Введенский владычный женский монастырь в серпухове. Введенско-владычный монастырь Серпуховский владычный женский монастырь требы

Наконец-то дошли руки выложить материал про Владычный женский монастырь в Серпухове. Фотоматериал мы собрали еще два года назад, но, увы, только сейчас сложился текст к этим фотографиям. Кстати, прогулку по монастырю неплохо совместить с катанием на пароходике Зуша, который ходит по Оке. Место отправления пароходика находится в 300 метрах от входа в обитель, а стоит такая часовая прогулка по реке как поездка на маршрутке.

Краткая история монастыря

В двух словах расскажу про историю монастыря, чтоб хоть какое-то представление о нем было. Этот монастырь – самый древний в Серпухове. Заложен он в 1360 году и, следовательно, на 14 лет старше, чем , который тоже в городе находится.

После того как умер его основатель митрополит Алексей, Владычный монастырь в Серпухове пришел в упадок. И был он в таком состоянии до времен Годунова, который однажды (в 1598 году) поставил поблизости от монастыря свое войско, чтоб с крымским ханом сразиться. Но хан увидел огромное войско русских и ушел в степь без боя. Годунов, конечно, принял это за чудо, повелел монастырь восстановить и сделать его лучше прежнего.

Сейчас монастырь в целом выглядит так же, как он при Годунове выглядел. Разумеется, что-то переделано и что-то не сохранилось, но основа ансамбля, которую мы сейчас лицезреем, в те времена сложилась.

Дальнейшая судьба Владычного монастыря печальна: он снова приходит в упадок. Чтобы спасти монастырь, в 1806 году один из митрополитов преобразовывает его из мужского в женский. Примерно в 1880 году в обители была обнаружена икона Неупиваемая чаша, которая исцеляет от пьянства и от всяких вредных зависимостей.

Еще «прославился» монастырь своей настоятельницей Митрофанией, которая была сослана за попытку воровства чужого имущества в особо крупных размерах. Ее имя стало нарицательным, а ее образ использовали в своих произведениях Некрасов, Островский и Салтыков-Щедрина.

В 1919 году Владычный женский монастырь в Серпухове закрыт большевиками, и примерно в это же время чудотворная икона была утрачена, по всей видимости, сожжена. В советское время на территории находились склады какие-то и школа летчиков.

В 1995 году Владычный женский монастырь вернули церкви и отреставрировали. Сейчас вид его вполне ухоженный, хотя есть еще чем позаниматься реставраторам. Примерно в тоже время для монастыря сделали копию утерянной чудотворной иконы.

Для тех, кто не в курсе, поясню: сейчас есть два списка чудотворной иконы «Неупиваемая чаша». Один находится во Владычном монастыре, другой – в Высоцком. Но обе копии считаются равнозначными и тоже чудотворными.

Впечатления от посещения Владычного женского монастыря в Серпухове

Монастыри не для впечатлений внешних, а для внутренних ощущений. А ощущения от посещения обители ровные и спокойные.

Но есть несколько вещей, которые особо запомнились: как мы воду в монастыре набирали и как кошка в купель приходила пить. А еще запомнился огород на территории монастыря и павлины в загоне. Павлины особенно Танюшке понравились, хотя и взрослым тоже интересно было. Еще красиво смотрится монастырь со стороны воды, когда на пароходике плывешь, про который я в самом начале упоминал.

А еще запомнился двухэтажный старый дом советского периода, который на территории монастыря стоит. Получается, что люди, которые к монастырю, видимо, никакого отношения не имеют, живут фактически в монастыре. Там и белье сушится на улице, и коляска детская около подъезда стоит.

Как добраться до Владычного монастыря в Серпухове

От железнодорожного вокзала в Серпухове к монастырю ходят маршрутка с надписью «Октябрьская» и автобус №4. Ехать нужно до конечной остановки.

