. Только через четыре часа вся изоляция с турбины была удалена и пожар потушен.
После прихода лодки в Сан-Франциско ее командир осуществил ряд мероприятий, направленных на повышение пожарной безопасности корабля. В частности, старая изоляция была удалена и со второй турбины. Изолирующими дыхательными аппаратами был обеспечен весь личный состав подводной лодки.

В мае 1958 года во время подготовки «Наутилуса» к походу на Северный полюс на лодке имела место водотечность главного конденсатора паротурбинной установки. Просачивающаяся в конденсатно-питательную систему забортная вода могла явиться причиной засоления второго контура и повлечь за собой выход из строя всей энергетической системы корабля. Неоднократные попытки найти место протечки не привели к успеху, и командир подводной лодки принял оригинальное решение. После прихода «Наутилуса» в Сиэтл матросы в штатской одежде – подготовка похода держалась в строгой тайне – скупили в автомобильных магазинах всю патентованную жидкость для заливки в радиаторы автомобилей с целью прекращения течи.
Половина этой жидкости (около 80 литров) была вылита в конденсатор, после чего ни в Сиэтле, ни позже во время похода проблема засоления конденсатора не возникало. Вероятно, течь была в пространстве между двойными трубными досками конденсатора и прекратилась после заливки этого пространства самотвердеющей смесью.

10 ноября 1966 года во время учений ВМС НАТО в Северной Атлантике «Наутилус», выходивший в атаку в перископном положении на американский авианосец «Эссекс» (водоизмещение 33 тысяч тонн), столкнулся с ним. В результате столкновения авианосец получил подводную пробоину, а на лодке было разрушено ограждение выдвижных устройств. В сопровождении эсминца «Наутилус» дошел своим ходом со скоростью около 10 узлов до военно-морской базы в американском Нью-Лондоне, преодолев расстояние около 360 миль.

* * *
22 июля 1958 года «Наутилус» под командованием Уильяма Андерсена вышел из Перл-Харбора с целью достичь Северного полюса.

А началось всё с того, что в конце 1956 года начальник штаба ВМС адмирал Бэрк получил письмо от сенатора Джексона. Сенатора интересовала возможность действий атомных субмарин под паковыми льдами Арктики. Это письмо было первой ласточкой, заставившей командование американского флота всерьез задуматься об организации похода к Северному полюсу. Правда, часть американских адмиралов считала затею безрассудной и была категорически против. Несмотря на это, командующий подводными силами Атлантического флота считал полярный поход делом решенным.

Андерсон начал готовиться к предстоящему походу с утроенным рвением. На «Наутилусе» была установлена специальная аппаратура, позволявшая определить состояние льда, и новый компас МК-19, который в отличие от обычных магнитных компасов действовал в высоких широтах. Перед самым походом Андерсон раздобыл самые свежие карты и лоции с глубинами Арктики и даже совершил авиаперелет, маршрут которого совпадал с планируемым маршрутом «Наутилуса».
19 августа 1957 года «Наутилус» взял курс на район между Гренландией и Шпицбергеном. Первый пробный выход субмарины под паковый лед оказался неудачным. Когда эхоледомер зафиксировал нулевую толщину льда, лодка попыталась всплыть. Вместо ожидаемой полыньи «Наутилус» встретил дрейфующую льдину. От столкновения с ней лодка сильно повредила единственный перископ, и командир «Наутилуса» принял решение вернуться назад, к кромке паков.
Искореженный перископ чинили в походных условиях. Андерсон довольно скептически наблюдал за тем, как работают сварщики по нержавеющей стали – даже в идеальных заводских условиях такая сварка требовала большого опыта. Тем не менее образовавшаяся в перископе трещина была заделана, и прибор снова начал действовать.

Не принесла результата и вторая попытка достичь полюса. Через пару часов после того как «Наутилус» пересек 86-ю параллель, вышли из строя оба гирокомпаса. Андерсон решил не искушать судьбу и отдал приказ поворачивать – в высоких широтах даже мизерное отклонение от правильного курса могло оказаться роковым и вывести корабль к чужому берегу.
В конце октября 1957 года Андерсон выступил в Белом доме с небольшим докладом, который посвятил недавнему походу под арктическими льдами. Доклад выслушали с безразличием, и Уильям был разочарован. Тем сильнее стало желание командира «Наутилуса» отправиться к полюсу снова.

Обдумывая это плавание, Андерсон подготовил письмо в Белый дом, в котором убедительно доказывал, что переход через полюс станет реальностью уже в следующем году. Из администрации президента дали понять, что командир «Наутилуса» может рассчитывать на поддержку. Идеей заинтересовался и Пентагон. Вскоре после этого адмирал Бэрк доложил о готовящемся походе самому президенту, который отнесся к планам Андерсона с большим энтузиазмом.

