Храм исе. Храмы нары. Фестиваль салютов на реке Мия

Исэ-Дзингу является главной синтоистской святыней, поэтому её называют просто Дзингу .

От Исэ-дзингу отходит древняя тропа паломничества Кумано-кодо к синтоистским святилищам Кумано-Хонгу-тайся (яп. 熊野本宮大社 )、Кумано-Хаятама-тайся (яп. 熊野速玉大社 ) и Кумано-Нати-тайся (яп. 熊野那智大社 ).

Исэ-дзингу является хранительницей национальных сокровищ, в частности Священного Зеркала, являющегося императорской регалией . Исэ-дзингу считают основной синтоистской святыней Японии. Главный храм закрыт высоким деревянным забором, доступ в главное святилище ограничен - вход разрешён только священнослужителям высшего ранга и членам императорской фамилии. Основная кумирня огорожена в общем счёте четырьмя заборами, и посетители могут увидеть только фрагменты крыши. Весь комплекс обслуживают около ста священнослужителей. В основную кумирню имеют право входить только император и императрица.

Весь район вокруг святилища представляет национальный парк Исе-сима, в котором находится немало исторических объектов.

Структура

Храм Исэ состоит из двух комплексов. Первое, внутреннее святилище Найку посвящено прародительнице императорского рода, богине Аматэрасу . Второе, внешнее святилище Гэку посвящено богине еды, Тоёукэ, исполняющей роль кухарки при Аматэрасу. Расстояние между внешним и внутренним святилищами - около 4 километров. До 1945 года храм был отделен от остального мира рекой Миягава, исполняющей роль границы священной земли. Священникам запрещалось пересекать эту реку, дабы не нарушить необходимой для служения ками чистоты. Нарушение этого запрета, как считалось, навлечет на страну множество бед. До 12 века когда власть перешла в руки сёгунов , священники порой использовали этот запрет, шантажируя правительство что в случае невыполнения их требований, пересекут священную реку и лично явятся в столицу.

Внутри огромного храмового комплекса размещены различные второстепенные святилища, а также подсобные хозяйства. В частности, в Исе есть собственные сады, огороды, соляная мельница и производство сакэ. На этих полях и огородах производится пища для почитаемых на территории святилища ками. Вся она готовится в святилище Тоёукэ, на чистом огне добываемом исключительно трением. Посудой ками служат простые глиняные тарелки и чашки без какой либо росписи или эмали. Они также изготовляются на территории Исэ. Считается что свою еду ками должны получать два раза в день. Раньше Аматэрасу питалась варёным рисом, а также фруктами и овощами выращенными на территории храма. В период Мэйдзи , с возвращением власти императору, в рацион Аматэрасу добавились сушеный тунец, морской лещ, моллюски, водоросли и сакэ. При этом самому Мэйдзи до сих пор подносят лишь рис и воду.

К внутреннему святилищу ведет тянущаяся вдоль реки Исудзу паломническая дорога. Рядом с ней располагаются магазинчики и забегаловки в которых усталый путник может купить различную снедь или сувениры на память. В былые времена поблизости от дороги можно было даже встретить район красных фонарей . Дорога в итоге выводит к мосту через реку Исудзу, ведущему на территорию внутреннего святилища. Раньше вместо пересечения моста, полагалось пересечь реку вброд, тем самым совершая обряд омовения. Теперь, однако, достаточно лишь вымыть руки и прополоскать рот. От моста в самому святилищу ведет широкая дорога. Рекомендуется идти по её обочине, так как середина предназначена для ками. Однако, сейчас мало кто помнит об этом. В святилище ведут две пары тории. Рядом с первыми расположен павильон для омовений, тэмидзуя. Неподалеку от него можно найти спуск к речке, где можно совершить более полный обряд омовения. Рядом с ним расположено святилище Такимацури ооками, божество истоков реки Исудзу. Пройдя вторые тории можно увидеть конюшни в которых живёт синмэ - лошадь божества. Согласно древним традициям, во внутреннем святилище живёт одна такая лошадь, а во внешнем две. Также в святилище Исэ держат священных петухов синкэй. Данные петухи почитаются посланцами Аматэрасу.

