Жаркент где находится. Подробная жаркент спутниковая карта. Районный центр – город Жаркент

Как уже говорилось в прошлых постах, в Казахстане я проехал "русское ответвление" Великого Шёлкового пути, проходившее через те места, где ныне стоят Троицк, Кустанай, Аркалык, Жезказган, Алма-Ата. А входил на территорию Казахстан древний путь там, где ныне стоит городок Жаркент (41 тыс. жителей) в 350 километров от Алма-Аты и всего в 100 - от Кульджи в Китае. Собственно, именно беженцы из Кульджи основали его в 1881 году, и первоначально это была столица переселившихся в Россию таранчи - уйгуров и дунган, мусульман-земледельцев Восточного Туркестана. Ныне Жаркент - казахстанские "ворота на восток", главный автомобильный въезд в Китай, и его центральная улица так и называется - Жибек Жолы, то есть Шёлковый путь. Главная же местная достопримечательность запечетлена на вводном кадре.


...На самом деле история Жаркента (Джаркента) чуть сложнее, чем кажется. Я уже рассказывал её в посте про , но здесь вынужден повториться. Вплоть до присоединения Семиречья к России города тут не было - за ненадобностью, эту роль прекрасно выполняла Кульджа. Но в 1864 году здесь прошла граница двух империй, и место пустовало недолго: в тот же год Синьцзян охватило уйгуро-дунганское восстание против Китая, повстанцы довольно быстро разбили беспомощные в тот период правительственные войска, и к 1867 году в Восточном Туркестане возникло несколько квазигосударств - в первую очередь Илийский султанат со столицей в Кульдже и Йеттишар (Семиградье) со столицей в Кашгаре. Второй от России был надёжно отделён Тянь-Шанем, а вот с Кульджей надо было что-то делать: уйгуры и дунгане сначала резали друг друга, а потом стали собираться идти войной на Россию. От греха подальше в 1871 году империя ввела на Или войска под руководством семиреченского губернатора Герасима Колпаковского. За последующие годы китайцы таки навели порядок, в 1877 году Цзо Цзунтан покорил Йеттишар, а 1881 году Китаю вернули и Кульджу. Однако десятки тысяч таранчи решили, что под Россией живётся лучше, и ушли в Семиречье. Основанный для них Джаркент сразу стал 5-м по величине городом в нынешних границах Казахстана - после Уральска, Семипалатинска, Верного и Петропавловска (16 тыс. человек в начале ХХ века), но затем постепенно стал обыкновенным райцентром, а в 1941-91 годах назывался Панфилов.

В Семиречье быстро привыкаешь к тому, что ландшафты сменяют друга друга калейдоскопом - но всё же роскошные лиственные леса, смыкающиеся над трассой галереями, в которые внезапно попадаешь километров за 20 до Жаркента, становятся полной неожиданностью. Не случайно уйгуры были первыми земледельцами в Великой Степи, и их старое самоназвание "таранчи" значит - земледельцы. На въезде в Жаркент - каменистое русло речки Усек и маячащие вдали ледяные вершины Джунгарского Алатау - огромного и неприступного нагорья, отделённого от Тянь-Шаня долиной Или и образующего границы Казахстана с Китаем. До этих гор более 40 километров, а средняя их высота - 3500-4000 метров:

Все эти кадры были сняты утром, уже по дороге в Алтын-Эмель. А прибывали мы в Жаркент вечером, на частнике из Чунджи, и в ответ на наше пожелание довезти до гостиницы он высадил нас у отельчика "Жибек-Жолы" на въезде в город. Что ж, здесь моё знакомством с казахстанскими клоповниками достигло апогея! Гостиница занимала второй этаж трёхэтажки, над рестораном, и имела уже знакомую мне по Каркаралинску планировку - несколько очень дешёвых номеров без удобств, один "люкс" и комната горничной. Мы поселились в двухкомнатном "люксе" за 4500 тенге (около 900р.) за двоих, и горничная сразу предупредила нас:
-Только вот замка у нас нет, его предыдущие постояльцы выломали. Ну ничего, я вас охранять буду, - впрочем, обе комнаты запирались изнутри.
Ванная в номере была спланирована по схеме "зеркальце заднего вида для удобства водителя размещено сзади": раковина и душевая были приподняты на неслабой высоты ступень, которую протекающие краны делали очень скользкой. Горячей воды, разумеется, надо было ждать полчаса с открытым краном, а хватало её минут на 10. Но апофеоз наступил, когда Даркия заглянула в душевую кабинку, а я в это время расплачивался с горничной:
-Хочешь посмотреть, какое там существо сидит?
В душевой сидело вот это, и размером оно было примерно в пол-пальца (как мне подсказали в комметариях , это мухоловка, или домашняя сколопендра - животное полезное, но ядовитое, примерно как пчела):

Горничная смыла "существо" и спокойно объяснила:
-Да это вот у нас в потолке дыра, они вот из неё валятся, - таким тоном, как будто бы это совершенно нормально, что в гостиничном номере в потолке дыра, из которой валятся многоножки. В итоге Даркия потребовала сделать скидку, а я потребовал заткнуть дыру. В общем, на фоне всего перечисленного холод, грязноватый пол и вонючая сантехника уже не напрягали. Такая вот колониальная романтика в стиле Киплинга...
Утром мы были очень рады покинуть сие заведение. Рассветный Жаркент встретил нас величием Гор:

А на соседнем с гостиницей доме я заснял сюжет, который в Казахстане мне до этого попадался не раз. Трубы печек-буржуек, торчащие из пятиэтажки - жуткое напоминание о 1990-х, когда отополение и вода стали роскошью:

Хотя в целом город довольно крупный и оживлённый, по ощущениям здесь живёт не 40 тысяч, а минимум вдвое больше. Улица Шёлковый путь проходит его насквозь, к автовокзалу у выезда в сторону Китая, и делит старый центр пополам - судя по архитектуре, к северу от неё был русский район, а к югу - таранчинский. Остановка напротив нашей гостиницы:

К улице вплотную подходят явно дореволюционные дома очень характерного "ориентального" облика:

У одного из домов валялся вот такой раритет - как мне подсказали в комментах, "Москвич-401" (выпускаля в 1946-54 годах) либо трофейный "Опель", то есть машинке по-любому сильно за полвека:

Довольно быстро начинается новый центр, представляющий собой "фасад" огромного базара к югу от трассы. Гостиниц в Жаркенте много, сказывается то, что город стоит на международной дороге, и думаю, мы выбрали из них самую убогую.

Памятник бесенятам:

В целом, Жаркент занимает довольно большую площадь, примерно 6х5 километров, и что особенно впечатляет - весь состоит из одинаковых прямоугольных кварталов - сказывается его искусственное основание в 1881 году. Шёлковый путь рассекает его почти посредине, и мы прошли меньше половины города, свернув в районе местного Дома Культуры:

Памятник перед ДК - не героям войны (как я подумал сначала), а "декабристам", то есть участникам Желтоксана, беспорядков в Алма-Ате в декабре 1986 года. Эти двое, уроженцы Панфиловского района, были среди тех, кого осудили к тюремным срокам, и погибли то ли во время следствия (несложно предположить, как), то ли уже за решёткой:

Большая же часть Жаркента, кроме центральной улицы, выглядит примерно так, и если не знать, что искать - скучно здесь становится очень быстро:

Кое-где, впрочем, попадаются уездные домики, причём так как Джаркент, в отличие от Верного, почти не пострадал в 1887 году от землетрясения, их архитектура куда более среднерусская, чем в Алма-Ате. Вот этот, например, стоит прямо на Шёлковом пути:

А этот примыкает к нему сзади, и занят районным музеем:

Хотя даже такие домики тут редкость - в основном Старый Жаркент представлен чем-то подобным:

И главная его особенность - детали. Например, ворота и веранды необычной конструкции:

Вполне понятные наличники:

И совершенно потрясающие фронтоны - таких я не видел больше нигде, и подозреваю, это самое что ни на есть таранчинское деревянное зодчество:

Ещё пара образцов в южной части города - также видимо таранчинские дела:

Самый же впечатляющий дом мы нашли в северной части города, по соседству с Ильинской церковью, в характерном "верненском стиле". Что это было и почему так выделялось - я не знаю, но скорее всего или администрация (во внезапно возникшем переселенческом городе работы у неё было много!), или какая-нибудь школа:

Сама же Ильинская церковь построена в 1892 году, и представляет собой довольно характерный для Семиречье тип русского храма с каменным низом и деревянным верхом:

Старинные церкви в малых городах в Казахстане огромная редкость, и об этой церкви знал, например, встреченный нами батюшка в Приозёрске:

Но всё это детали.
На самом деле Жаркент - город одной достопримечательности, и достопримечательность эта находится чуть южнее Шёлкового пути, за базаром. Это Дунганская мечеть, одна из кажется двух в бывшем СССР, и при том - более крупная и богатая.

Дунгане, или хуэй - это те же китайцы, но от хань они отличаются тем, что исповедуют ислам. В Китае хуэй живёт около 10 миллионов, у них имеется даже свой автономный район. В 1881 году дунгане бежали в Россию вместе с уйгурами, и первоначально и те, и другие жили в Семиречье, но в ХХ веке дунгане перебрались западнее, и ныне их анклав - Чуйская долина, примерно по 50 тыс. дунган живёт в Джамбулской области Казахстана и Чуйской области Киргизии. Их в Казахстане гораздо меньше, чем уйгуров, и в современности они куда менее заметны - но архитектуру они обогатели гораздо сильнее. Потому что китайцы-мусульмане даже мечети строили в своей, китайской, традиции.

Точнее, в Жаркенте всё ещё более мудрёно. Мечеть построил в 1892 году на средства уйгурского купца Вали-Ахуна Юлдашева , бывшего истинным хозяином и отчасти строителем города, дунганский зодчий Хон Пик, и она сочетает элементы китайской и туркестанской традиций. Мечеть окружает двор размером 28х52 метра, и вход - через портал вполне себе среднеазиатского вида:

Кабы не нависающая над ним "парящая крыша":

Как тут не вспомнить великую Таласскую битву 751 года, в которой арабы разбили китайцев, но и сами решили, что не стоит идти дальше на восток - после, однако, в Китай просочился ислам, а в Аравию достижения китайской инженерной мысли, такие как писчая бумага.