Операция должна была проводиться в атмосфере строгой секретности – командование опасалось новой неудачи. О деталях похода знала только небольшая группа людей в правительстве. Чтобы скрыть истинную причину установки на «Наутилусе» дополнительного навигационного оборудования, было объявлено об участии корабля в совместных учебных маневрах вместе с лодками «Скейт» и «Хафбик».

9 июня 1958 года «Наутилус» отправился в свое второе полярное плавание. Когда Сиэтл остался далеко позади, Андерсон приказал закрасить номер субмарины на ограждении рубки, чтобы сохранить инкогнито. На четвертый день пути «Наутилус» приблизился к Алеутским островам. Зная, что дальше придется идти по мелководью, командир корабля скомандовал всплытие. «Наутилус» долго маневрировал в этом районе – искал удобную брешь в цепи островов, чтобы пробраться на север. Наконец, штурман Дженкинс обнаружил достаточно глубокий проход между островами. Преодолев первое препятствие, подводный корабль вошел в Берингово море.
Теперь «Наутилусу» предстояло проскочить через узкий и покрытый льдами Берингов пролив. Путь западнее острова Святого Лаврентия оказался полностью закрытым паковыми льдами. Осадка некоторых айсбергов превышала десяток метров. Они легко могли раздавить «Наутилус», прижав подводный корабль ко дну. Несмотря на то, что значительная часть пути была пройдена, Андерсон отдал приказ следовать обратным курсом.

Командир «Наутилуса» не отчаивался – возможно, восточный проход через пролив окажется более приветливым к редким гостям. Лодка вышла из сибирских льдов и взяла курс на юг от острова Святого Лаврентия, собираясь пройти в глубокие воды мимо Аляски. Следующие несколько дней похода прошли без приключений, и утром 17 июня субмарина достигла Чукотского моря.

И тут радужные ожидания Андерсона рухнули. Первым тревожным сигналом стало появление льдины девятнадцатиметровой толщины, которая шла прямо на подводный корабль. Столкновения с ней удалось избежать, но самописцы приборов предостерегали: на пути лодки – еще более серьезная преграда. Прижавшись к самому дну, «Наутилус» проскользнул под огромной льдиной на расстоянии всего полутора метров от нее. Избежать гибели удалось лишь чудом. Когда перо самописца наконец-то пошло вверх, указывая, что лодка разминулась с льдиной, Андерсон понял: операция провалена окончательно…

Капитан направил свой корабль в Перл-Харбор. Оставалась еще надежда, что в конце лета граница льда отодвинется к более глубоким районам, и можно будет предпринять еще одну попытку подобраться к полюсу. Но кто даст на нее разрешение после стольких неудач?

Реакция высшего военного ведомства США была немедленной – Андерсона вызвали в Вашингтон для объяснений. Командир «Наутилуса» держался молодцом, проявив упорство. Его доклад для старших офицеров Пентагона выражал твердую уверенность в том, что следующий, июльский, поход несомненно увенчается успехом. И ему дали еще один шанс.

Андерсон тут же начал действовать. Для наблюдения за ледовой обстановкой он выслал на Аляску своего штурмана Дженкса. Для Дженкса сочинили легенду, согласно которой он являлся офицером Пентагона, наделенным специальными полномочиями. Прибыв на Аляску, Дженкс поднял в воздух чуть ли не всю патрульную авиацию, которая ежедневно вела наблюдения в районе будущего маршрута «Наутилуса». В середине июля Андерсон, всё еще находившийся в Перл-Харборе, получил долгожданное известие от своего штурмана: ледовая обстановка стала благоприятной для трансполярного перехода, главное – не упустить момент.

22 июля атомная подлодка с затертыми номерами покинула Перл-Харбор. «Наутилус» шел на максимальной скорости. В ночь на 27 июля Андерсон вывел корабль в Берингово море. Еще через два дня, проделав 2900-мильный путь от Перл-Харбора, «Наутилус» уже рассекал воды Чукотского моря.

1 августа субмарина опустилась под паковые арктические льды, местами уходящие в воду на глубину до двадцати метров. Провести «Наутилус» под ними было нелегко. Почти всё время Андерсон сам стоял на вахте.