История святилища

Считалось, что от правильности и чистоты проводимых в Исе обрядов зависит судьба императорского рода, а вместе с ним и всей остальной страны. Никакие частные интересы не должны были мешать данному процессу, и все ритуалы были направлены лишь на достижение блага государства в целом. Поэтому храм Исе содержался только на государственные деньги и никакие частные подношения не принимались. Однако в 12 веке власть перешла в руки сёгунов и финансовая поддержка со стороны государства прекратилась. Это вынудило священников нарушить вековые традиции. Древние норито были изменены, а синтоистский обряд очищения хараэ был представлен как необходимое условие для достижения буддийского просветления. Тем не менее, в условиях всеобщей нестабильности о материальном благополучии храма речи не шло. До начала 17 века, когда страна была объединена родом Токугава , финансовая поддержка сводилась к редким пожертвованиям сильных мира сего. Из-за постоянных междоусобиц перестал собираться специальный налог на содержание храмов, и в итоге денег не осталось даже на важнейший ритуал - обновление жилища бога. Традиция перестройки святилищ прервалась более чем на сотню лет. Перестройка внутреннего святилища не происходила с 1462 по 1585 годы, и постепенно оно разрушалось из-за нехватки финансирования. Внешнее святилище было в последний раз перестроено в 1434 году и сгорело в 1487 году. Ходили слухи, что при этом сгорел и синтай соответствующего божества. Внешнее святилище было вновь отстроено лишь в 1563 году. Из-за отсутствия нужных сооружений часть ритуалов была сокращена, а часть и вовсе отменена. Когда в конце 15, начале 16 века власти взялись за восстановление храмового комплекса, его пришлось отстраивать практически с нуля.

С наступлением мира храм занялся активной пропагандой среди простого населения. Для этого были сформированы целые корпорации почтенных наставников (онси или оси), отправляющихся в провинции агитировать население совершить паломничество в храм. Раньше это было запрещено, а позже невозможно из-за постоянных междоусобиц. Однако с наступлением мира данные паломничества стали крайне популярны. В своих странствиях наставники раздавали таблички, полоски бумаги или материи с именем Аматэрасу. К 19 веку такие амулеты, называемые дзингу таима и почитаемые как своеобразное вместилище духа ками, получили 90 % семей.

Структура

Храм Исэ состоит из двух комплексов. Первое, внутреннее святилище Найку посвящено прародительнице императорского рода, богине Аматэрасу. Второе, внешнее святилище Гэку посвящено богине еды, Тоёукэ, исполняющей роль кухарки при Аматэрасу. Расстояние между внешним и внутренним святилищами - около 4 километров. До 1945 года храм был отделен от остального мира рекой Миягава, исполняющей роль границы священной земли. Священникам запрещалось пересекать эту реку, дабы не нарушить необходимой для служения ками чистоты. Нарушение этого запрета, как считалось, навлечет на страну множество бед. До 12 века когда власть перешла в руки сёгунов, священники порой использовали этот запрет, шантажируя правительство что в случае невыполнения их требований, пересекут священную реку и лично явятся в столицу.

Внутри огромного храмового комплекса размещены различные второстепенные святилища, а также подсобные хозяйства. В частности, в Исэ есть собственные сады, огороды, соляная мельница и производство сакэ. На этих полях и огородах производится пища для почитаемых на территории святилища ками. Вся она готовится в святилище Тоёукэ, на чистом огне добываемом исключительно трением. Посудой ками служат простые глиняные тарелки и чашки без какой либо росписи или эмали. Они также изготовляются на территории Исэ. Считается что свою еду ками должны получать два раза в день. Раньше Аматэрасу питалась вареным рисом, а также фруктами и овощами выращенными на территории храма. В период Мэйдзи, с возвращением власти императору, в рацион Аматэрасу добавились сушеный тунец, морской лещ, моллюски, водоросли и сакэ. При этом самому Мэйдзи до сих пор подносят лишь рис и воду.