Серпуховской Владычный мужской монастырь был возведен в 1360 году на окраине города около реки Нары московским митрополитом Святителем Алексием. Через некоторое время здесь был построен каменный храм, который не сохранился до нашего времени. Самые ранние из монастырских построек датируются XVI – XVII веком. Довольно интенсивное строительство здесь велось с 1598 года.

В 1599 году зодчие возвели новый Введенский собор, а через год они создали довольно сложный комплекс трапезной, в центре которого стоял прекрасный шатровый храм, основанный в честь святого великомученика Георгия. Его строительство велось исключительно на средства Бориса Годунова. В 1600 году в монастыре построили церковь св. Феодора Анкирского, после чего работы временно приостановились.

В середине XVII столетия вокруг обители были подняты каменные массивные стены с башнями. Вскоре были проведены некоторые реставрационные работы. Из храма Введения во храм Пресвятой Богородицы был перестроен и вынесен придел во имя св. царевича Димитрия. В начале следующего века строительство полностью прекратили из-за отсутствия средств. На протяжении следующих двух веков монастырь вел довольно небогатую хозяйственную жизнь.

Введенский Владычный женский монастырь

Введенский Владычный женский монастырь расположен в городе Серпухове. Он был возведен московским митрополитом святителем Алексием в 1360 году. По приданиям легенды, основанию этого монастыря предшествовало особое чудотворное появление Божией Матери. В 1362 году трудами Варлаама - первого настоятеля монастыря, здесь была построена каменная церковь, а в 1878 году в обитель привезли чудотворную икону Божией Матери Неупиваемая Чаша.

К началу XVIII века в распоряжении женского монастыря были многочисленные вотчины в Серпуховском и Московском уездах. В 1724-1727 годах он был присоединен к Заиконоспасскому монастырю, а в 1764 году, благодаря манифесту Екатерины II, получил III класс. В 1861-1847 годах настоятельницей обители была известная Митрофания Розен.

Главными святынями монастыря выступают мощи Варлаама и чудотворная икона «Введение во храм Пресвятой Богородицы». В начале XX века в монастыре числилось 326 послушниц и 50 монахинь. В наше время здесь продолжается монашеская жизнь, а также сюда ежегодно приезжает сотни туристов и паломников.

Высоцкий мужской монастырь

Серпуховский Высоцкий мужской монастырь - это один из древнейших монастырей на Руси. Его основали в 1374 году по приказу серпуховского князя Владимира Андреевича Храброго. Он был возведен на крутых склонах, которые уступами опускались в долину реки Нары, покрытую роскошной густой зеленью.

Храм входит в число девяти обителей, первые его настоятели - преподобные Никита Серпуховский, Афанасий Высоцкий старший и Афанасий Высоцкий младший. Место, выбранное под строительство монастыря, называлось Высоким, отсюда и пошло название святыни. Князь Владимир Храбрый не жалел сил и средств для благоустройства обители. Сразу же после его основания здесь выстроили первый храм, который был посвящен Зачатию Пресвятой Богородицы.

В XVIII веке монастырь стал крупным вотчинником. Он владел селами, 3000 душами крестьян, деревнями, двумя часовнями, мельницей на реке Наре, а также деревянным московским подворьем. С XVII по XVIII века к Серпуховскому Высоцкому мужскому монастырю приписали женский Серпуховский Владычный монастырь. В наше время в этом месте собираются тысячи паломников и туристов.

Полное название монастыря – Серпуховский Владычный Свято-Введенский женский монастырь . Расположен он в Подмосковье, в городе Серпухове.

В монастырский комплекс входят несколько храмов и церквей, святой источник, многочисленные монастырские постройки, гостиница для паломников, православная гимназия, а также гробница Варлаама Серпуховского, главного строителя монастыря, и основная святыня храма – икона «Неупиваемая чаша».

