Покровский женский монастырь свято введенский. Свято-введенская островная пустынь. Церковь Св. Николая Чудотворца

Свято-Введенский монастырь Покрова (Россия) - описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Туры на Новый год в Россию
  • Горящие туры в Россию

Предыдущая фотография Следующая фотография

Свято-Введенский женский монастырь расположен на живописном острове посреди Введенского озера, в 4 км от Покрова. Попасть на него можно по одному из двух мостов, перекинутых с берега, а зимой и по льду. Большую часть острова занимают монастырь и хозяйственные постройки, укутанные кронами могучих деревьев. Над их ветвями возвышаются купола 5-главого Введенского храма - строгие черные луковки контрастируют с краснокирпичным «телом» собора и резко выделяются на фоне окружающей зелени. Зимой, когда заснеженные пределы острова сливаются с озером, именно красные стены храма служат ориентиром для паломников.

Немного истории

Считается, что монастырь был основан в конце 17 века, когда два монаха-отшельника построили небольшую деревянную часовню и кельи на одном из островов Введенского озера. Старцы хотели дожить отпущенное им время в уединении, но на живописный остров потянулись паломники, и уже к началу 18 столетия было решено возвести новый, вместительный островной храм. Монастырь быстро рос и богател - к нему пристроили колокольню, столовую и гостиницу для богомольцев. В 1918 г. храм и прилегающие территории национализировали, вернув в лоно церкви лишь в 90-х гг.

Первую деревянную церковь, построенную старцами-отшельниками, разобрали и перенесли на Владимирский тракт, где она до 1740-х гг. служила домом для сбора податей.

Что посмотреть

На острове расположены два храма - Никольская церковь, полностью отреставрированная несколько лет назад, и Введенский храм, интерьеры которого еще предстоит восстановить. Монастырь славится своими фресками и редкими иконами, в их числе изумительная фреска святого Александра Невского, поднявшего очи горе. Другая святыня обители - мощи старца Клеопы, местного святого, похороненного здесь же.

При монастыре открыт приют для беспризорных детей «Ковчег», в котором сейчас живут и учатся 12 девочек.

Обитель известна отменным гостеприимством - монахини с удовольствием общаются с гостями, делятся историями из жизни монастыря и проводят небольшие экскурсии по территории. Большинство посетителей остаются отобедать в трапезной для паломников, где подают простую и вкусную еду, приготовленную из местных продуктов. В монастыре можно купить свежую или копченую рыбу, выловленную тут же у берегов острова, - все вырученные средства идут на благотворительность. Летом многие паломники спускаются к воде, чтобы искупаться и полюбоваться умиротворяющими пейзажами Введенского озера.

Практическая информация

Адрес: Владимирская обл., Покров, 601120. Координаты: 55.925258, 39.120597.

Как добраться: на общественном транспорте - с Центрального автовокзала Москвы экспрессом до ост. «Покров», далее на местном автобусе до автостанции «Покров», оттуда на автобусе до пос. Введенский, от остановки пешком вдоль озера на север до моста, ведущего на остров. На личном транспорте - из Москвы по Горьковскому ш. около 100 км до Покрова, перед знаком «Начало населенного пункта» поворот налево, далее не сворачивая, до озера Введенское.

Адрес: Россия, Калужская область, город Козельск
Дата основания: XV век
Основные достопримечательности: собор Введения во храм Пресвятой Богородицы, церковь Казанской иконы Божией Матери, церковь Марии Египетской и Анны Праведной, церковь Иллариона Великого, колокольня
Святыни: святые мощи преподобных Амвросия, Моисея, Антония, Исаакия I, Льва, Макария, Илариона, Анатолия (Зерцалова), Варсонофия, Анатолия (Потапова), Иосифа и Нектария старцев Оптинских, Казанская икона Божией Матери, мощи преподобного Рафаила (Шейченко)
Координаты: 54°03"13.1"N 35°49"56.6"E

Содержание:

История монастыря

Свято-Введенская Оптина пустынь стоит в месте слияния Клютомы и Жиздры и занимает прилегающую к Козельску территорию. Служителями ставропигиальной обители являются мужчины. Сама же пустынь остается одним из древнейших монастырей, который отлично сохранился до наших дней.