К внутреннему святилищу ведет тянущаяся вдоль реки Исудзу паломническая дорога. Рядом с ней располагаются магазинчики и забегаловки в которых усталый путник может купить различную снедь или сувениры на память. В былые времена поблизости от дороги можно было даже встретить район красных фонарей. Дорога в итоге выводит к мосту через реку Исудзу, ведущему на территорию внутреннего святилища. Раньше вместо пересечения моста, полагалось пересечь реку вброд, тем самым совершая обряд омовения. Теперь, однако, достаточно лишь вымыть руки и прополоскать рот. От моста в самому святилищу ведет широкая дорога. Рекомендуется идти по её обочине, так как середина предназначена для ками. Однако, сейчас мало кто помнит об этом. В святилище ведут две пары тории. Рядом с первыми расположен павильон для омовений, тэмидзуя. Неподалеку от него можно найти спуск к речке, где можно совершить более полный обряд омовения. Рядом с ним расположено святилище Такимацури ооками, божество истоков реки Исудзу. Пройдя вторые тории можно увидеть конюшни в которых живет синмэ - лошадь божества. Согласно древним традициям, во внутреннем святилище живет одна такая лошадь, а во внешнем две. Также в святилище Исэ держат священных петухов синкэй. Данные петухи почитаются посланцами Аматэрасу.

Считается что ками любят все новое и чистое. Поэтому все строения должны регулярно перестраиваться. В Исэ строго блюдут эти традиции и каждые 20 лет для Аматэрасу и Тоёукэ возводится новое жилище. Последний раз святилища обновлялись в 1993 году. Для этого было привлечено около 200 тысяч человек, большая часть которых была добровольцами и участвовала в строительстве бесплатно. Тем не менее, несмотря на значительное число добровольцев, строительство обошлось примерно в 30 миллионов долларов.

История

Первоначально святилища Аматэрасу и Окунитамы располагались в императорских покоях и кочевали вместе с императорской семьей. В четвертом веке император Судзин устрашился соседства с божествами и повелел вынести их святилища в деревню Касануи, расположенную поблизости от тогдашнего расположения дворца. В четвертом веке унаследовавший от Судзина престол император Суйнин задался целью найти место для постоянного святилища Аматэрасу. Поиск места был поручен принцессе Ямато-химэ-но микото. Когда девушка достигла Исэ к ней обратилась сама Аматэрасу и сказала что именно здесь она и хочет обитать. Сама же принцесса стала первой из принцесс сайо исполняющих роль верховных жриц и медиумов одновременно. Традиция назначать принцесс жрицами важнейших святилищ прекратилась в 12 веке, вместе с упадком императорской власти. В 478 году, спустя почти 500 лет после основания святилища Аматэрасу, по воле богини в Исэ было перемещено и святилище богини Тоёукэ. Так как оно расположилось поблизости от реки Миягава выступающей границой святой земли, святилище Тоёукэ стали именовать внешним святилищем или палатами Гэку. За святилищем Аматэрасу же закрепилось название внутреннего святилища Найку.

Считалось что от правильности и чистоты проводимых в Исэ обрядов, зависит судьба императорского рода, а вместе с ним и всей остальной страны. Никакие частные интересы не должны были мешать данному процессу и все ритуалы были направлены лишь на достижение блага государства в целом. Поэтому, храм Исэ содержался только на государственные деньги и никакие частные подношения не принимались. Однако, в 12 веке власть перешла в руки сёгунов и финансовая поддержка со стороны государства прекратилась. Это вынудило священников нарушить вековые традиции. Древние норито были изменены, а синтоистский обряд очищения хараэ был представлен как необходимое условие для достижение буддийского просветления. Тем не менее, в условиях всеобщей нестабильности о материальном благополучии храма речи не шло. До начала 17 века когда страна была объединена родом Токугава, финансовая поддержка сводилась к редким пожертвованиям сильных мира сего.

Из-за постоянных междуусобиц перестал собираться специальный налог на содержание храмов и в итоге денег не осталось даже на важнейший ритуал - обновление жилища бога. Традиция перестройки святилищ прервалась более чем на сотню лет. Перестройка внутреннего святилища не происходила с 1462 по 1585 годы и постепенно оно разрушалось из-за нехватки финансирования. Внешнее святилище было в последний раз перестроено в 1434 году и сгорело в 1487 году. Ходили слухи что при этом сгорел и синтай соответствующего божества. Внешнее святилище было вновь отстроено лишь в 1563 году. Из-за отсутствия нужных сооружений часть ритуалов была сокращена, а часть и вовсе отменена. Когда в конце 15, начале 16 века власти взялись за восстановление храмового комплекса, его пришлось отстраивать практически с нуля.