История монастыря

История монастыря начинается в 1360 году. Согласно преданию, Святителю Алекию во время молитвы было видение: сама Пресвятая Богородица обратилась к нему с призывом построить храм в ее честь в пределах града Серпухова. Алексий тот час же отправил на поиски подходящего места преподобного Варлаама. Найдя такое место, преподобный Варлаам решил переночевать там. Ночью услышал он звон, неизвестно откуда взявшийся, и решил, что это знак от Богородицы, что место он нашел то самое. Через некоторое время сюда пришел и Алексий. Выбором места остался доволен и повелел поставить здесь деревянную церковь. Варлаама же назначил главным строителем.

В 1362 году уже была построена первая каменная церковь и трапезная. Преподобный Варлаам строил монастырь 13 лет, вплоть до самой своей смерти. Чувствуя, что скоро земные дни его закончатся, попросил он Алексия похоронить его около монастыря, чтобы и после смерти смотреть на результаты своих трудов, быть рядом с главным делом своей жизни.

После смерти Варлаама по распоряжению святителя Алексия была написана икона «Введение Пресвятой Богородицы во Святая Святых». Эта икона в течение 540 лет была главной святыней монастыря и по праву почиталась, как чудотворная.

Вплоть до конца 16 века монастырь продолжал строиться, обитель получала от разных царей земли и пожертвования. Царь Иван Грозный , отличавшийся, как известно, не только особой кровожадностью, но и такой же безграничной набожностью, пожаловал монастырю мельницу и землю, чтобы монахи могли хоть как-то прокормиться.

В 1599 году был построен Надвратный храм Феодотия Анкирского. В 1598—1609 монастырь полностью перестраивается на деньги царя Бориса Годунова в честь бескровной победы русского войска над ханом Казы-Гиреем на реке Оке. Строительство осуществлялось не только на деньги Годунова, но и под его контролем. Преобразования охватили все без исключения постройки монастыря: расширен Введенский собор, построен храм в честь Святого Георгия, монастырь обнесен каменной крепостной стеной с башнями.

В 1607 году по велению Василия Шуйского монастырю был подарен Чудотворный образ царевича Дмитрия. В это время в обители уже было около 30 монахов. Обитель процветала и принимала множество паломников.

Самостоятельность монастырь потерял спустя век. В 1724 году, согласно новому духовному Регламенту, обитель была приписана к Московскому Заиконоспасскому монастырю. На протяжении нескольких лет обитель постепенно пустела, ветшала, и дошло даже до того, что некому было проводить церковные службы. Настоятелями монастыря на протяжении долгого времени были простые иноки-строители.

В 1806 году монастырь пришел в такой упадок, что решено было его упразднить. Но, как это часто бывало на Руси, положение спасли женщины. Монастырь получил вторую жизнь, благодаря игуменье Дионисии , которая прибыла сюда из Новодевичьего монастыря с пятью монахинями и четырьмя послушницами. Скорее всего, немалую роль в возрождении монастыря сыграла и княгиня Евдокия Вяземская , которая прожила здесь последние свои дни под именем старицы Ефросиньи.

Примечательна также личность еще одной обитательницы Введенского монастыря – игуменьи Митрофании . До 26 лет будущая игуменья и не помышляла о монастырской жизни. Тогда ее звали Прасковья Розен, и принадлежала она к древнему аристократическому роду баронов Розен. Что именно так повлияло на образованную и умную барышню, да к тому же еще и фрейлину супруги Николая первого – неизвестно. Но в 26 лет она принимает монашество и уходит в Алексеевский монастырь. В 1861 году Митрофания становится игуменьей Владычного Свято-Введенского монастыря в Серпухове и ставит себе цель: сделать монастырь не просто процветающим, а лучшим из лучших. Свои связи при дворе она успешно конвертирует в денежные пожертвования, которые так нужны обители. При ней монастырь прирастает и постройками, и послушницами.