Монастырь с высоты птичьего полёта

Из монастырской летописи становится понятно, что учреждение было основано в XV веке отшельником по имени Опта. До принятия иночества он был разбойником, однако со временем раскаялся в содеянном и пожелал посвятить свою жизнь служению Всевышнему.

Приняв постриг под именем Макарий, новоиспеченный инок принялся обустраивать территорию пустыни. Однако другое поверье опровергает эту версию, утверждая, что монастырь строился самими подвижниками, получившими знак свыше. Покаяние в своих ранних грехах они выражали неустанным трудом и искренними молитвами.

Общий вид на монастырь

После окончания строительства и вплоть до 1504 г. обитель населяли и старцы, и старицы. Однако впоследствии на проживание на одной территории иноков и инокинь наложили запрет, и монастырь превратился в исключительно мужское учреждение.

В 1689 г. на территории пустыни появился первый каменный храм. С целью ее расширения династией Романовых обители были отписаны земли. Но при Петре I Оптинская пустынь была упразднена – в силу ее малочисленности она не могла оплачивать немалые пошлины. Впрочем, подобная участь тогда коснулась многих монастырей.

Святые врата монастыря

С 1724 г. для пустыни наступают новые времена – ее причисляют к комплексу Белевского Спасо-Преображенского монастыря. Но спустя пару лет благодаря прошениям стольника Шепелева обитель вновь становится самостоятельным учреждением. Однако эти изменения не отразились на его финансовом благополучии, он так и продолжал существовать без государственных средств. Конечно, местные бояре оказывали монастырю посильную помощь, но для поддержания подворья в отличном состоянии их не хватало. Поэтому деревянные постройки до 1764 г. обветшали.

Стены монастыря

Расцвет Оптиной пустыни

Этап возрождения Свято-Введенского монастыря начинается с его посещения митрополитом Платоном Левшиным (памятный визит датируется 1796 г.). Пораженный небывалой красотой данной местности, он занялся восстановлением общежительной сферы пустыни. На тот момент братию монастыря представляло всего 3 человека, и ни один из них не являлся священником.

Ходатайством митрополита Московского был назначен настоятель обители – в должность вступил иеромонах Авраамий (почтенный старец прибыл из Песношской пустыни). Прошел год, и в братии состояла дюжина человек. Но духовный расцвет Козельского ставропигиального монастыря пришелся лишь на 20-е годы XIX столетия, когда епископ Калужский подписал решение о его благоустройстве.

Слева направо: Колокольня, церковь Казанской иконы Божией Матери

Присоединение Оптиной пустыни к Калужской епархии пошло ей только на пользу, ведь она получила такого серьезного попечителя, как епископ Калужский Феофилакт. В 1809 г. население обители состояло уже из 30 человек. С приходом в монастырь нового духовника архимандрита Моисея в пустыни возрождается старчество, то есть особенная духовно-попечительская деятельность. Примечательно, что обращаться к святым старцам за помощью и советами могли как члены братии, так и простые обыватели, посещавшие пустынь. Так некогда убогое учреждение превратилось в один из значительных духовных центров, расположенных на российской земле.

Церковь Спаса Преображения

С каждым годом численность иноков в монастыре все возрастала и к концу XIX столетия достигла двухсот душ. В те же годы благодаря стараниям Оптинских старцев калужская земля пополнилась еще тройкой монастырей, но уже женских. Это Казанская Свято-Амвросиевская пустынь, Дугненский монастырь «Отрада и Утешение» и Казанская Белопопытовская община.

Святые храмы – составные части и достопримечательности Оптиной пустыни

В архитектурном плане подворье монастыря выглядит как квадратное пространство, защищенное каменной стеной. Ограждение возводилось с 1832 по 1839 гг.

Церковь Владимирской иконы Божией Матери

Сегодня на территории обители функционируют 6 храмов:

  • Главный храм, чествующий Введение в Храм Пресвятой Богородицы и хранящий мощи всех Оптинских старцев и преподобных Нектария и Амвросия.
  • Храм в честь Казанской иконы Богоматери – наибольший из всех Оптинских святынь. Здесь лежат мощи Антония, Моисея и Исаакия I.
  • Помещение используется для проведения воскресных и праздничных богослужений.