С наступлением мира храм занялся активной пропагандой среди простого населения. Для этого были сформированы целые корпорации почтенных наставников (онси или оси) отправляющихся в провинции агитировать население совершить паломничество в храм. Раньше это было запрещено, а позже невозможно из-за постоянных междуусобиц. Однако, с наступлением мира данные паломничества стали крайне популярны. В своих странствиях наставники раздавали таблички, полоски бумаги или материи с именем Аматэрасу. К 19 веку такие амулеты, называемые дзингу таима и почитаемые как своеобразное вместилище духа ками получили 90 % семей.

Исэ-дзингу – главное синтоистское святилище Японии, и доступ паломникам или простым посетителям открыт далеко не во все его храмы и здания. Вход в главное святилище разрешен только членам императорской фамилии и служителям культа высшего ранга. В основную кумирню и вовсе могут входить только император и его супруга. Все прочие могут увидеть только крыши святилища, огражденного четырьмя высокими заборами.

Храм Исэ состоит из двух комплексов – внутреннего святилища Найку, посвященного Аматэрасу, и внешнего Гэку, построенного в честь богини еды.

В древности святилища Аматэрасу и Окунитамы находились во дворце императора и следовали за императором, если он менял место жительства. В IV веке император Судзин нарушил эту традицию и велел переместить святилища в деревню, расположенную недалеко от его дворца. Его преемник император Суйнин поручил принцессе найти постоянное место для святилища Аматэрасу. В Исэ к принцессе обратилась сама богиня и указала место для строительства храма. А позднее, вновь по воле богини, в храме было основано святилище божества Тоёукэ, которое состоит кухаркой при Аматэрасу. Также в храмовом комплексе имеются постройки для лошади и для петухов Аматэрасу, а в прихрамовом огороде выращивают овощи, из которых готовят кушанья для богини.

В Исэ-дзингу хранятся национальные сокровища, одно из которых – императорская регалия Священное Зеркало. Вокруг святилища расположен национальный парк Исэ-сима, на территории которого находятся несколько исторических объектов.

До 1945 года храм был отделен от остального мира рекой Миягава, по которой проходила граница священной земли. Священники не могли покидать храм и пересекать реку, чтобы не нарушить чистоту, необходимую для служения божествам. Паломники же, наоборот, должны были переходить реку вброд, чтобы совершить ритуальное омовение. В настоящее время достаточно пересечь реку по мосту, омыть руки и прополоскать рот.

В Японии синтоисткие божества наделены свойствами живых людей: им требуется пища и – время от времени – обновленное жилище. Считается, что святилища должны иногда перестраиваться. В Исэ перестройка происходит каждые 20 лет, последняя была проведена в 1993 году. Однако с середины XV по вторую половину XVI века эта традиция не соблюдалась из-за междоусобных конфликтов и финансовых трудностей государства.

July 10th, 2014

Японские путеводители называют Исэ высокопарно - родина японской души (кокоро-но-фурусато). А в иностранных Исэ упоминают редко, потому что это место находится в стороне от обычных туристических маршрутов, да и как памятник истории тоже довольно специфично.
В сети много информации (Вики на русском и английском , и еще на русском), так что не буду повторяться, напишу только о самом интересном и личных впечатлениях от январской поездки.

Святилище в Исэ (Исэ-дзингу) - главный синтоистский храм Японии. Почитают здесь верховное божество - богиню солнца Аматэрасу (которая считается еще и основательницей японского императорского рода), а также других синтоистских богов, в первую очередь Тоёукэ - богиню, ведающую благополучием Аматэрасу и считающуюся покровительницей жилища и быта.