С другой стороны хорошо видно, что деревянная "пагода" (то есть на самом деле минарет) просто поставлена над каменным крыльцом:

Внутрь мечети мы так и не попали - она открыта только в службу, которая в тот день с утра не проводилась. Пошли вдоль забора, который тут и вовсе в европейском образе:

Пока не заглянешь в ворота:

К счастью, 2/3 мечетного двора охвачены вот таким вот забором, сквозь который всё прекрасно видно:

И сама мечеть, стоящая в глубине двора, оказывается очень маленькой и приземистой. При ней когда-то было ещё и медресе, и судя по всему во дворике находился целый "городок":

Крыльцо мечети:

Деревянные части сделаны из тянь-шаньской ели, конечно же "без единого гвоздя":

Если бы не второй минарет, здание мечети было бы симметричными. Этот минарет стоит над михрабом, и гораздо роскошнее того, что над воротами. Пожалуй, из всех элементов мечети он впечатлил меня больше всего:

Такое вот невероятное сооружение:

К тому моменту нам до смерти надоели автобусы и маршрутки, и я предложил покидать Жаркент автостопом. Следующей нашей целью был национальный парк "Алтын-Эмель", куда мы решили прорываться наобум, так как попасть туда во что бы то ни стало меня уговорила Даркия уже в пути, и заранее я не подготовился. До села Басши - "ворот" Алтын-Эмеля - около 80 километров. Первую машину мы застопили в черте города, и очень доброжелательный водитель-казах довёз нас до развилки у села Коктал - в одну сторону Чунджа, в другую - наша цель. По ходу он рассказал, что работает на строительстве железной дороги, которую несколько месяцев назад сомкнули с китайцами. В принципе железная дорога в Китай из Казахстана есть - но гораздо севернее, через гиблое ущелье Джунгарские Ворота в малонаселённой местности. Я сразу вспомнил, что по дороге из Чунджи мы переезжали железную дорогу, и ещё удивился, откуда она здесь. Но железнодорожный коридор с Каспийского моря в Китай - это местная стройка века, о которой мне уже рассказывали в Жезказгане. Регулярное движение в Китай через Жаркент обещают открыть через три года - на заметку исследователям железных дорог.

Жаркент стал для меня самой дальней точкой путешествия сквозь Великую Степь, так что дальше начинается уже путь домой. Следующая часть - о пейзажах и сёлах такого разного Семиречья по дороге в Алтын-Эмель.

P.S.
А "китайской угрозы" в Казахстане, к слову, боятся нешуточно. Да и логически, Казахстан - самое вероятное направление территориальной экспансии Поднебесной. Здесь есть плодородная земля, вода и полезные ископаемые, но нет ядерных бомб и баллистических ракет. Так что пока китайцы не заинтересовались Семиречьем - Сибирь может спать спокойно.

Другие мои посты о Казахстане -

Карты представлены корпорацией Google . Карты и фотографические изображения, предназначены только для личного, некоммерческого использования. Для просмотра карты используйте панель навигации или мышь.

Казахстана - фото, история, факты

Фотографии города Жаркент

Профиль города

Жаркент — город в Казахстане, центр Панфиловского района Алматинской области. Расположен в 200 км к востоку от железнодорожной станции Сарыозек, в 29 км от китайской границы.

Год основания города: 1882
Население: 42 518 человек (2013)
Часовой пояс: UTC+6
Телефонный код: +7 (72831)
Почтовый индекс: 041300-041305
Автомобильный код: 05 (до 2012 года - В)

Интересные факты

Город Жаркент является одним из исторических древних городов не только Республики Казахстан, но и постсоветского пространства. Он известен как город, через который проходил Великий Шелковый путь, как город торговых и ремесленных людей. В Жаркенте до сих пор сохранились купеческие дома, расцвет получил и базар, расположенный в центре города.

Утопающий в садах, цветниках, имеющий уникальные памятники культуры, Жаркент является одним из «ворот» нашей Республики. Через него проходит автотрасса, являющаяся связующим звеном с областью, Алматы и другими городами, а также являющая дорогой, ведущей в КНР, способствующая развитию с ним торговых отношений и туризма.

44°10′ с. ш. 80°00′ в. д. Страна Казахстан Статус районный центр Область Район Панфиловский Аким Нурахметов Ермек Еркинович История и география Основан 1882 Прежние названия Джаркент, Панфилов Город с 1891 Часовой пояс UTC+6 Население Население 44 506 человека (2017 ) Цифровые идентификаторы Телефонный код +7 72831 Почтовый индекс 041300-041305 zharkent.kz


Жарке́нт (каз. ) - город в , центр Панфиловского района .

Расположен в 200 км к востоку от железнодорожной станции Сарыозек (на линии - ) на шоссе Сарыозек - Хоргос, в 29 км от китайской границы.

Старые названия:

  • До 1942 - Джаркент.
  • 1942-1991 - Панфилов.
  • с 1991 года - Жаркент.

Кадастровый код 266.