Слева направо: Церковь Марии Египетской и Анны Праведной, собор Введения во храм Пресвятой Богородицы

  • Храм Владимирской иконы Божией Матери – новая постройка, появившаяся на месте разрушенной святыни. Храм-усыпальница стала хранилищем мощей семи старцев. Церемониал ее освящения состоялся в 1998 г.
  • Храм в Иоанно-Предтеченском ските появился в 1825 г. Его возведением мастера чествовали святого Иоанна Предтечу и Крестителя Господня.
  • Храм, отстроенный в 1874 г. в память о преподобном Илларионе Великом, стоит за стенами монастыря.
  • Храм под названием «Спорительница хлебов» строился уже в 2000 г. Найти его можно на участке подсобного хозяйства.

Соборы Оптиной пустыни сверху. На переднем плане колокольня, за ней Введенский собор и церковь Владимирской иконы Божией Матери, слева от Введенского собора церковь преподобной Марии Египетской, справа церковь Казанской иконы Божией Матери

Вполне естественно, что монастырь имеет и собственную колокольню. Изначально она строилась в 1802 – 1809 гг., но из-за закрытия пустыни в свое время ее здание было разрушено. Работы по восстановлению колокольни проводились в 1999 г.

Сейчас пустынь работает по своему прямому назначению. Праздники и богослужения проводятся во всех храмах. Как в далеком прошлом, так и поныне главными ценностями обители считаются мощи преподобных старцев, обретшие покой в Казанской, Введенской и Владимирской святынях.

Раннее июньское утро, туман над озером. От берега отталкивается и легко скользит по воде маленькая лодка: всплеск весла, поскрипывание уключин. Где-то далеко кукует кукушка, летит над водой ее монотонная песня, замирает в фиолетовых далях. Над лесом медленно встает солнце…

В лодке Сергий и Тимофей – монахи Покровской Антониевой пустыни, они правят лодку на остров Вятского озера. Эти благочестивые братья бежали от суеты крупного монастыря в поисках уединения и тихой молитвы. На острове среди леса они поставили небольшую деревянную часовню и келью. Годы шли, среди озерной тишины летела к Богу горячая молитва, а по округе шелестела молва об отшельниках. На острове стали появляться другие люди, просили пустынников принять под свое пастырство. Смиренные иноки не отказывали, община умножалась.

Уединенный монастырь стали называть Введенской островной пустынью,
это же название закрепилось и за озером

Основание обители

В декабре 1708 года Сергий и Тимофей с братией подали челобитную «Великому Государю Царю и Великому Князю Петру Алексеевичу всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержцу», в которой просили Государя о дозволении построить на Вятском озере церковь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. По указу царя Преосвященный Стефан Митрополит Рязанский и Муромский благословил монахов, они срубили лес в середине острова и возвели деревянный храм: «Осмерик, а поверх шестерик, крыша тесом, глава и шея обиты чешуею деревянной, на главе крест деревянный опаен жестью». В декабре 1710 года храм освятили, основатель пустыни Сергий был рукоположен в иеромонахи и назначен настоятелем обители.

Уединенный монастырь стали называть Введенской островной пустынью, а за озером закрепилось новое название – Введенское. Владевшие озером и окружающими его землями князья Голицыны пожертвовали озеро и остров в собственность монастыря. Однако средств на содержание братии не хватало.

Продали храм

Наставничество настоятеля Сергия длилось недолго, в 1713 году он скончался, и на его место из Москвы прислали монаха Нектария. Монастырь в это время бедствовал, с отчислениями в казну справлялся плохо и к 1724 году потерял самостоятельность – обитель была приписана к Иоанно-Богословской пустыни дворцовой Куньевской волости Московского уезда. Нектарий с пятью монахами переселился в Богослово, продав перед этим за 17 рублей храм в село Покровское священнику Григорию Фадееву и монастырский колокол священнику села Воскресенское Алексею Амбросиеву за 11 рублей.