Экипаж корабля был взволнован предстоящим событием, которое хотелось отметить должным образом. Некоторые, например, предлагали описать вокруг полюса двадцать пять небольших кругов. Тогда «Наутилус» смог бы войти в книгу рекордов Гиннеса как корабль, первым в истории мореплавания совершивший 25 кругосветных путешествий в одном походе. Андерсон справедливо считал, что о подобных маневрах не может быть и речи – слишком велика вероятность сбиться с курса. Командира «Наутилуса» волновали совсем другие проблемы. Чтобы пересечь полюс как можно точнее, Андерсон не отрывал взгляда от указателей электронавигационных приборов. 3 августа в двадцать три часа пятнадцать минут цель похода – Северный географический полюс Земли – была достигнута.

Не задерживаясь в районе полюса дольше, чем этого потребовал сбор статистической информации о состоянии льдов и забортной воды, Андерсон направил подводный корабль в Гренландское море. «Наутилусу» предстояло прибыть в район Рейкьявика, где должна была состояться секретная встреча. Вертолет, ожидавший подлодку в точке рандеву, снял с борта субмарины только одного человека – командира Андерсона. Спустя пятнадцать минут вертолет приземлился в Кефлавике рядом с готовым к отправке транспортным самолетом. Когда колеса самолета коснулись посадочной дорожки аэродрома в Вашингтоне, Андерсона уже ожидала машина, высланная из Белого дома – командира «Наутилуса» пожелал увидеть президент. После отчета об операции Андерсона снова вернули на борт лодки, которая за это время успел достичь Портленда.

Через шесть дней «Наутилус» и его командир с почетом входили в Нью-Йорк. В их честь был устроен военный парад…

* * *
Среди современных мифов есть и такой.
Рассказывают, будто бы на подводной лодке «Наутилус» проводились эксперименты по установлению телепатической связи.

Эту информацию озвучили в конце 1950-х годов два французских конспиролога – Луи Повель и Жак Бержье. Их статья не прошла мимо внимания советских органов, защищающих страну от потенциального агрессора. 26 марта 1960 года министр обороны маршал СССР Малиновский получил рапорт от инженера-полковника, кандидата наук Полетаева:

«В американских Вооруженных силах принята на вооружение телепатия (передача мыслей на расстояние без помощи технических средств) в качестве средства связи с подводными лодками, находящимися в плавании… Научные исследования по телепатии ведутся давно, но начиная с конца 1957 года в работу включились крупные исследовательские организации США: ”Ренд Корпорейшен”, ”Вестингауз”, ”Белл телефон компании” и другие. В конце работ был проведен эксперимент – передача информации с помощью телепатической связи с базы на подводную лодку ”Наутилус”, находившуюся в погруженном состоянии под полярными льдами на расстоянии до 2000 километров от базы. Опыт прошел успешно».

Министр, как и ожидалось, живо заинтересовался таким поразительным успехом потенциального противника. Были проведены несколько секретных совещаний с участием советских специалистов по парапсихологии. Обсуждалась возможность открытия работ по исследованию феномена телепатии в военном и военно-медицинском аспектах, однако в то время они закончились ничем.

В середине 1990-х корреспонденты чикагского журнала «Зис Уик» взяли серию интервью у капитана «Наутилуса» Андерсона. Его ответ был категоричен: «Опытов по телепатии совершено определенно не было. Статья Повеля и Бержье целиком ложная. 25 июля 1960 года, в день, когда, по утверждению авторов, ”Наутилус” вышел в море, чтобы провести сеанс телепатической связи, лодка находилась в сухом доке в Портсмуте».

Эти высказывания были проверены журналистами по своим каналам и оказались правдой.
По мнению автора книги «Парапсихологическая война: угроза или иллюзия» Мартина Эбона за статьями о «Наутилусе» стоял… Комитет государственной безопасности СССР! Цель «утки», по версии автора, вполне оригинальная: убедить ЦК КПСС дать отмашку началу подобных работ в Союзе. Дескать, партийные руководители, воспитанные в духе догматического материализма, испытывали предубеждение против идеалистической парапсихологии. Единственное, что могло подтолкнуть их к развертыванию соответствующих исследований, это информация об успешных разработках за рубежом…

* * *
3 марта 1980 года «Наутилус» после 25 лет службы был исключен из состава флота и объявлен национальным историческим памятником. Были разработаны планы конверсии подводной лодки в музей для общественного показа. По окончании дезактивации и выполнения большого объема подготовительных работ 6 июля 1985 года «Наутилус» отбуксировали в Гротон (штат Коннектикут). Здесь в Музее подводного флота США первая в мире атомная подводная лодка открыта для посещений.