Давным-давно...
А точнее, около двух тысяч лет назад, принцессе из императорского рода было поручено найти подходящее место для поклонения Аматэрасу. До этого отдельного храма просто не существовало, а святилище располагалось в покоях императора. Принцесса отправилась путешествовать по стране, а когда оказалась в Исэ, во сне ей явилась сама богиня и сообщила, что желает остаться здесь - среди зеленых гор и полей, недалеко от извилистого побережья залива Исэ. Так в начале первого тысячелетия был заложен храм Аматэрасу, а через некоторое время, приблизительно в 6 веке, и отдельный храм Тоёукэ.
Сейчас Исэ-дзингу состоит из двух комплексов, расположенных на расстоянии пяти километров друг от друга, - храма Аматэрасу с прилегающей территорией, на которой располагаются меньшие святилища (Найку), и храма Тоёукэ, тоже с несколькими более мелкими святилищами других божеств (Гэку). Территория вокруг храмов считается священной, здесь запрещено рубить деревья и вообще нарушать покой божеств.

Естественно, возникает вопрос - если храмовому комплексу около двух тысяч лет, почему так мало о нем известно в мире? Почему его нет в списке мирового наследия ЮНЕСКО, почему он не на первых местах среди обязательных к посещению мест Японии?!
Ответ прост - потому что

Большинству строений на территории не исполнилось и года. Точнее, в данный момент им всего несколько месяцев.

Японцы верят, что со временем в всяком доме накапливается скверна, божеству же приличествует лишь чистое и светлое жилище. Поэтому начиная с седьмого века каждые 20 лет большая часть зданий отстраивается заново. И не только здания - вся церемониальная утварь тоже обновляется. Строго следуя старинным чертежам, по старинным технологиям и только из лучших традиционных материалов. Традиция прерывалась всего несколько раз, на стo с небольшим лет.

А как же инновации? Если в процессе работы над предметом для Исэ вы найдете новый, лучший способ выполнить работу? - спросили у одного из мастеров.
- Инновация может быть только одна - как можно точнее воспроизвести метод, которым пользовались мастера в прошлом, - ответил он.
Все воспроизводится точно до фанатизма. "Лестницы имеют навершия в виде шаров, определенных цветов в определенном порядке. Мы не знаем, что означают эти цвета и порядок, но они записаны в старинных чертежах и сметах тысячелетней давности, которые хранятся в одном из храмов Нары, поэтому мы продолжаем строить именно так".

Была у древних японцев еще одна причина для обновления храмов, чисто практическая. Деревянные строения без фундамента (как строили две тысячи лет назад, в эпоху Яёй), крытые соломой, в условиях влажного японского климата не выдерживают более нескольких десятков лет. Особенно страдает крыша - за 20 лет она значительно истончается, теряя большую часть своего объема. А жить в доме с протекающей крышей и простая женщина не согласится, не говоря уж о богине.

Так что каждые двадцать лет происходят грандиозные празднования божественного новоселья в Исэ, и 2013 год как раз был годом очередного переезда. В октябре прошли главные церемонии, и в течение нескольких месяцев можно еще будет увидеть старые храмы, стоящие рядом с новыми (впоследствии старые будут разобраны).
Поэтому-то мы и собрались в Исэ - хотелось посмотреть на обновленный храмовый комплекс, о котором столько рассказывали весь год.

Утром шестого января, как раз когда вся Япония шла на работу в первый рабочий день нового года, мы переходили через мост, отделяющий заповедную территорию Внешнего храма от городской застройки.

Упреждая вопрос от самых внимательных - где собака? Вход с животными на территорию категорически воспрещен, поэтому собаку пришлось сдать в камеру хранения. В "камеру" в самом прямом смысле этого слова.

В караулке - посте охраны у главного входа - дают напрокат инвалидные кресла тем, кому тяжело много ходить, и берут на передержку собак, причем бесплатно. Количество ограничено - у них не так много клеток, но в своей клетке-переноске тоже возьмут. Об этом нет ни слова на официальном сайте, и ни в каком другом храме, насколько я знаю, такой услуги нет, так что я очень удивилась, что крупный храм настолько идет навстречу посетителям. Собственно, это было одной из основных причин, почему мы вообще решились ехать в Исэ.