Основание деревни

Жаркентская мечеть

Жаркент был известен еще в конце X века, через него входил на территорию Казахстана Великий шелковый путь. Известный исследователь древностей И.А. Кастанье отмечает многочисленные курганы различных форм, а также упоминает христианско-несторианские и мусульманские памятники, относящиеся к древней и раннесредневековой истории Семиречья. Доказательством древности города Жаркента является городская крепостная стена, следы которой до сих пор сохранились. Подобная глиняная оборонительная стена характерна для средневековой и древней истории Центральной Азии. Из исследований Чокана Валиханова, Билала Назима, Туглук Тимура, И.А.Кастанье следует, что возраст Жаркента не меньше возраста Кульджи, Алмалыка, Талгара (Талхир) и Алматы. Путешественник и ученый Чокан Чингисович Валиханов в 1856 году в своем дневнике сделал записи о городе Жаркенте и поселке Каратурук, вычертил карту. В энциклопедии «Жетісу» появление населенного пункта Каратурук относят к VI–VII веку нашей эры. Следует подчеркнуть, что Ч.Ч.Валиханов еще в 1856 году Яркент называет городом. . В 1881 году в результате Петербургского договора часть земель западной части Илийской долины осталась за Российской империей. На месте старых поселений, генералом Куропаткиным был основана новая деревня.

Особенно интересным сооружением Жаркента является деревянная мечеть, выстроенная в XIX веке. Рассказывают, что местный купец по имени Веливай Юлдашев решил построить мечеть без единого гвоздя. Однако среди местных мастеров никто не решался взять такой сложный заказ. Почти отчаявшийся купец узнал от дервиша, что в Шанхае живёт мастер Хунь Пит (Хон Пик). Тогда Юлдашев поехал к нему, и настолько заинтересовал Пита, что тот отказался от нескольких выгодных заказов и принялся за работу бесплатно. Более 10 лет строился ансамбль этого удивительного места, и действительно, все работы были сделаны без единого гвоздя. После установления советской власти эта мечеть использовалась и как склад, и как чайхана, и даже как казарма для пограничников. Возрождение храма началось только в 1969 году и сейчас это памятник республиканского значения.

Помимо мечети в городе есть интересный музей, посвященный милиции. Там есть отдел, рассказывающий об операции по уничтожению атамана Дутова. Нечасто туристы попадают в заброшенный острог, построенный ещё до революции казаками и являющийся излюбленным местом игр детворы.

В городе работает музей, прекративший существование с развалом СССР и восстановленный в школе имени Алтынсарина. Представляет он собой небольшое помещение, но местные жители от чистого сердца приносят туда различные реликвии и считают приличным посещать это культурное место.

Население

Численность населения в 2017 году составляет 44 506 человек.

Символика

Герб Жаркента утверждён 19 марта 1908 года вместе с другими гербами Семиреченской области.«В золотом щите на вершине горы марал натурального цвета. В вольной части герб Семиреченской области».

Инфраструктура

Известные уроженцы и жители

  • Краснов, Пётр Николаевич (1869-1947) - командир 1-го Сибирского казачьего Ермака Тимофеева полка с 1911 по 1913 годы.
  • Таипов, Бахтияр Абдрахманулы (род. 27.09.1993) - кандидат в мастера спорта по дзюдо (2007); чемпион, призёр районных, городских, республиканских турниров по дзюдо и самбо. Серебряный призёр международного турнира МАСЕ; чемпион, призёр областных турниров по бразильскому джиу-джитсу серебряный призёр международного турнира МАСЕ среди профессионалов. Бронзоый призёр Алматы Кап Опен 2017, Тамерлан Опен.
  • Рыбин, Георгий Николаевич (1901-1974) - русский гидрограф.
  • Абильхан Кастеев (1904-1973) - казахский живописец и акварелист, народный художник Казахской ССР, основоположник казахского изобразительного искусства.
  • Хелил Хамраев (1928-1993) - поэт, Казахстан, союза писателей Казахстана
  • Николай Никитович Головацкий (1912-1996) - председатель колхоза «40 лет Октября» Панфиловского района Алма-Атинской области. Дважды Герой Социалистического Труда (1966, 1985). Родился 5 марта 1912 года в городе Житомир.
  • Ахметжан Касыми (1914-1949) - политик, президент Восточно-Туркестанской республики
  • Куаныш Султанов (1945) - Депутат Сената Парламента Республики Казахстан, Председатель Комитета по международным отношениям, обороне и безопасности.
  • Исабекова, Макпал Абдыманаповна (1984) - казахстанская эстрадная певица.
  • Вали Ахун Юлдашев (кон. 19 - нач. 20 вв.) - крупный уйгурский предприниматель
  • Аралбай - батыр, участник казахско-калмыкской войны, посол.
  • Кадомцев, Борис Борисович (1928-1998) - российский физик, академик академии наук СССР. Один из крупных исследователей физики плазмы и проблем управляемого термоядерного синтеза.

Примечания

  1. Абдуллажан САМСАКОВ. "Сколько лет Жаркенту" http://doppalife.com/post/skolko-let-zharkentu/
  2. П. Н. Краснов На рубеже Китая Париж 1939 г. http://forum.kazarla.ru/index.php?/topic/2690-пн-краснов-на-рубеже-китая/ Архивная копия от 27 сентября 2013 на Wayback Machine
  3. Кудин А. В., Цеханович А. Л. Гербы городов и областей Российской империи 1900-1917: Справочник
  4. Куаныш Султанов

Ссылки

  • Дело мастера Хуня. Как живут казахстанцы в 30 километрах от китайской границы
  • http://www.panfilov-akimat.gov.kz/ru
  • // Казахстан. Национальная энциклопедия. - Алматы: Қазақ энциклопедиясы, 2005. - Т. II. - ISBN 9965-9746-3-2.