Большинство монахов Нектария не поддержали, 14 отшельников остались на старом месте. Они хоть и терпели крайнюю нужду, но уповали на помощь Божию. В 1729 году они подали жалобу в Священный Синод. Тот постановил: Введенскую пустынь от приписки к Богословской освободить, церковь и все имущество вернуть. Монастырь начал возрождаться. Его новому настоятелю – иеромонаху Лаврентию – удалось привлечь щедрых благотворителей. К середине XVIII века бедная обитель преобразилась: на острове построили две каменные церкви – в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы и во имя Святителя Николая Чудотворца, а также одну надвратную деревянную – во имя святого пророка Илии; были устроены и новые кельи для братии, остров обнесли деревянной оградой. С берега казалось, что монастырь, как корабль, дрейфует в тихих озерных водах.

Чудесные росписи когда-то были варварски замазаны

Подлинного духовного расцвета Введенская пустынь достигла во второй половине XVIII века, когда ее настоятелем стал иеромонах Клеопа. Память его чтится в монастыре и в наши дни. Основу монашеского воспитания он получил в Зографском монастыре на Афонской горе. Возможно, Клеопа был одним из учеников основателя скита Святого Илии на Афоне – великого старца архимандрита Паисия Величковского.

Иеромонах Клеопа прибыл в Введенскую пустынь в 1758 году и через два года стал ее настоятелем. Человек высокого благочестия и нравственной чистоты, Клеопа ввел в пустыни строгий устав, богослужения при нем стали продолжительными и истовыми. Заботы о материальном благосостоянии, а также благоустройстве пустыни настоятель ограничивал лишь самым необходимым, часто отклоняя предложения богатых жертвователей и вкладчиков. Однажды генерал-губернатор Воронцов прислал спросить Клеопу, что ему надобно – земли или рыбных ловель.

«Кланяйтесь генерал-губернатору, – отвечал Клеопа, – благодарю за усердие, скажите ему, что для меня земли нужно три аршина, а у нас столько есть; а рыбу мы и у мужиков покупаем». Очевидно, он считал, что любые владения отвлекают иноков от прямых молитвенных и богослужебных обязанностей, вносят в их жизнь известную долю мирских забот, а это не полезно для монахов. Клеопа стремился, чтобы братия его пустыни проникалась молитвенным настроением, чтобы мысли очищались от греховных помыслов, а сердца воспитывались в духе христианской любви, прощения и снисходительности. Он был истинным подвижником, простым сердечным человеком, за что и приобрел всеобщее уважение.

Побеседовать со старцем приезжали многие люди, в том числе богатые благотворители из Москвы, высокопоставленные духовные и светские люди. Стремились в монастырь и те, кто искал иноческих подвигов, братия возрастала. Спустя годы многие насельники пустыни стали настоятелями других монастырей.

Старец Клеопа скончался 9 марта 1778 года и был погребен у южной стены алтаря. Три года назад при ремонтных работах во Введенском храме были обретены мощи старца, в настоящее время они находятся в ковчеге в Никольском храме монастыря.

Обновление

В начале XIX века при новых настоятелях храмы Введенского монастыря были обновлены. Позже перестроили теплый Никольский храм, а в 1891 году на месте обветшавшего Введенского храма начали строительство нового. Через три года его освятил Высокопреосвященный Сергий, архиепископ Владимирский и Суздальский.

Новый величественный по своей архитектуре пятиглавый храм, построенный в византийском стиле, отличался красивым позолоченным иконостасом и великолепными росписями, выполненными монахами Оптиной пустыни под руководством иеромонаха Даниила (Болотова). В особом киоте хранилась местночтимая икона Введения во храм Пресвятой Богородицы, украшенная серебряной вызолоченной ризой с драгоценными камнями, написанная в начале XVIII века. Ее стали особо почитать, когда в 1848 году по молитве перед этой святыней в городе Покрове утихла свирепствующая холера. В то время Введенскую пустынь посещали сотни паломников.

От мрака к свету

В 1918 году монастырь закрыли, однако богослужения продолжались до 1924 года. Сменяя друг друга, на острове размещались то дом престарелых и инвалидов, то детский дом, а с 1932 года – колония девушек-подростков, впоследствии называвшаяся «специальным профтехучилищем». С храмов сбросили купола, перестроили здания: в Введенском устроили школу, в Никольском – клуб и кинозал.