В Гэку (внешнем святилище) полагается ходить по левой стороне - потому что место для омовения рук находится с левой стороны, перед мостом (а пересекать мост потом не следует, ибо посередине пролегает незримая тропа, по которой проходят божества).

Тут же рядом киоск, где можно оставить прошлогодние амулеты, ведь выбросить их просто так нельзя, надо отнести в храм, где над ними произнесут все необходимые слова, а потом сожгут - огонь очищает.
Первые ворота-тории. Чистенькие, новенькие. И пахло под ними свежим деревом! Этот аромат свежеоструганного дерева сопровождал нас потом повсюду.

Когда проходишь под тории, следует кланяться - и при входе на территорию храма, и на выходе. В Токио я редко вижу кланяющихся по всем правилам людей, а в Исэ это делали почти все.
Был рабочий день, поэтому многие были в офисной или официальной одежде. Прийти на поклонение в храм в начале года - вполне обычно для владельцев мелких и средних предприятий, да и в крупных высокое начальство тоже часто посещает храмы в первые дни нового года.
Перед нами явно шел начальник с двумя подчиненными.

Небольшая площадь с храмовыми лавочками и приемными - здесь можно купить сувениры или заказать церемонию очищения.

Тоже все новехонькое, аж светится.

C правой стороны показались крыши святилища богини Тоёукэ.

Тоёукэ в некоторых русскоязычных источниках называют "кухаркой" Аматэрасу. По идее верно, но уж слишком пренебрежительно. Она, скорее, хранительница очага в широком смысле этого выражения; ведающая " хлебом рисом насущным" - не только приготовлением пищи, но и урожаем, и крышей над головой, и одеждой. Поэтому именно в святилище Тоёукэ каждый день служители по старинке - с помощью трения - разводят священный огонь и готовят "пищу богов" для совершаемых дважды в день (утром и вечером) подношений божествам Исэ.

Церемония подношений богам - важнейший ритуал повседневной жизни Святилища. Еду утром и ранним вечером - как ели японцы две тысячи лет назад - выставляют в специальном здании, сопровождая действо просьбами к богам обеспечить процветание Японии. Оставшееся от божественной трапезы достается служителям храмов.

Пища японских богов, кстати, очень проста:

Три плошки риса - готовится не в рисоварке (боже упаси!), а в старинной печи, - свежий морской окунь "тай" и сушеный бонито, морская капуста-комбу и свежие фрукт и овощ по сезону (шпинат, яблоко). К этому соль, плошка воды из священного колодца и три плошки сакэ. Все выращено служителями на полях, принадлежащих святилищу, выловлено ими же в особых "святых" районах, соль выпарена по старинным технологиям и т.д.

Самообеспечение - одна из традиций и, в то же время, целей существования храма, который должен заботиться о том, чтобы боги не оставили своей милостью Японию.

Вообще, большая часть обрядов в Исэ связаны с едой и урожаем: молитвы о хорошем урожае перед началом полевых работ, о помощи во время работ и благодарность за урожай по окончании. Начинаешь понимать, как жили японцы две тысячи лет назад - их занимали не вопросы грехов, милосердия или прощения, нет. Все было намного проще - "выжить!" - между землетрясениями, тайфунами, цунами и банальными неурожаями... И нескончаемая благодарность Аматэрасу, подарившей - согласно повериям - японцам рис.

Итак, возвращаясь в Исэ.
Ближе к нам "старый" храм -

он необитаем. Через несколько месяцев его разберут, и на пустыре на следующие 20 лет останется только крохотная "часовня", в которой хранится нечто священное. Что это - не известно никому кроме служителей самого высокого ранга, но этот хоркрукс предмет, вмещающий сущность божества, охраняет место до следующего переезда.

К старому храму можно подойти ближе, даже немного заглянуть внутрь.

Внутри действительно пусто...

Многие трогали деревья - в основном это японские криптомерии, которые относятся к деревьям-долгожителям.

Тем, что растут на территории храма, несколько сотен лет.
Рядом располагается нынешнее обиталище богини Тоёукэ.

Сплошные стены окружают все главные храмы в Исэ.
Простой посетитель может только пройти под первыми тории и подойти к воротам. Дальше хода нет, и даже фотографировать можно только до тории (сбоку от них у входа сидят служители в будочке и зорко наблюдают).