Мы продолжаем рассказывать нашим читателям о малых городах Казахстана и на этот раз отправляемся по маршруту Алматы - Жаркент. Чем же привлёк нас этот маленький приграничный городок? Что в нём такого особенного, чего нет в других городах? Об этом в нашем сегодняшнем репортаже. Ну что, поехали?

Город Жаркент расположен в Алматинской области и является районным центром Панфиловского района. Наш путь пролегает по трассе А2, Алматы - Хоргос, в народе именуемой «Кульджинка».

От Жаркента до китайской границы рукой подать — всего двадцать девять километров. А расстояние в триста двадцать шесть километров от Южной столицы на автомобиле мы преодолели за пять часов.


Природа в этих краях уникальна. На всём протяжении пути нашему взору предстаёт поистине живописная картина. За степью, покрытой низкорослой травой, возвышаются заснеженные вершины Заилийского Алатау, а вдоль рек произрастают заросли туранги — тополя разнолистного.

Ещё одно чудо природы, которое вы встретите на пути в Жаркент и которым мы можем по праву гордиться — ясеневая роща в низовьях реки Чарын. Эта роща уникальна тем, что согдианский ясень, растущий здесь, рос еще тогда, когда по Семиречью бродили ныне давно вымершие животные. Второе такое насаждение согдианского ясеня есть только в северной Америке.


По пути мы не смогли не остановиться, чтобы запечатлеть на фото этого маленького степного жителя. Любопытный зверёк был так заинтересован нами, что с удовольствием позировал перед фотокамерой.


Итак, мы в Жаркенте.

Население этого приграничного городка составляет 41 120 человек. 53% жителей — уйгуры, 38% — казахи, и оставшиеся 9% — русские и представители других национальностей.

Город гордится своими знаменитыми уроженцами, среди которых живописец и акварелист, народный художник Казахской ССР, основоположник казахского изобразительного искусства Абильхан Кастеев и известная казахстанская эстрадная певица Макпал Исабекова , а также участники группы «Дервиши» Дильмурат Бахаров и Ханзат Вилямов .

В Жаркенте живут пятеро ветеранов Великой Отечественной войны.

А ещё этот исторический городок привлекателен для работников киноиндустрии. Именно здесь снимались фильмы «Конец атамана» и «Транссибирский экспресс».


История Жаркента уходит вглубь веков. Когда-то город был одним из укрепленных пунктов на Великом Шёлковом пути, о чём свидетельствуют археологические находки. Историки утверждают, что именно в этих краях проходили битвы джунгар с казахами.

В 1881 году генералу Куропаткину было поручено найти место для создания русского уездного центра в этом краю. Так на месте старых уйгурских кишлаков и появился Джаркент, обретший статус города в 1892 году. Населяли город в основном казаки, охранявшие русские восточные границы от соседа из Поднебесной, и уйгуры — первые «челноки».


Огромное значение уделялось развитию этого города. Одним из первых здесь был построен пивоваренный завод, а также табачная фабрика. В этой местности были все условия для выращивания отменного табака. Маленькие частные лавки ломились от китайских и российских товаров, а местные ремесленники снабжали всем необходимым как путников, так и горожан.

С 1942 года до 1991-го город носил название Панфилов, а в 1991 году вновь был переименован в Жаркент.


Говоря об истории этого города, нельзя не рассказать о тех сооружениях, которые оставили нам его основатели.

Уникальным памятником архитектуры XIX века, а так же гордостью этого городка является Жаркентская мечеть. Строительство мечети началось в 1887 году и было окончено в 1892 году по проекту китайского зодчего Хон Пика . Роль главного спонсора и организатора строительства мечети взял на себя купец первой гильдии Вали Ахун Юлдашев .


Для осуществления грандиозного проекта собрали более сотни самых лучших мастеров со всего края. Для того чтобы во время строительства между разноязычными строителями было полное единство действий, артель обзавелась переводчиками, владевшими китайским и несколькими тюркскими языками.


Мы входим в огромный зал мечети, наполненный писком и стрёкотом. Кто это? Птицы?

И тут под потолком в полумраке мы видим целую колонию летучих мышей. Осмотревшись, понимаем, что эти серые крылатые существа здесь повсюду. Здесь они живут, размножаются, зимуют, их никто не выгоняет и не истребляет.

Удивителен тот факт, что благодаря летучим мышам это деревянное строение сохраняет свой первозданный вид. А знаете, почему? Да потому, что маленькие хранители Жаркентской мечети защищают место своего обитания от различных насекомых и личинки короеда.


За свою стодвадцатичетырёхлетнюю историю Жаркентская мечеть пережила многое, но всё же сохранилась. Во время сильного землетрясения в 1910 году рухнули обе декоративные башни. Пришлось закрыть лестничные клетки, ведущие на крышу.

С приходом советской власти это здание использовалось для разных нужд. Здесь были и склады, и зернохранилище, и казарма для пограничников, а в послевоенное время — кинотеатр и чайхана. Так с каждым годом мечеть всё больше приходила в упадок.


В 1949 году впервые было проведено глубокое исследование мечети, в результате которого это историческое сооружение было взято под охрану государства.

Во время реставрационных работ 1975-1978 годов было принято решение о создании государственного архитектурно-художественного комплекса «Жаркентская мечеть». И теперь ежегодно этим памятником архитектуры любуются тысячи туристов.