Современники Митрофании отмечали ее организаторские способности, сильный характер, решительность и деловой склад ума. Благодаря ей была создана первая община сестер милосердия, а монастырь стал известен своей миссионерской деятельностью. Но такая миссионерская помощь людям была чужда православным традициям и многим не нравилась. В 1874 году игуменью обвинили в попытках мошеннически завладеть чужим имуществом, подвергли судебным разбирательствам и по приговору сослали в монастырь Енисейской губернии.

Обретение иконы «Неупивемая чаша»

В 1878 году в монастыре произошло знаменательное событие – обретение чудотворной иконы «Неупивемая чаша».

Официальная версия этого обретения такова. Один крестьянин Тульской губернии, отставной солдат николаевской армии, имел непреодолимую тягу к спиртному. Справиться сам с этой болезнью он не мог, пропивал все, что было в доме. В довершении всего у него отнялись ноги, но и это не могло остановить его. И вот однажды ночью видит он во сне старца, который велит ему идти в Серпухов и во Владычном монастыре отыскать икону «Неупиваемая чаша». Старец обещает, что молитва перед этой иконой излечит и его тело, и его душу. Крестьянин поначалу не внял советам старца, да и отправляться в такой долгий путь, не имея возможности встать на ноги, не захотел. Старцу пришлось еще два раза грозно повторить свое наставление во сне, прежде чем крестьянин решился на четвереньках ползти из Тульской губернии в Серпухов. Дорога была трудной, но, видимо, не располагала к распитию спиртного. Поэтому в монастырь крестьянин вошел на своих ногах, хоть и опираясь на палку. Икону, о которой крестьянин слышал во сне, сестры нашли в проходе Георгиевского храма. До этого никто не знал, что эта икона носит такое название и исцеляет от пьянства. С тех пор икона была помещена в храм и к ней потянулись многие страждущие.

В 1919 году с приходом Советской власти для монастыря настали самые трудные времена. Всех монахинь изгнали, монастырь закрыли, а драгоценная чудотворная икона «Неупиваемая чаша» была навсегда потеряна. Георгиевский храм стал кинотеатром, во Введенском соборе и приделе св. Алексия разместились склады, а остальные постройки были отданы летному училищу.

В 1978 году летное училище закрыли, и монастырь пришел в окончательный упадок. Храмы и монастырские стены буквально растаскивали по кирпичам местные дачники.

Лишь в 1995 году в монастыре вновь начались службы. Обитель начала свою новую историю.

Владычный Свято-Введенский монастырь сегодня

Под руководством игуменьи Алексии в марте 1995 года началось восстановление полуразрушенного монастыря. Каким-то чудом сохранившиеся кресты на церквях снова дают надежду всем верующим, а заново написанная икона «Неупиваемая чаша» — исцеляет от тяжкого недуга.

Сегодня, как и много веков назад, белоснежный Введенский собор открыт для посещения, а Надвратный храм святого Феодота Анкирского встречает паломников. Также на территории монастыря расположена Церковь святого Георгия, Церковь святого Алексия, основателя монастыря, сень над гробницей преподобного Варлаама Серпуховского, главного строителя обители.

Введенский владычный женский монастырь (Россия) - описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Горящие туры в Россию

История Введенского владычного женского монастыря в Серпухове непосредственно связана с житием святого Алексия, Митрополита Московского. Согласно преданию, сама Божия Матерь явилась святителю и повелела основать обитель, которая сослужит большую службу в деле спасения человеческих душ. Святому было указано и место - окрестности города Серпухова. А также сказано, что основание монастыря станет одним из главнейших дел в жизни Алексия.

Немного истории

Основанный еще в 1360 г., монастырь прошел множество испытаний за несколько столетий непростой российской жизни. Но во все времена оставался местом паломничества, куда стремились верующие со всех уголков русской земли. Известен он и тем, что здесь, в Георгиевском храме находится чудотворная икона Богородицы «Неупиваемая чаша». С момента основания это один из крупнейших духовных и культурных центров центральной России.