В воротах висит белое шелковое полотнище-митобари, которое закрывает от любопытных взоров внутренний двор и само святилище. Колеблющееся на ветру полотнище часто сравнивают с божественным дыханием. Считается, что если оно приподнялось в присутствии человека, значит, его приветствует само божество.

Впрочем, во двор можно пройти - через боковой вход служители проводят тех, кто заказал молитву. При нас таких людей было довольно много, все одетые очень формально - таковы правила Исэ, во время церемоний женщина должна быть в формальной строгой одежде, мужчина - в костюме.
Как и в обычных синтоистских храмах, перед входом стоит ящик с прорезями. Поклон, монетку в ящик, два хлопка, еще два поклона.

Если верить модели, внутри храм выглядит так:

Пройдя по боковой дорожке,

вышли к совсем новому музею, тоже построенному в 2013, который рассказывает об устройстве и повседневной жизни святилища.
Музей, кстати, находится за тории, т.е. формально не на территории храма, а значит, перестраиваться каждые 20 лет не будет. Уфф, а то я беспокоилась...

Музей достаточно интересный, но явно рассчитан только на японских посетителей - никаких надписей и пояснений даже на английском нет.

В принципе, это понятно - за весь день в Исэ мы видели от силы человек пять иностранцев, включая себя.
Много информации об истории храма и о процессе изготовления разных предметов, используемых в церемониях. Жаль, что фотографировать строго запрещено.

Площадь перед музеем - близился полдень, народ потихоньку подтягивался.

Мы вернулись к храму Тоёукэ, но от него повернули налево, вглубь территории.

Дорога ведет к более мелким храмам: божеству ветра, божеству земли - покровителю данной местности - и храму, почитающему воинственную сущность богини Аматэрасу.

Камень-"черепаха"

Храм Тоёукэ остался справа за деревьями

Кажется, что это место - или всё Исэ? - застыло во времени...

Меняются только поколения людей, приходящих сюда на поклонение...

Святилище земли

Святилище воинственной сущности Аматэрасу.

Синтоизм считает, что божества-ками имеют несколько сущностей: мятежную, беспокойную - воинственную, и милосердную (которую в свою очередь тоже делят, но это не важно...) И в храме вполне можно почитать лишь одну из них.

Это святилище находится на холме, возвышаясь над всеми остальными храмами Гэку. Совсем небольшое, но так как посвящено верховной богине, рангом соответствует храму Тоёукэ.

А, вот как раз пустырь на месте старого храма и будочка с предметом-оберегом.

И опять криптомерия...

Святилище ветра.

Ветер важен для земледельцев - он может пригнать спасительные дождевые тучи в жару, но может, в виде тайфуна, и разнести целый дом. Поэтому ветер чтили, но так, за компанию, в крохотной каморке на территории Гэку. Но когда в 1281 году, после молитв в храме Исэ, божественный ветер разметал корабли с армией хана Хубилая и помешал ему завоевать Японию, японцы решили отблагодарить божество ветра, возведя для него настоящий храм и повысив его ранг среди прочих храмов Гэку.

Но видимо, божеству этого было недостаточно, потому что на просьбы так же поступить с красноволосыми варварами в середине 19 века оно не откликнулось... Хотя молились активно - в 1863 году аж 15 дней подряд.

А мы снова оказались на оживленной площади у выхода с территории Гэку.

Я слегка подмерзла и очень обрадовалась, когда увидела, что в одном окошечке бесплатно угощают сакэ. Жадно вылакала (ну да, чего уж скрывать) несколько глотков и отдала чашечку служителю. На дне оставалось несколько капель жидкости.

Пожилая женщина рядом тоже выпила сакэ, а потом опрокинула чашечку над ладонью, вытряхнула последние капли на ладонь и коснулась ими лба.
Мне стало стыдно... Когда говорят, что японцы не религиозны, не стоит верить на слово говорящим..

Мы вышли за территорию храма. Спешили - еще когда гуляли по маленьким святилищам, видели полицию и слышали объявления через мегафоны, что движение по территории будет приостановлено через час.

Мы как раз успели все пройти.
А у входа уже ждали... Кого?