Основным строительным материалом мечети послужили брёвна тань-шанской ели, которые доставлялись сюда вплавь по реке Или. Примечательно то, что при строительстве не был использован ни один гвоздь.

Внутри сооружения насчитывается сто десять деревянных колонн, а снаружи их шестьдесят.


Во внутреннем и внешнем оформлении преобладают растительные мотивы, но также встречаются изображения птиц, рыб, реальных и фантастических животных, арабская вязь. Кое-где сохранились роспись давних времён, которой не коснулась кисть реставратора. Яркие краски совершенно не потускнели и не растрескались.


Молва гласит, что китайский архитектор прежде воздвиг у себя на родине прекрасное сооружение. Но ревнивые поклонники его таланта стали опасаться, как бы мастер не создал нечто похожее и в другом месте. И для того чтобы этого не случилось, они решили лишить архитектора жизни. После новостей о готовящемся «вознаграждении» единственным желанием Хон Пика было удалиться как можно подальше. Так китайский зодчий предстал перед очами Вали Ахуна Юлдашева, озабоченного поиском архитектора. Позже, по возвращении в Пекин, он все-таки был казнён.


Во дворе музейного комплекса возвышается огромный ветвистый карагач. Он ровесник города и свидетель всех событий. Существует поверье, что если прикоснуться к дереву и загадать желание, оно непременно сбудется.


И ещё одно историческое наследие Жаркента, о котором мы не смогли не упомянуть — православный храм Пророка Илии, построенный казаками в стиле Верненского собора.


Согласно архивным данным, вопрос о постройке храма в городе был поднят казачеством 12 августа 1882 года при содействии церковнослужителя Павла Белоярова , который возглавлял православную церковь в Китае, в городе Кульдже. На счету Белоярова имелось 4 000 рублей, и еще 5 000 рублей пожертвовал купец Сомов , но этих средств было недостаточно, поэтому постройка храма затянулась. И лишь спустя десять лет, в 1892 году, в Джаркенте наконец появилась своя русская православная церковь.


В 2017 году Пророко-Ильинскому храму исполнится сто двадцать пять лет. Сейчас, в связи с предстоящим событием, в нём ведутся наружные и внутренние реставрационные работы.


Строение полностью сложено из тянь-шанской ели. Во времена советского лихолетья церковь была закрыта и не использовалась по своему прямому назначению. Здесь было и зернохранилище, и спортзал педучилища, где велись уроки физкультуры и устраивались увеселительные мероприятия.


Лишь в 1991 году церковь была возвращена верующим. 17 мая 1992 года, ровно через сто лет после возведения храма, настоятелем был назначен священник Павел Иванов , ныне игумен Вианор, который служит здесь по сей день.


Этот храм уникален тем, что в нём имеются православные святыни — мощи священника Василия Колмыкова, иерея Жаркентского, и четырнадцати казаков, которые были зверски убиты большевиками. Большевики требовали, чтобы священник отрёкся от веры, и за это он принял мученическую смерть. В 2000 году Василий Колмыков был канонизирован.


В храме также есть частицы мощей святителя Иннокентия, епископа Иркутского, преподобномучеников Алматинских Серафима и Феогноста, священноисповедника Николая Могилевского. А к чудотворному старинному образу Матери Божьей, именуемому «Всех скорбящих радость» приезжают сотни людей, чтобы попросить об исцелении и избавлении от бесплодия.


Ну а мы вернёмся в современный Жаркент.

Жаркент — один из немногих малых городов, в которых вопрос, где прогуляться или отдохнуть, остро не стоит. В городе имеются современный Дом культуры, ночные клубы, дискотеки. Также есть два парка отдыха с аттракционами, в народе именуемые «детский» и «взрослый».

Славится своей уйгурской кухней большое количество кафе на любой кошелёк. А те, кто бывает в Жаркенте проездом, скупают в магазинах китайское пиво. Но предприимчивые продавцы в магазинах на выезде из города, видя, каким спросом пользуется этот янтарный напиток, «заряжают» цены по 350 тенге за бутылку. Так что не торопитесь переплачивать, ведь в посёлках, находящихся ближе к границе, это же пиво будет стоить 250 тенге.


Что касается социальной сферы: в городе действует детская поликлиника, стационарная больница, роддом, а также имеется четыре частных медицинских центра. В общем, лечиться есть где.

Здесь есть девять общеобразовательных школ и три колледжа: медицинский, юридический и экономический.

Нет проблем и с детскими садами. В городе три государственных детсада и пять частных. Так что 70% дошколят уже пристроены. А в скором времени по государственной программе «Балапан» откроются ещё десять частных садиков. Ну что же, неплохо!


Большое значение в Жаркенте уделяется спорту. Здесь хорошо развита греко-римская борьба. Среди жаркентских спортсменов в этом виде спорта есть даже чемпионы мира, Европы и Азии.


С благоустройством тут тоже всё в порядке. Ежегодно в городе асфальтируется более тридцати улиц, устанавливается уличное освещение.

Для верующих мусульман действует восемь мечетей — как в самом Жаркенте, так и в маленьких посёлках за его пределами.


Такой вид экологически чистого транспорта в Жаркенте можно увидеть повсюду.