В 1993 году благословением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II началось возрождение Свято-Введенской островной обители. Бывший мужской монастырь превратился в женский, настоятельницей его была назначена игумения Феврония, прежде инокиня Христина Муромского Свято-Троицкого Новодевичьего монастыря. Прибывшие из той же обители насельницы вспоминали: «Первый раз мы приехали сюда в августе. Весь остров был усыпан золотой листвой, над ним – бездонное небо. Кругом была такая тишина и умиротворение, а озеро и остров производили потрясающее впечатление… Господь призывал нас. Невозможно было пройти мимо разрушенного храма. Мы думали: “В наших ли силах восстановить такой монастырь?” Мы молились, трудились, надеялись на помощь Господа. И Он не оставил нас».

Введенский храм в те времена был покрыт уродливой протекающей крышей, его чудесные росписи варварски замазаны масляной краской, Никольская церковь, без купола и креста, с заложенными окнами, тоже мало походила на Божий дом. Почти ничто не напоминало о том, что когда-то здесь находилась процветающая обитель. Лишь дух монастырского острова по-прежнему был пронизан радостью и благодатью. Началось возрождение монашеской жизни.

Вышиванием восстановили храмы

Первое время братские корпуса и храмы принадлежали колонии, утренние богослужения проходили одновременно с побудкой и зарядкой колонисток. Но с Божьей помощью здания одно за другим передали монастырю. Особым трепетом и искренностью отличались первые богослужения во вновь обретенной обители. Священниками в эти трудные годы здесь были архимандрит Максим (Москалеонов) и отец Андрей Айдаров.

Сестры учились искусству золотого шитья у своей настоятельницы и со временем преуспели – вышитые иконы отличались удивительной красотой и духовной наполненностью. Появились заказчики, вышивая, монахини начали получать средства на обустройство и восстановление храмов. Многими трудами и молитвами были привлечены жертвователи и строители новой пустыни. На Введенском храме отремонтировали крышу, выложили барабаны, установили купола и золотые кресты. В центре острова построили звонницу. Теперь колокольный звон, отражаясь от озерной глади, летит в деревни и поселки на дальних берегах, призывая на службу. Восстановлен и храм Святителя Николая. Перед очередной побелкой стен старую, плохо державшуюся штукатурку решили размыть до основания и обнаружили удивительной красоты старинные росписи. Утраченные сюжеты на стенах вскоре восстановили, следуя старинным образцам.

Ковчег для детей

Четыре года назад исполнилось 300 лет со времени основания монастыря. Более тысячи верующих торжественно отметили это событие, пройдя крестным ходом из Покрова к Свято-Введенской островной пустыни.

В 2009 году на берегу озера на средства благотворителей построили двухэтажное здание для проживания и обучения 50 детей. В нем разместили классные комнаты, библиотеку, спортивный зал, столовую, благоустроенные спальни. Здесь открылся православный пансионат «Ковчег» для детей, оставшихся без попечения родителей, малообеспеченных, бездомных детишек и беженцев. Три года назад 1 сентября в этом здании начался первый учебный год для двенадцати девочек. С детьми занимаются педагоги по программе начальной общеобразовательной школы, а также хормейстер, балетмейстер, преподаватель игры на фортепиано. Сестры монастыря обучают воспитанниц вышивке. Дети участвуют в богослужениях, старшие поют в монастырском хоре.

Из года в год обитель восстанавливается. Предстоит еще большая работа, сестры и игумения Феврония много трудятся и неустанно молятся, надеясь, что Всемилостивый Господь не оставит их, как и прежде.

В блокнот паломнику:

Свято-Введенская островная пустынь

Адрес: 601120, Владимирская область, Петушинский район, город Покров, п/о Введенское

Проезд: от Москвы электропоездом с Курского вокзала или автобусом с Щелковского автовокзала до станции Покров. Далее местным автобусом «Покров – поселок Введенский» до остановки «Поселок Введенский». Далее пешком.

Светлана Мирнова,

Возникновение Введенской обители связано с упразднением в начале XVIII в. Антониевой пустыни, как небольшого монастыря, вокруг которого уже сформировалось поселение Покров. Иноки Антониевой пустыни Сергий и Тимофей удалились на остров Вятского озера и построили там деревянные часовню и келью. Так в 1708 г. был основан Свято-Введенский островной монастырь. Слух о новой пустыни прошел по всей округе, привлекая желающих стать ее насельниками. Очень скоро островная братия настолько умножилась, что было принято решение просить Петра I о разрешении на постройку на острове собственного храма. В 1710 г. была возведена красивая деревянная церковь из срубленного здесь же на острове леса, освященная во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы.