После небольшого перерыва с момента Второй мировой войны началась еще одна «невидимая» холодная война, ознаменовавшаяся противостоянием в сфере подводного кораблестроения. В это время были созданы подводные лодки, способные находиться в автономном плавании месяцами, нести на борту ядерное оружие с возможностью использовать его из-под воды. В гонке вооружений субмарины с ядерным вооружением получили возможность убивать миллионы людей. В этот период было построено большое количество подводных лодок , но две из них имели особое значение и каждая свою историю. Одна из них была построена в США и получила название «USS Nautilus » SSN-571, другая в Советском Союзе - К-3 «Ленинский Комсомол ».

В 1949 году 29 августа в СССР была взорвана атомная бомба - через четыре года после американской. Запуск в Советском Союзе первого в мире искусственного спутника Земли показал, что наиболее эффективным оружием дальнего действия становятся межконтинентальные баллистические ракеты, оснащенные ядерной боеголовкой. В результате соединенные штаты утратили свою ядерную неприкосновенность. Атлантический океан уже не мог прикрыть американский континент от возможного ракетно-ядерного удара. Для американцев это был ужасный шок. В воздух на постоянное боевое дежурство была поднята авиация и ускоренными темпами начались поиски средства способного обеспечить США ответный удар. Это должно быть абсолютно живучее средство, которое можно надежно спрятать и тем самым сохранить боезапас для нанесения ответного удара. Американцы очень быстро сообразили, что таким средством является стратегический подводный ядерный флот, и стали его усиленного развивать и наращивать. Советскому Союзу тоже пришлось включиться в гонку, которая стала очень жесткой, потребовавшей много средств и усилий, но порождающая выдающиеся разработки.

история создания первой атомной субмарины «USS Nautilus»

Более полувека лучшие конструкторские умы всех морских держав решали непростую задачу, как найти для подводных лодок двигатель, который работает над водой, под водой, и не требовал воздуха как дизель или паровая машина. И такой двигатель был найден. Им стал ядерный реактор. Никто не знал, как поведет себя ядерный джин, заключенный в стальной прочный корпус, сдавленный прессом глубины. Но в случае успеха выгода такого решения была бы слишком велика, и американцы рискнули.

В 1946 году небольшая группа лучших американских инженеров в области морской техники получила задание на проведение исследований на секретном объекте. Они были отправлены на изучение и тестирование ядерных реакторов. Возглавил группу капитан Hyman Rickover (Хайман Риковер), который и стал «мозговым центром» всех работ. Конструктор ближе всех приблизился к созданию установки, способной эксплуатировать ее без дозаправки. Позже ему понадобилось еще четыре года, чтобы убедить руководство военного флота в создании атомной субмарины.

Под грифом секретно группа Риковера начала свою работу, а когда субмарина была заложена инженер начал прорабатывать возможные методы дальнейшего продвижения дела, которые получили отражение в новом дизайне корпуса и других систем. Самым сложным заданием оказалось размещение ядерного реактора и системы водяного охлаждения. Кроме того не решенным вопросом оставался процесс управления ядерной реакцией, в сравнительно небольшом пространстве. Ответ появился довольно быстро. Риковер решил дать волю американской инженерной мысли для чего собрал консилиум. Уже через месяц ученые пришли к нему с революционным ответом. Практическое решение проблемы на самом деле оказалось довольно простым, но гениальным. Молодой инженер предложил использовать электромагнитное поле для подъема и опускания графитовых стержней. Для защиты от смертоносного радиоактивного облучения было принято решение соорудить над реактором экранирующий колпак, который крепился с помощью сварного шва.

атомная субмарина «USS Nautilus»

В 1954 году 21 января в присутствии президента США Эйзенхауэра на воду была спущена первая в мире атомная субмарина «USS Nautilus ». получили, наконец, почти неисчерпаемый источник энергии.

Вскоре субмарина «USS Nautilus » присоединилась к военному флоту. В руках американцев оказалось грозное оружие, производящее подводные пуски ракет. На то время технический прогресс позволял автоматизировать некоторые процессы, что в свою очередь позволяло выполнить некоторые трудно достижимые задачи.

Условия обитания на субмарине были достаточно комфортными. Так над каждой койкой подводника было освещение, не мешавшее другим. На борту подлодки был актовый зал, где свободный от вахты экипаж наслаждался просмотром фильмов, поедая мороженое, и попивая кока-колу из автоматов. Каждое утро на завтрак американским подводникам подавали яйца, а по пятницам на ужин предлагался стейк или лобстер на выбор. Кроме того матросы ели свежие фрукты и овощи.

Субмарина «USS Nautilus » стала первой достигшей северного полюса подо льдами. Америка была вынуждена провести эту акцию пропаганды, чтобы доказать свое превосходство в подводном кораблестроении.