Основное занятие местного населения — сельское хозяйство. Здесь выращивают кукурузу, бахчевые культуры. Многие горожане занимаются торговлей, ведь граница-то рядом. Работой заняты сотрудники бюджетной сферы — врачи и учителя. Для желающих начать собственный бизнес предоставляются кредиты свыше шести миллионов тенге от фонда «Даму». В городе действуют крахмалопаточный и мешкотарный заводы.

Если в других малых городах Казахстана в трудные девяностые был большой отток населения, то в Жаркенте сохранялась стабильность за счёт соседства с Китаем. Народ здесь всегда был занят торговлей.


С гостиницами в приграничном городе тоже проблем нет. Гостиничный бизнес тут развит прекрасно.

Мы же хотим порекомендовать вам один маленький, но очень комфортный отель под названием «Сәтті», в котором нам довелось заночевать. Отель расположен в самом центре Жаркента, недалеко от центральной проезжей улицы, по адресу: ул.Туркебаева, дом 44/1


Отель открылся совсем недавно. Уровень обслуживания просто замечательный. В уютных номерах есть всё для приятного времяпровождения. И цены по сравнению с другими гостиницами Жаркента вас приятно удивят. Двухкомнатный «люкс» в «Сәтті» стоит всего 9 000 тенге. В стоимость номера входит сытный и вкусный завтрак. Так что если вы планируете посетить Жаркент, заранее забронируйте номер в этом отеле. Запишите номера телефонов: 8 701 544 8354, 8 775 750 0672.


Всего в нескольких километрах от Жаркента на границе с Китаем создан крупный транспортно-логистический центр «Сухой порт» — часть свободной экономической зоны «Хоргос - Восточные ворота», общая площадь которой составляет 4 600 гектаров.

«Сухой порт» находится рядом со станцией Алтынколь и автомагистралью Западная Европа - Западный Китай.


Этот объект предназначен для обработки контейнеров и других транзитных грузопотоков железнодорожного и автомобильного транспорта. Порт будет состоять из нескольких терминалов.

Время обработки полного грузового состава составляет чуть больше часа. Таким образом, подтверждается, что главное качество работы «Сухого порта» это, несомненно, скорость.


Уникальный проект Казахстана «Сухой порт» расширит наши экономические связи со странами Юго-Восточной Азии и Евразийского континента, с Китаем и государствами Ближнего Востока.

С полным запуском проекта откроется около десяти тысяч рабочих мест. В настоящее время в поселке Нуркент ведутся работы по возведению жилого массива для работников «Сухого порта».


И ещё одно интересное место, которое просто нельзя не посетить, находясь в Жаркенте — Улкен Агаш. Расположено оно в двадцати минутах езды от города.

Тысячи туристов стремятся побывать здесь, а местные жители считают это место священным. Оно способно исцелять больных и исполнять желания тех, кто верит в его силу.


Улкен Агаш представляет собой огороженную забором карагачёвую рощу, в самом центре которой возвышается огромный карагач Аулие Агаш, что означает «священное дерево». Этому исполину более семисот лет. В обхвате его ствол достигает шести с половиной метров.


Точного представления о происхождении этого дерева нет. Одни утверждают, что именно в этом месте купец Бейбосын , водивший караваны по Великому Шёлковому пути, остановился на ночлег и воткнул свой посох в землю. Наутро, проснувшись, он с удивлением обнаружил, что посох пророс и превратился в молодое деревце. А некоторые приписывают это посоху другого владельца — некоего святого по имени Чамашруба , который остановился в этой роще на ночь по пути в Мекку.

Наверное, не столь важно, как могло появиться это дерево, а вот то, что оно обладает какой-то магической силой, возможно. Те, кто побывал здесь, утверждают, что если загадать желание, прижавшись к дереву, оно обязательно сбудется. В трещинах коры можно увидеть множество записок с желаниями, оставленных людьми.


Вокруг Аулие Агаш царит удивительная атмосфера. Само пребывание в священной роще даёт мощный заряд позитивной энергии. Это место как будто согревает человека изнутри и очищает от плохих мыслей. В тёплое время года ложбинки между корнями деревьев наполняются водой, которой также приписывают чудодейственные свойства. Если верить рассказам местных жителей, люди, страдавшие заболеваниями кожи, смогли излечиться от недугов с её помощью.

Со всех сторон в роще раздаётся скрип. Такое чувство, что карагачи ведут разговор друг с другом или приветствуют паломников. Поразительно то, что все они каким-то мистическим образом склонились к центру, словно преклоняя свои головы перед священным деревом.


Однако у молчаливого великана есть и враги. Так, по рассказам местных жителей, Аулие Агаш пытались сжечь какие-то исламские фанатики. Дерево пострадало, его крупные ветви и ствол обгорели, но всё-таки оно выжило.


Вот такой он, Жаркент, приграничный городок, основанный казаками и воплотивший в себе культуру Востока, Китая и России. Если вам ещё не доводилось побывать здесь, выберите пару дней для того, чтобы увидеть всё своими глазами.

Фотогалерея
























Справочная информация о Жаркент закроется автоматически через несколько секунд
ГородЖаркент
Жаркент

Основание города

Город Жаркент был основан в 1881 г., когда в итоге Петербургского договора часть земель западной части Илийской равнины осталась за Российской империей. На месте старых уйгурских кишлаков, генералом Куропаткиным был основан новый город.