Первоначально построенную Сергием и Тимофеем часовню с острова перенесли на Владимирский тракт и использовали для сбора пожертвований на содержание монастыря. Часовня приносила небольшой доход, неоднократно разграблялась и в начале 1740-х годов была разобрана. Во второй половине XVIII в. была восстановлена уже каменная часовня, которую в 1880-е годы перенесли вслед за сместившимся Владимирским трактом. Около нее построили одноэтажный кирпичный дом для монахов-послушников. Вплоть до 1918 г. в Ильин день от пустыни к часовне монахи совершали крестный ход.

На протяжении первой половины XVIII в. Введенский монастырь постоянно испытывал трудности с уплатой налогов и даже терял самостоятельность. Духовный расцвет монастыря связан с приходом в него с далекого Афона известного своей подвижнической деятельностью старца Клеопы в 1760 г., который самой братией был избран настоятелем Введенской Островской пустыни. Преподобный Клеопа славился своей прозорливостью (например, он предсказал точную дату своей смерти) и даром исцеления. Старец был известен даже в Москве как истинный монах и христианин, и пустынь существовала в то время преимущественно за счет вкладов богатых и именитых москвичей. Именно при Клеопе в монастыре были выстроены каменные храмы – Введенский и Никольский. Кроме того, старец Клеопа распорядился построить на берегу озера просторный дом с мезонином и двор с конюшнями и сараем для приезжающих богомольцев, которые на лодке переправлялись монахами на остров.

Введенскую островную пустынь часто посещали живущие по соседству дворяне Прозоровские, Несвицкие и другие. Многие представители этих дворянских семейств были похоронены в соборном храме монастыря.

После смерти старца Клеопы в 1778 г. место его захоронения в Введенской пустыни стало особо почитаться жителями Покрова и окрестных поселений. Даже в советские годы, когда на территории Введенской пустыни была устроена женская колония для несовершеннолетних, паломники стремились попасть на остров, прорываясь через кордоны, чтобы поклониться могиле старца Клеопы, причисленного к лику местночтимых святых. Мощи старца считаются святыней ныне действующей женской Введенской островной пустыни.

Важной святыней монастыря была также икона Введения Божией Матери, заступничеством которой, по легенде, в 1863 г. жители г. Покрова чудесно избавились от холеры. Деяния духовных подвижников и православные святыни Введенской островной пустыни привлекали верующих и благотворителей.

В 1870-е годы в монастыре была перестроена и расширена зимняя церковь Николая Чудотворца. В 1891-1894 гг. прежний Введенский храм был заменен новым, из красного кирпича, также пятиглавым. Иконостас был посеребрен и позолочен, а соборные стены – расписаны образами «греческого письма». При Введенском храме построили колокольню (сегодня не сохранилась), по периметру острова возвели кирпичные здания келий, настоятельский корпус и ограду. В списке жертвователей на реконструкцию и новое строительство в рамках Введенской пустыни были промышленники Морозовы.

В 1918 г. монастырь был закрыт, его имущество национализировано. На его территории находились подростковые исправительные учреждения. У монастырских храмов были срублены купола и подкупольные барабаны.

16 сентября 1991 г. исполком Владимирского областного совета народных депутатов принял решение «О передаче в ведение Владимирской Епархии зданий храмов и монастырей, расположенных на территории области». На основании этого решения островные храмы были возвращены Церкви.

6 октября 1993 г. указом Архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия была создана иноческая община как подворье Муромского Свято-Троицкого Новодевичьего монастыря. 6 июня 1995 года по постановлению Святейшего Синода подворию был присвоен статус женского монастыря.

Первым был отреставрирован Никольский храм, затем Введенский собор. В монастыре есть золотошвейная мастерская, изготавливается церковная утварь и реставрируются старые иконы. Проводятся экскурсии. Паломники и экскурсанты приглашаются в монастырскую трапезную.

В 2007 году рядом с монастырем при подъезде к острову по благословению игумении Февронии был построен детский приют-пансионат «Ковчег», куда стали принимать девочек разного возраста, некоторых – с мамами, поскольку женщинам в силу разных жизненных обстоятельств некуда было идти.