Продолжение следует!

Природная красота этих мест поражает. Поросшие густой зеленью холмы, нетронутые леса. Согласно легенде, в начале первого тысячелетия император Суйнин попросил свою дочь, предназначенную в жрицы главной богини синтоистского пантеона Аматэрасу, подыскать место для устройства святилища этой богини. Аматэрасу Омиками ("Великая, священная богиня, сияющая на небе"), в японской мифологии богиня солнца и прародительница японских императоров, глава пантеона синтоистских богов. Как утверждают древние рукописи, принцесса Яматохимэ, дочь императора Суйнина, путешествовала по стране в поисках места, где можно было бы хранить священное бронзовое зеркало (ята-но кагами), доставшееся императорскому роду от богини Аматэрасу. И вот, побывав в Исэ, принцесса услышала голос Аматэрасу. Богиня повелевала построить храм на этом месте. Сама Яматохимэ стала первой жрицей нового храма. Начало строительства храма в Исэ относят к III веку.

Комплекс состоит из двух групп храмов - Гэку (Внутренние) и Найку (Внешние).

Более древние Гэку расположены в самом центре городка Исэ. Храмовые постройки разбросаны по территории прекрасного парка. К основному храму Аматэрасу ведет длинная аллея вековых криптомерий, на которой установлено несколько огромных ворот - тории. Гэку - императорский храм, где монарх как первосвященник синто совершает важнейшие религиозные обряды (в частности, перед своей коронацией император Акихито провел здесь ночь, в одиночестве общаясь с родоначальницей). Здесь хранится один из символов императорской власти - зеркало, которое считается воплощением души Аматэрасу.

У подножия горы Симадзи, в 6 километрах от Гэку, был возведен Найку, посвященный божеству 5 злаков - Тоёукэ-оками. В нынешнем виде он был восстановлен по древним чертежам в 1744 г.

Чтобы достичь Найку, нужно было пройти под внешними воротами-тории, пересечь каменный мостик над рекой Исудзу и вновь пройти под тории на другом берегу. Там находился выдолбленный из камня бассейн с водой, которой надо было омыть руки и прополоскать рот в знак очищения перед богами.

Внутренний и Наружный храм почитаются за святые места и закрыты для обычных людей. Можно только стоять за четырьмя рядами параллельных заборов и всматриваться в крыши главных святилищ.

По своей архитектуре комплекс Исэ дзингу очень прост, но суров и значителен. Основные строения Гэку и Найку - это стоящие на мощных сваях небольшие четырехугольные здания из некрашеных, но тщательно обработанных бревен кипариса, покрытые толстой соломенной двускатной кровлей, по коньку которой идут толстые перекрещенные балки. Глядя на них, невольно поддаешься очарованию простоты и величия.

Начиная с VII в. каждые двадцать лет Исэ дзингу становится местом проведения красочных церемоний, именуемых Сикинэн сэнгу. Раз в 20 лет главных богов религии синто, обитающих в храмах Исэ, из старых храмов переносят в новые, только что построенные по образцу старых.

В этом, на первый взгляд парадоксальном, деянии скрыт большой смысл. Здание в том виде, как оно было построено, всегда находится в гармонии с окружающей природой. Храм всегда и древен и нов, это начало начал японской культуры, и каждый японец видит его таким, каким он был изначально.

Впрочем, вызвано это не только сугубо божественными обстоятельствами. Храмы Исэ, точно так же, как и многие другие святилища синтоизма, возводятся из дерева. За два десятилетия солнце, ветер, дожди, тайфуны наносят невосполнимый ущерб храмовым постройкам. К тому же жрецы требуют периодического очищения храмов от заносимых извне грязи и скверны. Короче говоря, каждые 20 лет обитатели святилищ Исэ дзингу вынуждены перебираться на новое место.

Традиция этих важнейших синтоистских церемоний насчитывает уже 13 веков. Первая церемония Сикинэн сэнгу была проведена еще в 690 г. при императрице Дзито. С тех пор 20-летняя последовательность нарушалась только дважды: между 1443 и 1585 гг., когда страну сотрясали междоусобные войны, и в годы Второй мировой войны.