Надо было закрепить сделанное завоевание. Капитану Куропаткину с линейным батальоном и сапёрами было поручено выбрать место для сотворения в этом краю русского города, будущего центра уезда. Такое место было выбрано на горной речке Усек, текущей из ледников гор Терскей-Алатау и исчезающей в камышовых плавнях, прилегающих к реке Или Же Же. Здесь, на перекрестке дорог, идущих из Верного в Кульджу и из гор Терскей-Алатау к реке Или Же Же и на киргизские кочевья на плоскогорье Каркару, гор Кунгей-Алатау, у города Каркаралинска, Куропаткин и наметил быть городу. На этом месте было некое количество не очень больших таранчинских кишлаков и... пустыня. Собранные дунгане и таранчи под управлением линейных боец и сапер провели от горного ручья широкий, сажени 3, арык, обсадили его кустами, от него провесили рейками прямую линию, перпендикулярно арыку, в трёхстах шагах от неё другую такую же - это были края первого проспекта, в четверти версты от него и строго параллельно первому проспекту провесили другой и ещё в четверти версты 3-ий. Эти проспекты были протянуты на 4 версты каждый. Их под прямыми углами пересекли широкие улицы, проложенные на похожих расстояниях. По данной провешенной клетке кварталов нарыли арыки, пустили по ним воду. Из Верного привезли садовую рассаду, насадили вдоль арыков тополя, акацию, джигду (род мимозы), а сами кварталы покрыли садами фруктовых деревьев. Генерал Калитин, шутя, конечно, говорил, что в случае в случае если в лёссовую почву Семиречья воткнуть полированную тросточку с медным наконечником и полить её много водою, то на другой день тросточка покроется листвою. И это буквально не шутка. Почва Семиречья так плодородна и богата, а вечное солнце так животворяще, что розы, посаженные моею женою в декабре, весною дали обильный цвет, фруктовые деревья плодоносны с первого года в последствии посадки, а молодые тополя на 2-ой г. в последствии посадки дают тень и удваивают рост. Зелёные квадраты обозначали устроенный Куропаткиным город. Оставалось заселить его. Город захватил в себя имение таранчинского князя - бая Юлдашева с его усадьбой и старыми садами, имение обеспеченного уйгура Нурмаметова с его прекрасными фруктовыми садами и некое количество кишлаков рабочих-вассалов, обслуживавших этих местных вельмож.

Символика

Герб Жаркента утверждён 19 марта 1908 года вместе с другими гербами Семиреченской области. «В золотом щите на вершине горы марал натурального цвета. В вольной части герб Семиреченской области» .

Знакомую уроженцы и жители

  • Вали Ахун Юлдашев (кон. 19 - нач. 20 вв.) - огромный предприниматель, меценат, общественный деятель.
  • Краснов, Пётр Николаевич (1869-1947) - командир 1-ого Сибирского казачьего Ермака Тимофеева полка с 1911 по 1913 годы.
  • Рыбин, Жора Николаевич (1901-1974) - русский гидрограф.
  • Кадышева Елизавета (1989) - заслуженный работник сан.эпидем.станции.
  • Абильхан Кастеев (1904-1973) - казахский живописец и акварелист, народный живописец Казахской ССР, основоположник казахского изобразительного искусства.
  • Николай Никитович Головацкий (1912-1996) - председатель колхоза «40 лет Октября» Панфиловского района Алма-Атинской области. Дважды Герой Социалистического Труда (1966, 1985). Родился 5 марта 1912 года в городе Житомир.
  • Ахметжан Касыми (1914-1949) - политик, президент ВТР
  • Азат Машуров (1940-2000) - общественный деятель, 1-ый секретарь компартии Алакольского района.
  • Куаныш Султанов (род. 1945) - Депутат Сената Парламента Республики Казахстан, Председатель Комитета по международным отношениям, обороне и сохранности.
  • Участники группы Дервиши:
    • Дильмурат Бахаров (род. 1975) - композитор, солист, аранжировщик, продюсер.
    • Ханзат Вилямов (род. 1976) - бас-гитарист и бэк-вокал.
  • Макпал Исабекова (род. 1984) - известная эстрадная певица.
    • Лаззат Асанова
    • Фарух Ахмуллаев (род.1988)

Сантим.. еще

  • Жаркентская мечеть
  • 280px-Zharkent Mosque 2

Примечания

  1. ^ П.Н. Краснов На рубеже Китая Париж 1939г. http://forum.kazarla.ru/index.php/topic/2690-%d0%bf%d0%bd-%d0%ba%d1%80%d0%b0%d1%81%d0%bd%d0%be%d0%b2-%d0%bd%d0%b0-%d1%80%d1%83%d0%b1%d0%b5%d0%b6%d0%b5-%d0%ba%d0%b8%d1%82%d0%b0%d1%8f/
  2. ^ Кудин А. В., Цеханович А. Литр.. Гербы городов и областей Российской империи 1900-1917: Справочник
  3. ^ Куаныш Султанов

Категории:
  • Населённые пункты по алфавиту
  • Населённые пункты, основанные в 1882 году
  • Города Алматинской области
Скрытые категории:
  • Статьи о населённых пт без категории в справочнике 24map
  • Справочник по географии Казахстана
  • Википедия:Статьи без ссылок на источники с мая 2011 года