Этот поход прошел успешно. Достигнув полюса, всплыла, пробив лед рубкой. За отличное выполнение задания командира лодки сразу же встретил вертолет и забрал в Белый дом для поздравлений, а через несколько часов был снова доставлен на субмарину, которая легла на обратный курс. Конечно же, свое восхищение не могли не выразить страны союзники, а подводники «USS Nautilus » стали героями Америки - в их честь был организован парад.

Данная оказалась единственной в своем классе, но на основе ее конструкции была создана флотилия из четырех подводных лодок класса «Скейт», что дало большую возможность для продолжения исследований в области морской ядерной энергетики.

первая атомная субмарина «USS Nautilus» стала очередным морским музеем американской истории

история создания первой атомной подводной лодки К-3 «Ленинский Комсомол»

Кремль также осознавал, какие огромные возможности дает атомная энергия. Еще в 1952 году Сталин подписал секретное постановление о проектировании и строительстве объекта 627 «Кит». Проектированием занялось, созданное СКБ-143 при министерстве среднего машиностроения. Главным конструктором был назначен Перегудов В. Н.

На первой советской атомной подводной лодке предполагалось установить одну супер-торпеду для нанесения ядерного удара по прибрежным объектам на территории противника. Теперь кораблестроителям предстояло соединить мощь ядерного взрыва с мощью атомного двигателя.

Проект получил название К-3. Сталин был параноиком, поэтому многим инженерам даже не говорили, что они проектируют. Советский Союз был помешан на секретности, поэтому процесс разработки усложнялся отсутствием должного взаимодействия между конструкторами.

Целью советских конструкторов стал много значимый проект с абсолютно новой формой корпуса. В результате получилось так, что К-3 имела лучшие динамические характеристики, чем американская субмарина. Объяснение этому одно - советские инженеры работали над корпусом лодки в условиях полного моделирования, кроме того они не поддались традиционным морским учениям и создали в корне новую форму корпуса.

Американцы были уже на воде, но советские конструкторы не спешили. В 150 км от Москвы в Обнинске была создана первая атомная станция, на которой обучался будущий экипаж первой советской атомной подводной лодки. Здесь одним из условий проживания была гражданская одежда и никаких военных приказов и фамильярности - все из-за пресловутой секретности.

Советские инженеры разработали прототип атомного реактора для подводной лодки К-3, однако принцип работы советской установки от американского реактора несколько отличался. Для контроля ядерной реакции советские конструкторы использовали систему трубопроводов различного диаметра, которые тянулись по всему реакторному помещению и были источником многочисленных неприятностей. Безопасность подводников не была приоритетной. Так крышка люка реакторного отсека хоть и была тяжелой, все же имела толщину всего 300 мм и была изготовлена из какого-то мягкого металла.

Подводная лодка К-3 быстро приобретала форму. На создание интерьера подлодки инженерам отвели семь месяцев, однако советские военные руководители видели комфорт только в шике, но никак не в улучшении бытовых условий. Так советские конструкторы растратились на дорогую мебель, где стоимость одного стола для кают кампании составляла дороже легкового автомобиля. Новшеством для того времени также стало появление на лодке холодильников.

Однако усилиями советских подводных кораблестроителей была создана уникальная обтекаемая форма корпуса лодки ранее не применяющаяся в мире. Конструкция имела две плоскости и создавалась из очень прочных материалов.

9 августа 1957 года первая советская К-3 была спущена на воду. Вместо супер-торпеды она была оснащена восемью торпедными аппаратами с боекомплектом 20 торпед с возможностью стрельбы на глубинах до 100 метров. 3 июля 1958 года подводная лодка вышла на ходовые испытания. 4 июля в 10:03 впервые в истории отечественного подводного флота для движения корабля была использована атомная энергия. Эта подлодка проходила опытную эксплуатацию в результате совершила первый самый длительный подводный поход на полную автономность. Это были долгие 60 суток без всплытия на поверхность. Энергетическая установка, состоящая из двух ядерных ректоров, была намного мощнее американской субмарины и могла развивать скорость хода до 30 узлов, в то время как «Наутилус » развивал всего 20 узлов. К-3 могла погружаться на глубину до 300 метров, что было на 100 метров глубже, чем американская лодка. Однако в конструкции было много недоработок. Так имела место утечка радиоактивной воды из первого и второго контуров, которая испарялась в средней части лодки. Чтобы как-то снизить уровень проникающей радиации экипаж был вынужден перемешивать воздух, открывая все отсеки. В результате все подводники в равной степени получали свои дозы. Первый поход не был «гладким» подводников подстерегали сплошные поломки, но с точки зрения боевой мощи создание этой подлодки на порядок повысило составляющую ракетно-ядерной системы СССР.