Первым игуменом обители стал преподобный Варлаам, при котором была построен каменный Введенский собор. Монастырь почитался московской династией князей, и к концу 17 столетия имел обширные вотчины не только в окрестностях Серпухова, но и в Москве. В начале 19 столетия его преобразовали в женский, еще спустя полвека тут был обретен образ «Неупиваемая Чаша».

Икона «Неупиваемая Чаша»

Согласно рассказам инокини Елизаветы, все было так. В одной из деревень жил отставной солдат, сильно хворавший ногами и горько пьющий. Однажды ему явился во сне старец и сказал ступать в Серпухов, во Введенский монастырь, дабы помолиться пред иконой Богоматери «Неупиваемая Чаша». Однако тот не внял старцу. Но сон повторился вновь, и тогда болезный отправился в путь.

Сначала он шел на четвереньках, останавливаясь у добрых людей на ночлег. Как-то раз он остановился в доме, где старуха растерла ему ноги перед сном, а на утро он смог хоть и не твердо, но стоять на них. Через день, взяв две палки, старый воин двинулся в путь. Ему становилось все лучше, и к Введенской обители он дошел уже вовсе без подпорок. Там он попросил отслужить молебен у образа Богородицы «Неупиваемая Чаша», но инокини не ведали о такой иконе. Тогда предположили, что речь идет об образе в Георгиевском храме, на котором есть изображение сосуда. Каково же было всеобщее удивление, когда на обороте иконы было начертано совершенно то же самое. Оказалось, что явившийся солдату старец - Святой Варлаам.

Что посмотреть

Монастырь обнесен толстой кирпичной стеной, которая когда-то служила защитой для жителей Серпухова. Войти в обитель можно через арку, которую венчает изящный надвратный храм во имя мученика Федота Анкирского. Самая древняя церковь - белокаменный Введенский собор 14 века, построен в русском стиле - в виде массивного четверика. Кровлю украшают объемные кокошники и пятиглавие, а позднее с разных сторон к нему пристроили апсиды и паперть. Еще один храм обители - во имя Георгия Победоносца, относится к более поздней эпохе и представляет собой яркий образец времен Бориса Годунова. Его отличает характерная шатровая кровля - один из признаков московского зодчества второй половины 16-17 веков. А вот колокольня, которая составляет единое целое с общим объемом здания - выполнена в стиле Московского Кремля, что возводили с привлечением мастеров из Италии.

Рядом с входом во Введенский собор стоит небольшая деревянная часовенка, в которой покоятся мощи основателя монастыря - святого Варлаама. Ему молятся об избавлении от бесов и о здоровье домашнего скота. В последние годы было документально зафиксировано несколько десятков чудесных исцелений по молитвам святого.

Внутри Введенского храма все покрыто росписями в старинном русском стиле, что создает уютную намоленную атмосферу. В храме Св. Георгия - наоборот, нет росписей, только иконы висят на белоснежных стенах. Стоит обратить внимание на необычные по форме и исполнению светильники. Вся территория монастыря усажена цветами и ухожена, недаром это женский монастырь. Собираясь в обитель, нужно не забыть тару для воды - источник «Неупиваемая чаша» славится своей помощью страдающим от алкогольных и иных излишеств. Рядом с монастырем есть пекарня, где можно купить вкусную монастырскую выпечку и перекусить.

Практическая информация

Адрес: Серпухов, ул. Октябрьская, 40. Веб-сайт .

Как добраться: на автомобиле - по Симферопольскому, Борисовскому ш., ул. Ворошилова, Ленинского Комсомола и Октябрьской; на электричке - с Курского вокзала столицы до станции «Серпухов», далее на автобусе № 4 до конечной остановки.

Богослужения проходят ежедневно в 7:15 по будням, в 8:00 и 17:00 по праздничным и воскресным дням; исповедь проводится после вечернего богослужения.